г. Краснодар |
|
31 октября 2019 г. |
Дело N А32-16724/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шрамко А.А. (доверенность от 04.01.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750) - Иосифиди Л.Л. (доверенность от 09.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 по делу N А32-16724/2018, установил следующее.
ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги (далее - истец, железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (прежнее наименование - ООО "РН-Туапсенефтепродукт"; далее - ответчик, терминал) о взыскании 301 041 рубля 60 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Решением от 12.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2019, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы доказанностью задержки вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от терминала - в связи с невыполнением пользователем технологических норм выгрузки грузов из вагонов.
В кассационной жалобе терминал просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что выгрузка мазута топочного производилась в течение 5 часов, в пределах технологических норм выгрузки груза, однако, несмотря на выгрузку вагонов, вагоны с промежуточных станций не были поданы дорогой и оставались на путях общего пользования по вине железной дороги. Железная дорога не обосновала свое бездействие по неподаче вагонов с промежуточных станций в течение 11 суток. Суд апелляционной инстанции ошибочно отождествил понятия вагонооборота и максимальной суточной перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования. Для определения количества поданных под выгрузку вагонов в сутки необходимо вагонооборот разделить на 2 (поданные и убранные вагоны). С учетом данных, указанных судом в апелляционном постановлении, ответчик в период с ????? по 23.01.2018 не превысил суточную максимальную перерабатывающую способность - 396 вагонов, при этом, в зависимости от суточного вагонооборота дифференцируются базовые ставки платы за пользование вагонами, контейнерами. Предоставленные железной дорогой ведомости подачи и уборки вагонов не подтверждают нарушений технологических норм выгрузки мазута топочного, поскольку оформлены на грузы иного характера. Истец не представил документы, подтверждающие занятость пути необщего пользования либо мест общего пользования за весь период задержки вагонов в пути следования.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей сторон по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 08.06.2015 железная дорога (перевозчик) и терминал (пользователь) заключили договор N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования N 1, 3, 6 при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД.
В пункте 14 договора стороны предусмотрели внесение пользователем перевозчику платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования (далее - ж/д пути ОП) железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя, в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)".
Суды установили, что в результате невыполнения срока оборота вагонов на принадлежащем терминалу пути необщего пользования с 03.12.2017 по 14.12.2017 вагоны, следовавшие в адрес терминала, были задержаны в пути следования на промежуточной станции "Отрадо-Кубанская". Терминалу направлены соответствующие извещения, факт задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксирован в актах общей формы.
За время задержки вагонов железная дорога начислила терминалу плату в размере 301 041 рубля 60 копеек по ставкам Тарифного руководства.
Отказ терминала от внесения названной платы явился основанием для обращения железной дороги с иском в арбитражный суд.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на ж/д путях ОП, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление ж/д путей ОП для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление ж/д путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на ж/ путях ОП, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на ж/д путях ОП железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление ж/д путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на ж/д путях ОП железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем ж/д путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном данным Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что в случае задержки вагонов в пути следования на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, перевозчик на станции назначения по факту задержки вагонов составляет акт общей формы (далее - АОФ), в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов АОФ составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В АОФ должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В АОФ, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. АОФ должен быть подписан перевозчиком, и не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункты 3.4 и 3.5 Правил N 45).
Удовлетворяя иск, суды пришли к выводу о том, что прибытие вагонов в составе брошенных поездов с нарушением сроков доставки и невыполнения (нарушения) норм выгрузки в период, за который начислена плата, подтверждены ведомостями подачи и уборки вагонов и АОФ, подписанными ответчиком с возражениями (т. 1, л. д. 11 - 23). Суды указали, что разногласия терминала к АОФ не подтверждают соблюдения им технологического срока оборота вагонов, а указание в разногласиях на отсутствие его отказа от приема груза не ограничивает применения статьи 39 Устава и пункта 4.7 Правил N 26.
Доказательства, опровергающие эти выводы судов, терминал не представил.
Несогласие терминала с оценкой представленных в дело доказательств в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для изменения или отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 по делу N А32-16724/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.