В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями), приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 N 233/552 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 N 485-пП (с последующими изменениями), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о предметной комиссии Пензенской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области.
2. Признать утратившими силу:
2.1. Приказ Министерства образования Пензенской области от 05.12.2014 N 505/01-07 "Об утверждении Положения о предметной комиссии Пензенской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области".
2.2. Приказ Министерства образования Пензенской области от 16.02.2017 N 58/01-07 "О внесении изменений в приказ Министерства образования Пензенской области от 05.12.2014 N 505/01-07".
2.3. Приказ Министерства образования Пензенской области от 28.09.2018 N 325/01-07 "О внесении изменений в Положение о предметной комиссии Пензенской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области, утвержденное приказом Министерства образования Пензенской области от 05.12.2014 N 505/01-07".
2.4. Приказ Министерства образования Пензенской области от 26.06.2020 N 279/01-07 "О внесении изменений в приказ Министерства образования Пензенской области от 05.12.2014 N 505/01-07" (с последующими изменениями)".
3. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства образования Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
4. Настоящий приказ вступает в силу с момента его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 сентября 2023 года.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования Пензенской области А.Н. Фомина.
Министр |
А.П. Комаров |
Утверждено
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 20.09.2023 N 16-178
Положение о предметной комиссии Пензенской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области
1. Общие положения
1.1. Положение о предметной комиссии Пензенской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области (далее - Положение) разработано на основании Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 N 233/552 (далее - Порядок), методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).
Положение определяет цели, порядок формирования и структуру предметной комиссии Пензенской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области (далее - ПК), ее полномочия и функции, а также порядок организации работы ПК.
1.2. Проверка и оценивание ответов (в том числе устных ответов) участников экзаменов на задания контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ), предусматривающие развернутый ответ, осуществляется ПК по следующим учебным предметам: русскому языку, математике (профильный уровень), физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, истории, географии, обществознанию, литературе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).
1.3. Министерство образования Пензенской области (далее - Министерство) ежегодно создает ПК и организует деятельность ПК, определяет и представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей ПК по учебным предметам.
1.4. Министерство утверждает персональные составы ПК по представлению председателей ПК.
1.5. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, Рособрнадзора и Министерства, настоящим Положением.
1.6. ПК по соответствующему учебному предмету прекращает свою деятельность с момента создания Министерством ПК по соответствующему учебному предмету для проведения экзаменов в Пензенской области в следующем году.
1.7. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
1.8. ПК работают в помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и распространения информации ограниченного доступа.
1.9. В помещениях, где находятся ПК, Министерство обеспечивает размещение специальных рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для предоставления возможности уточнения изложенных в экзаменационных работах участников экзаменов фактов.
1.10. Организационное и технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет региональный центр обработки информации государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт регионального развития Пензенской области" (далее - РЦОИ).
1.11. В местах работы ПК могут присутствовать:
- члены государственной экзаменационной комиссии Пензенской области (далее - ГЭК) - по решению председателя ГЭК;
- аккредитованные общественные наблюдатели;
- должностные лица Рособрнадзора, Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Пензенской области - по решению соответствующих органов.
1.12. В период организации и проведения экзаменов распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту ПК по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
1.13. Ответы участников экзаменов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом, ответы на задания КИМ для проведения ГВЭ, в том числе устные ответы, проходят следующие виды проверок:
- проверку двумя экспертами ПК (далее - первая и вторая проверки);
- проверку третьим экспертом ПК (далее - третья проверка);
- межрегиональную перекрестную проверку;
- перепроверку;
- проверку в рамках установления правильности оценивания развернутых ответов (в том числе устных) участников экзаменов, подавших апелляции о несогласии с выставленными баллами;
- межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
1.14. Обработка и проверка экзаменационных работ должны завершиться в следующие сроки:
- ЕГЭ по информатике, в том числе проведенный в досрочный и дополнительный периоды, в резервные сроки каждого из периодов проведения экзаменов - не позднее двух календарных дней после проведения экзамена;
- ЕГЭ по математике базового уровня - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена;
- ЕГЭ по математике профильного уровня, ГВЭ по математике - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
- ЕГЭ и ГВЭ по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;
- ЕГЭ по учебным предметам по выбору (за исключением ЕГЭ по информатике) - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
- ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по информатике) и ГВЭ по экзаменам, проведенным в досрочный и дополнительный периоды, в резервные сроки каждого из периодов проведения экзаменов, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
1.15. Министерство образования Пензенской области обеспечивает организацию видеонаблюдения, в том числе видеозаписи, в помещениях ПК.
2. Статусы экспертов ПК
2.1. Эксперт - это лицо, являющееся членом ПК. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту может быть присвоен один из следующих статусов: "ведущий эксперт", "старший эксперт", "основной эксперт".
2.1.1. "Ведущий эксперт" - статус, присваиваемый председателю ПК и, по усмотрению председателя ПК (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю председателя ПК, позволяющий:
а) осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов на региональном уровне;
б) консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя ПК);
в) привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК);
г) осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК;
д) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках;
е) осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
ж) осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
2.1.2. "Старший эксперт" - статус, позволяющий:
а) консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по назначению председателя ПК);
б) осуществлять первую, вторую и третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК;
в) привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК);
г) участвовать в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
д) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках.
2.1.3. "Основной эксперт" - статус, позволяющий:
а) осуществлять первую, вторую проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК;
б) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК, осуществляя первую и вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов;
в) осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
2.2. Подготовка экспертов ПК должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ПК, размещенных на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ); изображений развернутых ответов участников экзаменов прошлых лет, предоставленных РЦОИ в соответствии с перечнем требований к экзаменационным работам, сформулированным председателем ПК.
2.3. Проверку развернутых ответов участников экзаменов эксперты ПК осуществляют в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов, а также с учетом содержания учебников по соответствующему учебному предмету, включенных в федеральный перечень.
3. Полномочия председателя ПК
3.1. При подготовительных мероприятиях председатель ПК:
3.1.1. Имеет право участвовать в ежегодных семинарах по совершенствованию подходов к оцениванию выполнения развернутых ответов, организуемых ФИПИ.
3.1.2. Обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций и перепроверок в предыдущие годы.
3.1.3. Не позднее чем за 14 дней до начала обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету председатель ПК формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов на проверку экзаменационных работ; председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, осуществляющих проверку бланков, распознанных как пустые.
3.1.4. Согласует с руководителем РЦОИ перечень и формы отчетных материалов о ходе работы ПК в период проведения проверки экзаменационных работ, а также перечень и формы представления статистической информации о работе ПК по итогам проведения проверки.
3.1.5. Заблаговременно направляет в Министерство информацию, содержащую перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, учебников, включенных в федеральный перечень, разрешенных к использованию экспертами ПК по соответствующему учебному предмету.
3.2. На этапе проверки развернутых ответов участников экзаменов председатель ПК должен:
3.2.1. Получить у руководителя РЦОИ (или ответственного сотрудника РЦОИ) полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться к семинару-согласованию подходов к оцениванию выполнения каждого задания.
3.2.2. Обеспечить получение необходимого для проверки экспертами количества рабочих комплектов при обработке и проверке развернутых ответов в РЦОИ.
3.2.3. Перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий.
3.2.4. Распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях.
3.2.5. Провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее 60 минут), опираясь на полученные критерии оценивания развернутых ответов, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне.
3.2.6. Осуществлять консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ.
3.2.7. Обеспечить присутствие в аудиториях только допущенных лиц - помимо экспертов и председателя ПК в аудитории могут находиться: руководитель РЦОИ (или ответственный сотрудник РЦОИ); член ГЭК; должностные лица Министерства образования Пензенской области или Рособрнадзора, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку порядка проведения ГИА; аккредитованные общественные наблюдатели.
3.2.8. Выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания развернутых ответов по каждому варианту и рабочий комплект для проверки.
3.2.9. Обеспечить комфортную рабочую атмосферу в ПК. Во время работы экспертам запрещается:
- иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
- копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные материалы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах;
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК консультантом.
По завершении проверки, использованные экспертами материалы (за исключением протоколов проверки экзаменационных работ) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ.
3.2.10. В рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ.
3.2.11. Контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ.
3.2.12. Оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения.
3.2.13. Если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю РЦОИ (или ответственному сотруднику РЦОИ) и передать ему данный комплект с протоколом проверки.
3.2.14. Бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, передать руководителю РЦОИ (или ответственному сотруднику РЦОИ) для переназначения другим экспертам.
3.2.15. По завершении работы ПК сдать руководителю РЦОИ (или ответственному сотруднику РЦОИ) все критерии оценивания развернутых ответов, выданные для проведения проверки.
3.2.16. По завершении проверки получить от руководителя РЦОИ (или ответственного сотрудника РЦОИ) пакет документов о результатах работы ПК:
- количество работ, проверенных каждым экспертом;
- количество работ, отправленных на третью проверку;
- информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;
- другую информацию, связанную с деятельностью ПК, при необходимости.
3.3. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами председатель ПК по соответствующему учебному предмету обязан:
3.3.1. Получить от председателя апелляционной комиссии (далее - АК) апелляционный комплект участника экзамена, подавшего апелляцию, до заседания АК.
3.3.2. До заседания АК организовать работу экспертов АК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами ПК, ранее проверявшими в текущем году экзаменационную работу участника экзамена, подавшего апелляцию, по установлению правильности оценивания развернутых ответов или о необходимости изменения первичных баллов за выполнение задания с развернутым ответом (в том числе устных ответов).
3.3.3. Назначить на рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами экспертов, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами ПК, ранее проверявшими в текущем году экзаменационные работы данных участников экзаменов, подавших апелляции, и передать им вышеуказанные материалы.
3.3.4. Узнать у ответственного секретаря АК дату, место и время заседания АК, а также о присутствии на заседании АК по рассмотрению апелляций участников экзаменов, подавших апелляции, и (или) их родителей (законных представителей).
3.3.5. Направить экспертов, назначенных на рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами и принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания развернутых ответов или о необходимости изменения первичных баллов за выполнение развернутых ответов участников экзаменов, подавших апелляции, на заседание АК в указанное время.
3.3.6. После проведения экспертами ПК соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день передать председателю АК апелляционные комплекты документов и заключения экспертов ПК.
3.3.7. Оперативно передавать в ФИПИ, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования" (далее - ФЦТ) информацию об обнаруженных некорректных (по мнению председателя ПК) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.
3.3.8. В случае возникновения затруднений в формулировании однозначного ответа о правильности оценивания развернутых ответов участника экзаменов, подавшего апелляции, оперативно сообщить в АК о необходимости обращения в Комиссию по разработке КИМ с запросом о предоставлении разъяснений по критериям оценивания и предоставить в АК проект такого запроса. В запросе в обязательном порядке формулируются вопросы, возникшие при формировании заключения о правильности оценивания развернутых ответов участника экзамена, подавшего апелляцию.
4. Полномочия экспертов ПК
4.1. Эксперты должны:
4.1.1. На подготовительном этапе пройти обучение с использованием учебно-методических материалов ФИПИ и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями установленного Порядка, методических материалов ФИПИ, а также нормативных и методических материалов Министерства образования Пензенской области.
4.1.2. Заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК (или заместителем председателя ПК).
4.1.3. Непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем ПК (или заместителем председателя ПК) оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.
4.1.4. Эксперты, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж и/или не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.
4.2. Во время проверки развернутых ответов эксперты должны:
4.2.1. По указанию председателя ПК (или заместителя председателя ПК) занять рабочие места в предоставленных аудиториях.
4.2.2. Получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания.
4.2.3. Соблюдать дисциплину во время работы.
4.2.4. При возникновении вопросов или проблем обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом.
4.2.5. Заполнять бланки-протоколы, руководствуясь следующими правилами:
- заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
- использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
- исключить внесение исправлений в бланки-протоколы, при необходимости внесения изменений председатель ПК составляет акт о факте порчи протокола и направляет руководителю РЦОИ служебную записку о необходимости уничтожения испорченного протокола и распечатки нового;
- оценивать работы по критериям оценивания в полном объеме в случае выявления экзаменационных работ, в которых: бланк ответов N 2 (лист 1) и бланк ответов N 2 (лист 2) содержат знаки "Z"; развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2 расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи);
- при выявлении экзаменационных работ, в которых развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2 расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи), а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, эксперту ПК необходимо незамедлительно проинформировать об установленных фактах председателя ПК;
- информировать председателя ПК о невозможности оценить развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.);
- поставить знак "X" в полях бланка-протокола, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не внес в бланк ответов N 2 (дополнительный бланк ответов N 2);
- проставить в соответствующее поле (поля) бланка-протокола соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения развернутых ответов, если участник экзамена приступал к выполнению задания;
- проставить в соответствующее поле бланка-протокола номер выбранного участником экзамена альтернативного задания, если участник экзамена выполнял альтернативное задание;
4.2.6. Фиксировать номера экзаменационных работ, вызвавших затруднения при оценивании, для передачи председателю ПК.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.2.6. После завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК (или заместителю председателя ПК) для передачи на обработку.
4.3. При проверке предположительно незаполненных бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2 эксперты должны:
4.3.1. Получить инструктаж от руководителя РЦОИ или назначенного им лица по выполнению проверки предположительно незаполненных бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
4.3.2. Просматривать с экрана изображения предположительно незаполненных бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
4.3.3. При наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник экзаменов приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено.
4.3.4. При отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено.
4.3.5. Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, отправляются на проверку в ПК.
4.3.6. Задания с развернутыми ответами засчитываются заданиями, к выполнению которых не приступал участник экзамена в случае, если изображения бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2, этого участника экзамена определены двумя проверяющими экспертами ПК как незаполненные. В этом случае автоматизированно посредством региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС) ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.
4.4. При выявлении экспертом ПК случаев, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении участником экзамена Порядка (например, выявлен факт выполнения экзаменационной работы несамостоятельно, наличие предположительно разных почерков, решение заданий разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах или опубликованных источниках и др.), эксперт ПК уведомляет об обнаруженном факте председателя ПК.
4.5. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами:
4.5.1. Получить от председателя ПК апелляционный комплект участника экзаменов, подавшего апелляцию, и критерии оценивания данной работы.
4.5.2. До заседания АК рассмотреть экзаменационную работу участника экзаменов, подавшего апелляцию, а также проанализировать предыдущее оценивание экзаменационной работы.
4.5.3. Дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы участника экзаменов, подавшего апелляцию, или о необходимости изменения баллов за выполнение развернутых ответов с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл.
4.5.4. Узнать у председателя ПК дату, место и время заседания АК и прибыть в указанное время в АК.
4.5.5. В случае возникновения у участника экзаменов, подавшего апелляцию, или у АК вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по оцениванию развернутых ответов (в том числе устных ответов) одного участника экзаменов, подавшего апелляцию, - не более 20 минут (при необходимости по решению АК рекомендуемое время может быть увеличено).
4.5.6. В случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.
4.5.7. Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне.
5. Квалификационные требования для присвоения статусов экспертам
5.1. Статусы "ведущий эксперт", "старший эксперт" или "основной эксперт" присваиваются всем экспертам, включаемым в ПК (кроме председателя ПК), в зависимости от уровня квалификации эксперта. Председателю ПК присваивается статус "ведущий эксперт" без участия в квалификационных испытаниях.
5.2. Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются следующие требования:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта педагогической работы в соответствующей предметной области в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ (в том числе письменных и устных) по соответствующему учебному предмету, полученному в течение последних трех лет.
5.3. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек. Статус "ведущий эксперт" может быть присвоен только председателю или заместителю председателя ПК. Экспертам, не назначенным заместителем председателя или председателем ПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт", присваивается статус "старший эксперт".
5.4. Статусы "ведущий эксперт" и "старший эксперт" могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" опыт оценивания должен составлять не менее трех лет. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам (в случаях, когда ранее в Пензенской области не создавалась региональная ПК по соответствующему учебному предмету).
5.5. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным Министерством для присвоения экспертам каждого из статусов. Показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам приведены в Приложении 1.
6. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК
6.1. ПК формируются из числа экспертов, которым присвоены статусы "ведущий эксперт", "старший эксперт" или "основной эксперт"
6.2. Председатель ПК определяется Министерством по согласованию с Рособрнадзором. Председателю ПК присваивается статус "ведущий эксперт" без участия в квалификационном испытании. Заместителем председателя ПК может быть назначен только эксперт, имеющий статус "ведущий эксперт".
6.3. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, а также председатель ПК.
6.4. Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутых ответов участника экзаменов могут привлекаться только эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", и ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, но имеющие опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году.
6.5. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной Министерством, привлекаться могут только члены ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, и не проверявшие ранее данные работы, а также эксперты, которым присвоен статус "основной эксперт", имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы.
7. Организация работы ПК при перепроверках результатов экзаменов
7.1. До 01 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по решению Министерства образования Пензенской области или ГЭК предметные комиссии Пензенской области проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ, выполненных участниками экзаменов на территории Пензенской области.
7.2. Перепроверку проводят эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", не проверявшие ранее данные работы.
7.3. Сведения об участниках экзаменов, чьи работы отправлены на перепроверку, вносятся в РИС сотрудниками РЦОИ и формируются комплекты документов для перепроверки.
7.4. Комплект документов для перепроверки содержит:
- копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
- копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
- бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
- вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена;
- критерии оценивания выполнения развернутых ответов варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.
7.5. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
7.6. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
7.7. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
7.8. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ.
7.9. В случае получения ГЭК информации Рособрнадзора о результатах перепроверки развернутых ответов экспертами ПК, создаваемых Рособрнадзором, ГЭК организует рассмотрение и анализ результатов перепроверки развернутых ответов председателем ПК по соответствующему учебному предмету, с оформлением соответствующего заключения. Решение ГЭК по итогам рассмотрения результатов перепроверки развернутых ответов экспертами ПК, создаваемых Рособрнадзором, с приложением заключения ПК, направляются в Рособрнадзор.
8. Анализ работы ПК
8.1. По окончании проведения экзаменов и проверки экзаменационных работ участников экзаменов проводится анализ работы ПК.
8.2. Анализ работы ПК проводится в соответствии с перечнем направлений для анализа работы ПК (приведен в Приложении N 2).
8.3. Анализ работы ПК проводится на основании информации, предоставленной Рособрнадзором, ФИПИ, ФЦТ и РЦОИ.
8.4. В целях обеспечения проведения анализа работы ПК группе экспертов, анализирующих работу ПК, предоставляется доступ к КИМ.
Приложение N 1
к Положению
о предметной комиссии Пензенской области
для проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего
образования на территории Пензенской области
Показатели согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам
Показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам
Ниже приведены ориентировочные показатели, вычисляемые по результатам квалификационных испытаний.
Данные показатели могут быть скорректированы с учетом особенностей учебных предметов.
Показатель: Процент заданий / критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Значения показателя для присвоения статуса экспертам
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык Иностранные языки Обществознание Литература |
10% |
15% |
25% |
Биология История |
10% |
15% |
20% |
Физика Химия Информатика и ИКТ География Математика (профильный уровень) |
5% |
7% |
10% |
Показатель: Процент заданий / критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию / критерию оценивания
Значения показателя для присвоения статуса экспертам
|
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт |
0 |
Старший эксперт |
0 |
Приложение N 2
к Положению
о предметной комиссии Пензенской области
для проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего
образования на территории Пензенской области
Перечень направлений для анализа работы ПК
Анализ работы ПК проводится в целях оптимизации работы ПК по проверке развернутых ответов участников экзаменов, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих уровень субъективности проверяющих экспертов.
При анализе работы ПК необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности ПК:
1. Условия проведения проверки:
нахождение ПК в/вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК;
количество аудиторий при работе ПК;
проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК при работе ПК, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);
наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников экзаменов фактов; востребованность этого рабочего места;
прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК).
2. Количество и доля экспертов ПК, имеющих статус "ведущий эксперт", "старший эксперт", "основной эксперт", принцип присвоения статуса экспертов ПК и планирование изменения этих принципов в перспективе.
3. Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в ПК таких экспертов).
4. Общее количество проверок, проведенных ПК (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению Министерства образования Пензенской области).
5. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения экзаменов (досрочный, основной и дополнительный).
6. Общее количество экспертов ПК, устанавливающих правильность оценивания развернутых ответов участников экзаменов, подавших апелляции, в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами. Принцип отбора экспертов ПК, устанавливающих правильность оценивания развернутых ответов участников экзаменов, подавших апелляции, в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами.
7. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции).
8. Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.
9. Доля экзаменационных работ, направленных на третью проверку после проверки в ПК (средний показатель по всей комиссии).
10. Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов "доля экзаменационных работ, направленных на третью проверку, от общего количества проверенных экспертом работ".
11. Максимальное и минимальное количество экзаменационных работ, проверенных каждым экспертом.
12. Перечень экспертов, регулярно (более, чем 5% проверяемых экзаменационных работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами, другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
13. Плановое количество экспертов ПК в следующем году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, устанавливать правильность оценивания развернутых ответов участников экзаменов, подавших апелляции, в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами (экспертов, имеющих статус "старший эксперт" или "ведущий эксперт"), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам ПК при проведении квалификационных испытаний.
14. Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании ПК, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.
15. Основные выводы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Пензенской области от 20 сентября 2023 г. N 16-178 "Об утверждении Положения о предметной комиссии Пензенской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области"
Вступает в силу с 20 сентября 2023 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2023 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования Пензенской области (www.minobr.pnzreg.ru) 20 сентября 2023 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 сентября 2023 г. N 5801202309220019