г. Краснодар |
|
30 октября 2019 г. |
Дело N А53-5438/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Стройком" (ИНН 6142017850, ОГРН 1026101885545) - Половниковой И.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" (ИНН 6168055811, ОГРН 1116194004717), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройком" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2019 по делу N А53-5438/2019, установил следующее.
ООО "Донская региональная компания" (далее - компания) обратилось в суд с иском к ООО "Стройком" (далее - общество) о взыскании 517 463 рублей 27 копеек долга январь - февраль 2018 года по договору на водоснабжение и водоотведение от 18.03.2016 N 977/БК, 30 433 рублей 16 копеек пеней с 21.07.2018 по 10.12.2018, а также пеней, начисленных по день фактической оплаты долга.
Решением от 30.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.07.2019, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что расчет компании соответствует требованиям действующего законодательства.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Правильность расчета долга за спорный период установлена вступившими в силу законными актами по делам N А53-5567/2018 и А53-8322/2018, поэтому основания для перерасчета объема водоотведения отсутствовали. Долг за спорный период взыскан в рамках названных дел, поэтому производство по рассматриваемому делу следовало прекратить.
В отзыве на жалобу компания указала на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, компания и общество заключили договор от 18.03.2016 N 977/БК на водоснабжение и водоотведение многоквартирных домов, находящихся в управлении общества.
Согласно пункту 2.6 договора объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, оборудованные коллективными приборами учета, определяется на основании показаний, принятых в эксплуатацию приборов учета за расчетный период, за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этих многоквартирных домах по договорам, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Разногласия сторон возникли по объему сброшенных в систему канализации сточных вод.
Согласно представленному компанией расчету объем водоотведения принимается равным объему водоснабжения (подпункт "в(4)" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124)), и представляет перерасчет (доначисление) ранее взысканного объема водоотведения за январь и февраль 2018 года.
Суды согласились с расчетом компании и удовлетворили иск.
Между тем суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе сточных вод (водоотведения), потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при отсутствии общедомового прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498 внесены изменения в Правила N 124, которыми законодатель изменил порядок определения обязательств по оплате сточных вод, отводимых за расчетный период по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод (водоотведения), установив два варианта расчета.
Указанный порядок зависит от того, заключается ли договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и оплаты ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в(4)" пункта 21 Правил N 124), или же договор ресурсоснабжения заключен при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (подпункт "в(4)" пункта 21 Правил N 124).
Подпункт "в(4)" пункта 21(1) Правил N 124 в корреспонденции с пунктом 21 Правил N 124 предусматривает, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод (водоотведения), определяется за расчетный период (расчетный месяц) исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирного домаМКД, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в ситуации, когда договор ресурсоснабжения заключен применительно к ситуации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21(1) Правил N 124, многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета сточных вод, объем обязательств исполнителя по оплате коммунальных услуг водоотведения ограничен установленными нормативами потребления и не может быть определен иным образом.
С целью реализации указанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений указанного постановления (пункт 2).
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).
Согласно абзацу 3 пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, действовавшей с 01.01.2017) норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Приказом Региональной службы по тарифам Ростовской области от 30.05.3017 N 20/10 (в редакции приказа от 28.09.2017) установлены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области.
Таким образом, в спорный период нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены, однако для выполнения расчета необходимы сведения об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов.
Поскольку судами при рассмотрении дела неправильно применены приведенные положения Правил N 124 и 306, не установлены имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, исходя из положений действующего законодательства, проверить произведенный компанией расчет с позиции названных норм материального права. Поскольку задолженность за водоотведение за названный период являлась предметом спора по делам N А53-5567/2018 и А53-8322/2018, суду следует оценить доводы общества о тождественности данных дел и рассматриваемого дела (расчет суммы долга в данных делах).
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2019 по делу N А53-5438/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.