Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Р.И. Дархановой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Р.И. Дарханова оспаривает конституционность положений пункта 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Бурятской АССР по состоянию на 1 января 1987 года (далее - Правила; утверждены постановлением Совета Министров и Совета профсоюзов Бурятской АССР от 29 декабря 1984 года N 368; в редакции постановления Совета Министров и Совета профсоюзов Бурятской АССР от 20 февраля 1987 года N 48, утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства Республики Бурятия от 13 октября 2006 года N 332), предусматривавших, что:
право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до улучшения их жилищных условий, при котором достигнута норма предоставления жилых помещений на одного члена семьи (пункт 42 Правил);
граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если жилая площадь на одного члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 Правил), и отпали другие основания для предоставления жилых помещений.
Как следует из представленных материалов, заявительница в 1976 году была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с аварийностью занимаемого жилья, а в 1989 году ее отцу предоставлена двухкомнатная квартира на состав семьи, включая Р.И. Дарханову и ее мать, которая, получив в 2006 году жилищную субсидию, приобрела в собственность трехкомнатную квартиру. После смерти отца и брата заявительница снята с соответствующего учета распоряжением органа местного самоуправления, признанным правомерным решением суда общей юрисдикции, с которым согласились суды вышестоящих инстанций. Суды указали, что заявительница утратила правовые основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма (в том числе поскольку уровень ее обеспеченности жилым помещением превысил установленную пунктом 42 Правил норму - не менее 9 кв. м на одного человека).
По мнению Р.И. Дархановой, оспариваемые нормативные положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 40 (часть 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 2), поскольку они позволяют снимать граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в случае незначительного превышения установленного норматива для такого предоставления, без исследования и учета жилищных условий граждан, проживающих в жилом помещении, которое не может быть признано благоустроенным.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и основания снятия граждан с учета, нуждающихся в жилых помещениях. Такое регулирование является прерогативой федеральных и региональных нормотворческих органов с учетом отнесения жилищного законодательства к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации).
Оспариваемые положения, учитывающие в целях реализации жилищных гарантий такой критерий, как нуждаемость граждан в жилье по соответствующим нормативам, предполагают снятие их с соответствующего учета не произвольно, а в связи с прекращением юридических фактов, лежащих в основании возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма. Соответственно, эти положения сами по себе не нарушают конституционных прав в аспекте, указанном заявительницей, в деле с участием которой суды пришли к выводам о превышении нормативного уровня ее обеспеченности жилым помещением и отсутствии доказательств, подтверждающих непригодность для проживания занимаемой ею квартиры.
Установление же и оценка фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, в том числе имелись ли основания для принятия решения о снятии Р.И. Дархановой с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а равно проверка правильности применения оспариваемой нормы с учетом данных обстоятельств к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дархановой Раисы Ивановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2023 г. N 1993-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дархановой Раисы Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Бурятской АССР по состоянию на 1 января 1987 года"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-