Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2023 г. N 74-ИКАД23-1-А5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Филиппова Алексея Алексеевича на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 августа 2023 года по административному делу N 3а-53/2023 по его административному иску о признании незаконными и отмене итогового протокола проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Филиппова А.А. рабочей группы Амгинской территориальной избирательной комиссии с правами окружной избирательной комиссии Амгино-Майского одномандатного избирательного округа N 31 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва (далее - ОИК) от 28 июля 2023 года, решения ОИК от 2 августа 2023 года N 6/1 "Об отказе Филиппову Алексею Алексеевичу в регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) седьмого созыва по Амгино-Майскому одномандатному избирательному округу N 31", постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 4 августа 2023 года N 32/13-7 "Об обращении Филиппова Алексея Алексеевича".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 8 июня 2023 года N ГС N 1261-VI выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) назначены на 10 сентября 2023 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2023 года N 12/5-7 полномочия ОИК возложены на Амгинскую территориальную избирательную комиссию.
Филиппов А.А. представил в избирательную комиссию для его регистрации кандидатом в депутаты по указанному избирательному округу 121 подписной лист с 588 подписями избирателей в свою поддержку, из которых в присутствии Филиппова А.А. посредством случайной выборки для проверки отобрано 214 подписей на 43 подписных листах из папки N 1.
В результате проверки подписей в соответствии с требованиями подпунктов "б", "в", "г" и "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) рабочей группой ОИК 18 подписей признаны недостоверными (недействительными) (8,42% от общего количества проверенных), о чём 28 июля 2023 года составлен итоговый протокол проверки подписных листов (далее - Итоговый протокол).
Решением ОИК от 2 августа 2023 года N 6/1 Филиппову А.А. отказано в регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) седьмого созыва по Амгино-Майскому одномандатному избирательному округу N 31 на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в связи с выявлением более 5 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (далее - Решение ОИК).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 4 августа 2023 года N 32/13-7 обращение Филиппова А.А. от 31 июля 2023 года о незаконности Итогового протокола оставлено без удовлетворения (далее - Постановление ЦИК РС(Я)).
Филиппов А.А., не соглашаясь с Итоговым протоколом, Решением ОИК и Постановлением ЦИК РС(Я), обратился в суд с административным иском о признании их незаконными и подлежащими отмене, ссылаясь на допущенные ОИК нарушения порядка проверки подписных листов и недействительность Итогового протокола ввиду неподписания его председателем рабочей группы ОИК, что, по его мнению, свидетельствует об отсутствии законных оснований для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты. При этом основания признания и количество установленных недействительных подписей не оспаривал.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 августа 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Филиппов А.А. ставит вопрос об отмене названных судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального права, о принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены Федеральным законом N 67-ФЗ, предусматривающим возможность отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76).
Федеральный законодатель установил, что необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой, в частности, подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (пункт 1 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ).
Выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, являются безусловными основаниями для отказа в регистрации кандидата (подпункты "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ). Аналогичные нормы закреплены в пунктах 7 и 7.1 части 9 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III А "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия)).
В части 6 статьи 44 названного регионального закона определено, что по решению избирательной комиссии проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты в народные депутаты Республики Саха (Якутия) седьмого созыва по Амгино-Майскому одномандатному избирательному округу N 31, постановлением ЦИК РС(Я)) от 9 июня 2023 года N 16/2-7 определено равным 535, а количество подписей, которые вправе представить кандидат, - не более 588.
Решением ОИК от 10 июня 2023 года N 1/8 утверждён Порядок проведения случайной выборки подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) седьмого созыва по Амгино-Майскому одномандатному избирательному округу N 31, представленных в окружную избирательную комиссию (далее - Порядок), согласно пункту 4 которого проверке подлежат 40 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения кандидата, то есть 214.
Основания признания подписей недействительными указаны в пункте 6.4. статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в части 11 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия).
Суды первой и апелляционной инстанций, применив приведённые выше федеральные и региональные нормы, исследовав представленные административным истцом в избирательную комиссию подлинные подписные листы, содержащие подписи избирателей, признанные административным ответчиком недействительными, сопоставив содержание Итогового протокола с ведомостями проверки подписи избирателей, пришли к заключению о законности признания 18 подписей избирателей недействительными по следующим основаниям: подпись лица, не обладающего активным избирательным правом - 1; нет или неполные фамилия, имя, отчество избирателя - 2; неоговоренные избирателем или лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, исправления в сведениях об избирателе - 1; нет или неполный адрес места жительства избирателя - 2; нет или неполные паспортные данные избирателя - 1; сведения об избирателе не соответствуют действительности - 11.
Поскольку количество недействительных подписей превышает 5 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, суды признали законным отказ в регистрации Филиппова А.А. кандидатом в депутаты, не усмотрев в действиях ОИК нарушений законодательства о выборах, являющихся основанием для отмены оспариваемых постановлений избирательных комиссий, пришли к правильному заключению о том, что Итоговый протокол не может быть признан недействительным, поскольку отражает результаты проверки подписей избирателей, проведённой в соответствии с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ.
Отсутствие в Итоговом протоколе подписи председателя рабочей группы ОИК, проставление которой предусмотрено частью 15 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия), правильно расценено как не являющееся препятствием для принятия Решения ОИК, которая, отказывая в регистрации кандидата, исходила из факта выявления в ходе проверки 214 недействительных подписей избирателей, и принимая оспариваемое решение не допустила нарушений закона.
Судебными инстанциями также установлено и следует из материалов дела, что процедура проведения случайной выборки подписей избирателей представленных Филипповым А.А. проведена рабочей группой по приёму и проверке избирательных документов в соответствии с требованиями Порядка, Итоговый протокол содержит сведения о количестве заявленных, представленных и проверенных подписей избирателей, а также общем количестве подписей, признанных недостоверными (недействительными), с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Доводы административного истца о нарушении его права принимать участие при проведении проверки подписей в подписных листах ввиду его неизвещения, признаны несостоятельными на основании представленных в материалы дела доказательств, оценённых по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
То обстоятельство, что в Итоговом протоколе и в Решении ОИК указаны разные основания признания подписей недостоверными (недействительными) не свидетельствует о незаконности отказа в регистрации кандидата, поскольку, как правильно указали суды, юридическая квалификация оснований признания подписей избирателей недостоверными (недействительными) в силу предписаний Федерального закона N 67-ФЗ является компетенцией избирательной комиссии, решения которой обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (пункт 13 статьи 20).
По существу доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы не опровергают, не содержат сведений о том, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены судебного решения и апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Филиппова Алексея Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Е.В. Горчакова |
|
И.Д. Абакумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2023 г. N 74-ИКАД23-1-А5
Опубликование:
-