г. Краснодар |
|
01 ноября 2019 г. |
Дело N А53-30978/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона" (ИНН 6166063133, ОГРН 1076166003792), заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 по делу N А53-30978/2018, установил следующее.
ООО "Коммунальщик Дона" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 28.08.2018 N 2049 в части требования о приведении начисления размера платы за вывоз ТОПП в соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и перерасчета за проверяемый период, в многоквартирном доме (далее - МКД) N 41 по ул. Казахской в городе Ростов-на-Дону.
Решением суда от 26.11.2018 (с учетом исправительного определения от 26.11.2018), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.09.2019, признано недействительным предписание инспекции от 28.08.2018 N 2049 в оспариваемой части. С инспекции в пользу общества взысканы 3 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы незаконностью предписания инспекции в оспариваемой части и нарушением прав и законных интересов общества.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.11.2018 и постановление апелляционной инстанции от 02.09.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений общества и устанавливается на срок не менее чем на один год. В случае, если собственник помещений МКД на общем собрании не принял решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то к данному случаю применяются положения части 4 статьи 158 Кодекса, размер платы устанавливается органом местного самоуправления (на территории города Ростов-на-Дону размер платы установлен постановлением Администрации города Ростов-на-Дону от 07.08.2014 N 884 и составляет 16 рублей 07 копеек за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц). Общество не представило решение общего собрания собственников помещений спорного МКД об увеличении размера платы за содержание жилого помещения либо об утверждении нового размера платы, равно как и сведения об установлении органом местного самоуправления для данного МКД иного размера платы, отличного от ранее установленного постановлением Администрации города Ростов-на-Дону от 07.08.2014 N 884. Применение части 4 статьи 154 Кодекса, предусматривающего вид коммунальной услуги, - обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и, как следствие, устанавливающей обязанность по ее оплате, пунктов 4, 4.1, раздела XV.I Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предусматривающих вид коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами, особенности ее предоставления и порядок расчета размера платы за данную коммунальную услугу, осуществляется при наступлении совокупности следующих условий: 1) заключение соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; 2) утверждение единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ОАО "Чистый город" утвержден в соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/122, в соответствии с пунктом 1 которого единый тариф установлен с календарной разбивкой: с 01.01.2019 по 30.06.2019 и с 01.07.2019 по 31.12.2019. У собственников помещений МКД до 01.01.2019 не возникла обязанность по оплате "Вывоз мусора/Вывоз ТОПП/Вывоз ТБО" как коммунальной услуги по обращению с ТКО. В свою очередь, у общества до 01.01.2019 отсутствовало право по начислению размера платы за "Вывоз мусора/Вывоз ТОПП/Вывоз ТБО", как за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, т. е. исходя из тарифов, установленных Региональной службой по тарифам Ростовской области. До 01.01.2019 общество имело право осуществлять начисления собственникам помещений МКД "Вывоз мусора/Вывоз ТОПП/Вывоз ТБО" как составной части платы за содержание жилого помещения (в пределах размера, утвержденного общим собранием собственников помещений + расходы на СОИДы), поскольку до 01.01.2019 в плату за содержание жилого помещения в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) входил сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Исходя из пункта 1 части 2, пункта 2 части 1 статьи 154, подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 работы по вывозу бытовых отходов входят в состав работ, осуществляемых в качестве содержания общего имущества. Общество, добровольно заключив дополнительное соглашение к договору с третьим лицом (ООО "АРС"), увеличило обязательства собственников помещений МКД перед управляющей организацией в отсутствие на то законных оснований, поскольку нормы жилищного законодательства не устанавливают возможности изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений МКД в связи с увеличением стоимости по договорам, заключенным управляющей организацией с третьими лицами.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, общество является управляющей организацией и осуществляет управление МКД, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Казахской 41 на основании протокола общего собрания собственников помещений и лицензии от 30.04.2015 N 262.
Между обществом и ООО "АРС" (исполнитель) заключен договор от 15.01.2015 N 8/15 на оказание услуг по вывозу твердых отходов (далее - Договор).
Дополнительным соглашением от 04.06.2018 N 1 к Договору установлено повышение стоимости услуг по вывозу отходов до 3 рублей 36 копеек в месяц за кв. м общей площади жилых помещений. Основанием для такого соглашения явилось постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12.12.2017 N 72/118 о внесении изменений в некоторые постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области в области обращения с твердыми коммунальными отходами: с 01.07.2018 размер платы составил 643 рубля 35 копеек с НДС за 1 т. Тариф на 01.07.2018 стал составлять 3 рубля 36 копеек с кв. м (за сбор и транспортирование отходов 2 рубля 40 копеек, включая НДС; за размещение (захоронение) - 96 копеек, включая НДС).
01 июля 2018 года общество и ООО "АРС" подписали дополнительное соглашение N 1 к договору от 15.01.2015 N 8/15, согласно которому стоимость по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) твердых бытовых отходов стала составлять 3 рубля 36 копеек за кв. м.
Общество (заказчик) и ОАО "Чистый город" (исполнитель) заключили договор от 29.12.2012 N УК-6/5 на оказание услуг по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) твердых отходов потребления и производства. Дополнительным соглашением от 01.07.2018 N 04 к договору от 29.12.2012 N УК-6/5 увеличена стоимость по вывозу и утилизации до 3 рублей 36 копеек.
Общество уведомило собственников спорного МКД, по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Казахской, 41 о повышении стоимости услуги по сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов до 3 рублей 36 копеек, указав об этом в квитанциях на оплату и объявлениях, размещенных в подъездах жилого дома на информационных стендах и предложило собственникам дома участвовать в выборе специализированной организации с меньшим тарифом по вывозу ТБО, а также рассмотреть вопрос стоимости услуги "Вывоз и утилизация ТОПП" на общем собрании собственников дома.
С 01 июля 2018 года при расчете платежей общество отдельной строкой в квитанции собственникам спорного МКД на оплату указало плату за вывоз и утилизацию ТОПП в размере 3 рублей 36 копеек.
Собственники спорного МКД обратились в жилищную инспекцией с жалобой на действия общества.
По результатам проведения проверки обществу выдано предписание от 28.08.2018 N 2049, которым было указано на приведение начисления размера платы за вывоз ТОПП в соответствие со статьей 156 Кодекса и необходимость произвести перерасчет за проверяемый период в спорном МКД.
Полагая, что в указанной части предписание инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили нормы права к установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и сделали правильный вывод о том, что оспариваемый пункт предписания инспекции является незаконным и нарушает права и законные интересы управляющей организации. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Кодекса управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Частью 2 данной нормы предусмотрено, что одним из способов управления МКД является управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Как следует из пункта 1 статьи 156 Кодекса плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства.
На основании части 7 статьи 156 Кодекса размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В случае, если собственники помещений МКД на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то к данному случаю применяются положения части 4 статьи 158 Кодекса, размер платы устанавливается органом местного самоуправления.
Из смысла и содержания части 1 статьи 4, статьей 21 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьи 161 Кодекса следует что обязанность по обеспечению захоронения отходов возложена на собственников (нанимателей) помещений в МКД, реализация которой может осуществляться путем заключения договора управления МКД.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на ТБО принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Следовательно, собственниками ТБО являются граждане, в результате жизнедеятельности которых они образовались.
В соответствии со статьей 21 Закона N 89-ФЗ одним из основных принципов экономического регулирования в области обращения с отходами является платность размещения отходов, то есть за размещение отходов на объектах размещения отходов взимается плата. При этом, под понятием "размещение отходов" понимается как их хранение, так и захоронение.
Исходя из системного анализа указанных выше норм права, обязанность по обеспечению захоронения отходов лежит на собственнике отходов, то есть на собственниках и нанимателях жилых помещений.
Согласно пункту 2 статьи 135 Кодекса управляющая организация по договору управления МКД по заданию собственников помещений в МКД в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Из системного толкования приведенных норм, установление размера платы за услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и вопрос о необходимости ее возмещения управляющей организации не могут быть решены по правилам, предусмотренным частью 7 статьи 156 Кодекса для определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД.
Таким образом, установление стоимости услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов не относится к полномочиям общего собрания собственников помещений и не может быть предметом соглашения сторон договора управления МКД.
Тариф на услугу по захоронению твердых бытовых отходов подлежит регулированию в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.
Таким образом, учитывая отсутствие в законе каких-либо предписаний относительно цены договора на оказание услуг по сбору и транспортировке ТБО, расчеты по договору между сторонами должны производиться по согласованной в этом договоре цене.
Судебные инстанции установили, что в соответствии с информационным письмом Региональной службы по тарифам Ростовской области от 06.04.2016 N 40.5/1748 "О формировании тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" и Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признаний утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) внесены изменения в действующее законодательство, вступившие в законную силу с 01.01.2016, согласно которым установлено следующее.
К регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО относятся: обработка ТКО; обезвреживание ТКО; захоронение ТКО; оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором. Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с ТКО: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО; тариф на обработку ТКО; тариф на обезвреживание ТКО; тариф на захоронение ТКО. Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами. Единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО будут установлены Региональной службы по тарифам Ростовской области после проведения конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО.
В соответствии с частью 7 статьи 23 Закона N 458-ФЗ до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с ТКО уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Установив отсутствие в Ростовской области региональных операторов по обращению с ТКО, суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае расчеты по договору между сторонами должны производиться по согласованной в этом договоре цене.
Кроме того, суды приняли во внимание, что постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области, в соответствии с которыми норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Ростова-на-Дону для МКД составляет 517,44 к/чел., что больше норматива в 350 кг/чел., согласованного сторонами ранее в договоре (постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 09.06.2014 N 645), при котором стоимость услуг составила 3 рубля 14 копеек в месяц с 1 кв. м.
Стоимость ТОПП по дополнительным соглашениям к договорам, заключенным обществом с ООО "АРС" и ОАО "Чистый город", составляет 3 рубля 36 копеек.
При этом суды учли, что объем обязательств управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией не может быть большим, нежели объем обязательств собственников и пользователей помещений управляемых МКД, так как управляющая организация не имеет самостоятельного экономического интереса и иного источника дохода, кроме полученных платежей от собственников и пользователей помещений в спорном МКД.
Согласно пункту 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 148(8) Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления МКД, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в МКД с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления МКД, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Во исполнение требований статей 39, 156 Кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491 утверждены Правила N 491, в пункте 11 которых перечислены виды работ и услуг, выполняемых управляющей компаний при содержании общего имущества. В частности, подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 (в редакции, действовавшей до 14.03.2017) предусмотрено, что в состав содержания включается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, а том числе отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в МКД.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 (далее - постановление N 232) подпункт "д" пункта 11 Правил N 491 изменен, а именно вывоз ТБО исключен из состава работ и услуг по содержанию имущества.
Новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 вступила в силу 14.03.2017.
Согласно пункту 2 постановления N 232 указанные изменения применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая, что на территории Ростовской области региональный оператор деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами не определен, применительно к спорной ситуации действует прежнее регулирование и новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 не применяется.
Судебные инстанции установили, что в соответствии с пунктом 3.3 договора от 15.01.2015 N 8/15, ООО "АРС" имеет право изменять тариф не чаще одного раза в год. В случае изменения цен в течение одного календарного года более, чем на 20%, ООО "АРС" вправе изменять тариф общества за месяц. Пунктом 7.7 договора от 15.01.2015 N 8/15 предусмотрен срок действия договора: с 01.01.2015 по 31.12.2019. Согласно пункту 7.8 договора от 15.01.2015 N 8/15 при досрочном расторжении договора по инициативе общества, последний обязан уведомить ООО "АРС" не менее чем за 60 дней о предстоящем расторжении и уплатить штраф в пользу ООО "АРС" в размере двух месячных платежей.
Установив, что согласно предписанию от 28.08.2018 N 2049, оно подлежит исполнению в оспариваемой части до 15.10.2018, при этом в силу договорных отношений между обществом и ООО "АРС", исполнение предписания инспекции поставлено в зависимость от действий третьего лица, на своевременность действий которого общество не имеет возможности влиять, судебные инстанции обоснованно указали, что оспариваемый пункт предписания инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права общества.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы инспекции были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 по делу N А53-30978/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 (далее - постановление N 232) подпункт "д" пункта 11 Правил N 491 изменен, а именно вывоз ТБО исключен из состава работ и услуг по содержанию имущества.
Новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 вступила в силу 14.03.2017.
Согласно пункту 2 постановления N 232 указанные изменения применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая, что на территории Ростовской области региональный оператор деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами не определен, применительно к спорной ситуации действует прежнее регулирование и новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 не применяется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 ноября 2019 г. N Ф08-9434/19 по делу N А53-30978/2018