г. Краснодар |
|
04 ноября 2019 г. |
Дело N А63-24962/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Энергоресурсы" (ИНН 2626020720, ОГРН 1022601227659), заинтересованного лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (ИНН 2636206829, ОГРН 1152651000512), третьего лица - Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Энергоресурсы" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А63-24962/2018, установил следующее.
Акционерное общество "Энергоресурсы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее - министерство), выразившихся в отказе в утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу общества в сфере теплоснабжении на 2016 - 2018 годы (далее - Программа), отраженном в письме от 09.10.2018 N 9343/10, и обязании министерства утвердить вносимые в Программу изменения в редакции общества от 31.08.2018 N 235.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Региональная тарифная комиссия Ставропольского края (далее - комиссия).
Решением суда от 03.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2019, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что общество не доказало незаконность действий министерства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, отказ в утверждении изменений в Программу не обоснован недоступностью тарифов регулируемой организации для потребителей, а обусловлен положениями программ, рассмотрение которых не входит в компетенцию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В материалы дела не представлены расчет тарифов и доказательства, подтверждающие недоступность тарифов для потребителей. Министерство своевременно не сообщило обществу о необходимости корректировки мероприятий и их стоимости до величины, позволяющей утвердить инвестиционную программу. Суды не учли, что установленные тарифом в 2016 году 5 986 850 рублей средств за счет амортизации общество использовало лишь в 2017 году в связи с арестом счетов общества в 2016 году. В представленном обществом на утверждение в министерство проекте Программы показатель "удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии" полностью соответствует значениям, принятым комиссией на 2016 - 2017 годы. Перераспределение денежных средств (снижение капитальных вложений на производство тепловой энергии с одновременным увеличением инвестиционных затрат на передачу тепловой энергии) - это право теплоснабжающей организации. Необходимость выполнения мероприятий новой редакции Программы подтверждена актуализацией схемы теплоснабжения муниципального образования.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации комиссия не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, письмом от 17.08.2018 N 2325 общество обратилось в министерство с заявлением о внесении изменений в Программу.
Письмом от 24.08.2018 N 7845/10 министерство вернуло на доработку проект изменений в Программу, указав, что в представленном обществом проекте изменений в Программу отсутствуют расчеты средств, необходимых на реализацию мероприятий, определенных по укрупненным сметным нормативам, и отчет об исполнении инвестиционной программы за прошлые годы.
После доработки проекта изменений в Программу письмом от 31.08.2018 N 2353 общество направило в министерство новую редакцию Программы, разработанную с учетом замечаний министерства.
08 октября 2018 года общество получило заключение комиссии от 05.10.2018 N 01-11/2617 по результатам рассмотрения проекта корректировки Программы, которым комиссия отказала обществу в согласовании данного проекта.
На основании пункта 28 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 410) (далее - Правила N 410), письмом от 09.10.2018 N 9343/10 министерство направило обществу Программу на доработку со ссылкой на отказ комиссии в согласовании проекта от 05.10.2018 N 01-11/2617.
Письмом от 16.11.2018 N 5440 общество направило в комиссию и министерство пояснения по вопросам, указанным в качестве оснований для возврата проекта корректировки Программы.
Письмом от 21.11.2018 N 10737/10 министерство сообщило обществу о возврате без рассмотрения доработанного проекта Программы, указав, что министерство утверждает изменения, вносимые в инвестиционную программу в срок до 20 ноября года, в котором регулируемой организацией подано заявление о внесении изменений в инвестиционную программу.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды мотивированно отказали обществу в удовлетворении требований, исходя из следующего.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, предусматривает собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 4 Закона N 190 инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с правилами и с учетом требований к их содержанию, утвержденными Правительством Российской Федерации (Правила N 410).
Пунктом 1 Правил N 410 определена процедура согласования инвестиционных программ, а также требования к составу и содержанию таких программ (за исключением программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно пункту 45 Правил N 410 при внесении изменений в инвестиционную программу не допускаются уменьшение размера собственных средств, являющихся источниками финансирования инвестиционной программы и учтенных при установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования), а также ухудшение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, установленных на последний год срока действия инвестиционной программы, за исключением случаев наступления обстоятельств непреодолимой силы, передачи бесхозяйного имущества и включения мероприятий по реконструкции и (или) модернизации такого имущества в инвестиционную программу, внесения изменений в схемы теплоснабжения, а также случаев, если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления приводят к ухудшению положения регулируемой организации таким образом, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при утверждении инвестиционной программы, в том числе устанавливают режим запретов и ограничений в отношении регулируемой организации, ухудшающих ее положение по сравнению с режимом, действовавшим в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на момент утверждения инвестиционной программы.
Суды установили, что приказом министерства от 28.10.2015 N 255 утверждена первоначальная редакция Программы.
Согласно заключению комиссии, направленному обществу и министерству письмом от 05.10.2018 N 01-11/2617 (далее - Заключение комиссии), проект корректировки инвестиционной программы общества в сфере теплоснабжения на 2016 - 2018 годы (далее - Проект) предусматривает перераспределение инвестиционных мероприятий по видам регулируемой деятельности на 2018 год: снижение в части, относимой на производство тепловой энергии, на 4312,72 тыс. рублей и увеличение в части, относимой на передачу тепловой энергии, на 4312, 70 тыс. рублей.
Распределение объемов финансирования проекта изменений на 2018 год не соответствует распределению расходов на реализацию инвестиционных мероприятий, учтенных комиссией при тарифном регулировании на 2018 год. Расходы из прибыли на финансирование мероприятий Программы на 6 168 260 рублей выше учтенных комиссией в составе необходимой валовой выручки общества на 2018 год.
Вся сумма амортизации основных средств (11 253 030 рублей), - как плановой величины на 2018 год, так и фактически начисленной, но неиспользованной в 2016 году, - должна являться источником финансирования инвестиционных мероприятий в 2018 году. В этой связи в состав необходимой валовой выручки общества на 2018 год включена прибыль на инвестиции в размере 2 306 310 рублей, определенная как разница между общим объемом финансирования инвестиционных мероприятий в 2018 году и суммой амортизации основных средств с учетом неиспользованной амортизации 2016 года.
Согласно пункту 48 Правил N 410 изменение расходов регулируемой организации, возникшее в связи с принятием решения о внесении изменений в инвестиционную программу, учитывается при установлении (корректировке) тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования.
Вместе с тем, пересмотр тарифов, установленных на 2018 год, не представляется возможным в силу законодательства о ценообразовании в сфере теплоснабжения. В этой связи необходимо привести перераспределение по источникам финансирования объемов финансирования Программы на 2018 год (13 559 320 рублей) в соответствие с указанным перераспределением расходов на выполнение инвестиционных мероприятий, учтенным комиссией при формировании тарифов общества на 2018 год: за счет прибыли на инвестиции - 2 306 310 рублей; за счет амортизации текущего года - 5 266 160 рублей; за счет прочих собственных средств (неиспользованная амортизация прошлых лет) - 5 986 850 рублей.
Суды указали, что поскольку тарифы на поставляемую обществом тепловую энергию приняты на 2018 год с учетом пересмотра и увеличения с 5,7% до 13% предельного индекса по городу-курорту Ессентуки (на основании пункта 50 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400), величина собственных средств, являющихся источником финансирования Программы и учтенных при тарифном регулировании, является максимально допустимой, позволяющей соблюсти ограничения в отношении платы граждан за коммунальные услуги, установленные в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответственно, включение в состав необходимой валовой выручки организации дополнительной прибыли на инвестиции согласно предложенному обществом Проекту, повлечет недоступность тарифов для потребителей общества.
Кроме того, приказом министерства от 28.12.2017 N 353 без согласования с комиссией утверждена действующая редакция Программы. Письмами от 14.07.2017 N 02-05/2018 и от 23.08.2018 N 01-05/2444 комиссия уведомила министерство об отказе в согласовании проектов корректировки Программы, предусматривающих, в т. ч. изменение планового значения показателя "удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии".
Суды учли, что в Заключении комиссии указано на необходимость привести плановые значения показателя "удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии" в соответствие со значениями, принятыми комиссией на 2016 - 2018 годы: 172,65 кг у.т./Гкал, 170,92 кг у.т./Гкал и 169,21 кг у.т./Гкал (приложение 31 к постановлению комиссии от 12.03.2015 N 17 "Об установлении показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения на территории Ставропольского края").
Таким образом, установив, что Проектом предусмотрено перераспределение денежных средств (снижение капитальных вложений на производство тепловой энергии с одновременным увеличением инвестиционных затрат на передачу тепловой энергии), увеличение удельного расхода топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии (ухудшение показателя энергетической эффективности в нарушение пункта 45 Правил N 410), а также то, что реализация предложенного обществом Проекта повлечет недоступность тарифов для потребителей общества, суды обоснованно поддержали позицию министерства и комиссии, и отказали обществу в удовлетворении требований.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А63-24962/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли, что в Заключении комиссии указано на необходимость привести плановые значения показателя "удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии" в соответствие со значениями, принятыми комиссией на 2016 - 2018 годы: 172,65 кг у.т./Гкал, 170,92 кг у.т./Гкал и 169,21 кг у.т./Гкал (приложение 31 к постановлению комиссии от 12.03.2015 N 17 "Об установлении показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения на территории Ставропольского края").
Таким образом, установив, что Проектом предусмотрено перераспределение денежных средств (снижение капитальных вложений на производство тепловой энергии с одновременным увеличением инвестиционных затрат на передачу тепловой энергии), увеличение удельного расхода топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии (ухудшение показателя энергетической эффективности в нарушение пункта 45 Правил N 410), а также то, что реализация предложенного обществом Проекта повлечет недоступность тарифов для потребителей общества, суды обоснованно поддержали позицию министерства и комиссии, и отказали обществу в удовлетворении требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 ноября 2019 г. N Ф08-9530/19 по делу N А63-24962/2018