Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2023 г. N 66-ИКАД23-1-А5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тетерина Валерия Александровича на решение Иркутского областного суда от 17 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 года по административному делу N 3а-117/2023 по административному исковому заявлению Тетерина В.А. к избирательной комиссии Иркутской области о признании незаконным и отмене пункта 1 постановления от 16 июня 2023 года N 2/15 "О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова ИВ., полагавшего, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
16 июня 2023 года избирательной комиссией Иркутской области принято постановление N 2/15 "О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд" (далее - Постановление), текст которого был размещён в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://irkutsk.izbirkom.ru>).
Пунктом 1 Постановления установлено провести голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 года.
Тетерин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным пункта 1 Постановления полагая, что он нарушает его активное избирательное право, поскольку исключает возможность досрочного голосования.
Решением Иркутского областного суда от 17 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Тетерин В.А. просит принятые по административному делу судебные акты отменить, административный иск удовлетворить.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами такие нарушения допущены не были.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 1 статьи 11 которого предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют в том числе законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу пункта 1, подпунктов "в", "м" пункта 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляет иные полномочия в соответствии с данным федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 63 1 названного федерального закона установлено, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, голосование на выборах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трёх дней. Данное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не подлежит пересмотру.
Право принятия решения, указанного в пункте 1 названной статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней, в том числе в пределах одного субъекта Российской Федерации, принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов более высокого уровня (пункт 2 статьи 63 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Частью 1 статьи 15 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" установлено, что подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области осуществляют: избирательная комиссия Иркутской области; окружные избирательные комиссии; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Статьёй 70(1) этого же закона предусмотрено, что по решению Избирательной комиссии Иркутской области голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трёх дней (часть 1).
В случае совмещения дня голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области с днём голосования на выборах разных уровней, в том числе в пределах Иркутской области как субъекта Российской Федерации, право принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд принадлежит избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов более высокого уровня (часть 2).
Судами установлено, что на 10 сентября 2023 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва.
16 июня 2023 года избирательной комиссией Иркутской области во исполнение предоставленных полномочий принято Постановление, пунктом 1 которого установлено провести голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, правильно исходил из того, что Постановление вынесено в пределах компетенции избирательной комиссии, с соблюдением порядка принятия и опубликования, что проведение голосования в течение нескольких дней подряд, но не более трёх дней, не противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает активное избирательное право административного истца.
Судами верно отмечено, что в силу пункта 7 статьи 63 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не проводится досрочное голосование, предусмотренное абзацем вторым пункта 1, пунктом 2, пунктом 16 статьи 65, а также голосование вне помещения для голосования, предусмотренное пунктом 18 статьи 66 данного федерального закона, в случае принятия избирательной комиссией решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд.
Ссылка административного истца в кассационной жалобе на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области" на правильность состоявшихся по делу судебных актов не влияет.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4.1 названного постановления, избирателю при проведении выборов в органы государственной власти, гарантируется возможность проголосовать досрочно, но при этом не отрицается сама по себе возможность сужения федеральным законодателем использования института досрочного голосования в пользу других, более приемлемых в тех или иных конкретно-исторических условиях функционирования избирательной системы дополнительных гарантий, компенсирующих отказ от досрочного голосования. Применительно к выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления эти цели могут достигаться, помимо прочего, закреплением на федеральном уровне возможности использования законодательными органами субъектов Российской Федерации с соблюдением требований, установленных федеральными законами, различных (наиболее оптимальных для конкретного субъекта Российской Федерации исходя из его территориальных, организационных, экономических и иных особенностей) форм и процедур голосования, обеспечивающих условия для эффективной реализации активного избирательного права, что и реализовано в рассматриваемом случае (институт голосования в течение нескольких дней подряд).
Из материалов дела следует, что поводом для принятия Постановления послужили многочисленные обращения общественных организаций ветеранов, пенсионеров, инвалидов, волонтёров, ассоциаций муниципальных образований Иркутской области, Общественной палаты Иркутской области о проведении голосования на выборах в течение нескольких дней подряд с целью в максимальной степени обеспечить избирателям возможность отдать свои голоса на выборах сообразно собственным предпочтениям.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы нижестоящих судов, основаны на неверном толковании норм материального права, аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, получившей надлежащую правовую оценку, и не влекут отмену оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Иркутского областного суда от 17 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тетерина Валерия Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2023 г. N 66-ИКАД23-1-А5
Опубликование:
-