г. Краснодар |
|
10 ноября 2019 г. |
Дело N А32-6614/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Калякина Р.В. (доверенность от 10.12.2018), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рост-Транс" (ИНН 6161079323, ОГРН 1166196105228), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А32-6614/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Рост-Транс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), выраженного в форме уведомления от 20.11.2018 N 202-03/5-33120/18 об отказе обществу в приеме заявки на участие в аукционе на право пользованием участком недр местного значения - участок N 2 Марьянского-3 месторождения муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края (далее - спорный участок недр); об обязании министерства устранить допущенные нарушения прав общества путем принятия решения о допуске общества к участию в аукционе и организации проведения аукциона (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 23.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2019, требования общества удовлетворены со ссылкой на то, что общество выполнило требования, предъявляемые к заявителям на участие в аукционе на право пользования спорным участком недр, и представило в министерство пакет документов, необходимый и достаточный для допуска к участию в аукционе; с министерства в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что отказ министерства в допуске общества к участию в аукционе обжалован обществом в антимонопольном органе и жалоба общества оставлена без удовлетворения. Представленное обществом с заявкой на участие в аукционе штатное расписание общества подписано директором Алешиным А.В. 31.12.2017, тогда как на указанную дату директором общества являлся Гасанов Р.Н. Общество предоставило данные о наличии маркшейдерской лицензии лишь в отношении подрядной организации, не представив данные о наличии (отсутствии) маркшейдерской лицензии у общества. Обязательства исполнителя по договору от 08.11.2018 не соответствуют должностным обязанностям инженера горных работ по Квалификационному справочнику должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр, утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20.12.2002 N 82. Представленные обществом сведения не позволяют определить наличие у него кадрового состава, квалифицированных специалистов, которые непосредственно будут осуществлять работы по освоению спорного участка недр и обеспечат в полном объеме выполнение требований законодательства о недрах. Общество не представило сведения о выполнении существенных условий лицензионного соглашения, в том числе не сообщило о согласовании технического проекта на разработку месторождения, уточнении границ горного отвода, согласовании планов развития горных работ, о сдаче распорядителю недр сведений о статистической отчетности по формам 5-гр, 70-тп, 2-ЛС за 2017 год; не приложило копию лицензии и лицензионного соглашения к лицензии (прекращенной досрочно), не представило сведения о выполнении условий лицензионного соглашения по данной лицензии. Суды неправомерно обязали министерство принять решение о допуске общества к участию в аукционе и организации проведения аукциона на право пользования спорным участком недр.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя министерства, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.09.2018 на сайте https://torgi.gov.ru министерство разместило извещение N 280918/1041801/01 о проведении аукциона на предоставление права пользования спорным участком недр в целях добычи песка строительного сроком на 15 лет с оформлением и выдачей лицензии на пользование недрами.
15 ноября 2018 года общество обратилось в министерство с заявкой на участие в аукционе на право пользования спорным участком недр (далее - заявка), представив в министерство документы, согласно описи к данной заявке.
Уведомлением от 20.11.2018 N 202-03.5-33120/18 министерство отказало обществу в приеме заявки на участие в аукционе на право пользования спорным участком недр в связи с несоответствием представленных материалов Порядку и условиям проведения аукциона на предоставление права пользования участком недр местного значения - участком N 2 Марьянского-3 месторождения муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края в целях добычи песка строительного, утвержденных приказом министерства от 25.09.2018 N 1588 (далее - Порядок N 1588), а именно: отсутствие заверенной в установленном порядке копии решения уполномоченных органов управления общества о назначении единоличного исполнительного органа; отсутствие решения уполномоченного органа управления общества об участии в аукционе; отсутствие данных о технических, технологических и кадровых возможностях общества в т. ч. сведений о кадровом составе общества, квалифицированных специалистах, которые непосредственно будут осуществлять работы по освоению спорного участка недр, и копии лицензий общества на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами; отсутствием сведений о выполнении условий лицензионных соглашений.
В порядке статей 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суды установили и всесторонне, полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворили требования общества, обоснованно исходя из следующего.
Как следует из содержания части 1 статьи 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), субъект Российской Федерации наделен полномочиями по организации и проведению в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, распоряжение которыми относится к его компетенции.
Согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" правилами организованных торгов могут быть определены различные группы (категории) участников торгов и установлены различные требования к таким участникам торгов, а также различные права и обязанности таких участников торгов. При этом требования, предъявляемые к участникам торгов одной группы (категории), права и обязанности таких участников должны быть одинаковыми.
Организация и проведение аукционов на предоставление права пользования недрами регламентированы постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2011 N 1059 "Об утверждении Порядка подготовки и проведения аукционов на предоставление права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края" (далее - Порядок N 1059).
Пунктом 1.2 Порядка N 1059 установлено, что аукционы на предоставление права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых организуются и проводятся министерством.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка N 1059 к заявке прилагаются документы, в том числе: данные о структуре управления, собственниках, учредителях, акционерах (для акционерных обществ), руководителях заявителя и лицах, которые представляют его при участии в аукционе, включая заверенную в установленном порядке копию решения уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации (подпункт 4.2.8 Порядка N 1059); решение уполномоченного органа управления заявителя об участии в аукционе на право пользования недрами данного участка (подпункт 4.2.11 Порядка N 1059); данные о технических и технологических и кадровых возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе: подписанные руководителем или уполномоченным представителем руководителя справка о применяемых технологиях с их описанием и перечень технических средств, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество (при наличии), договоров, актов приема-передачи) (подпункт 4.2.16 Порядка N 1059); копии лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) (подпункт 4.2.16 Порядка N 1059); копии подрядных договоров со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков, с приложением доказательств наличия у них лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Законом о лицензировании; сведения о кадровом составе заявителя, квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания заявителя, копии дипломов квалифицированных специалистов), технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ (подпункт 4.2.17 Порядка N 1059); данные о предыдущей деятельности заявителя, основные сведения о проектах по освоению месторождений (участков недр), выполненных заявителем за последние 5 лет (для заявителей, осуществлявших до подачи заявки деятельность, связанную с пользованием недрами), в том числе сведения о полученных лицензиях на право пользования недрами и выполнении условий лицензионных соглашений (подпункт 4.2.18 Порядка N 1059).
Аналогичные требования установлены и в подпунктах 3, 4, 8 и 9 пункта 26 Порядка N 1588.
Статьей 14 Закона о недрах и пунктом 5.4 Порядка N 1059 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе, а именно: заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона; заявитель представил о себе неверные сведения; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; при предоставлении права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Суды указали, что одним из оснований для отказа в принятии заявки общества послужил вывод министерства об отсутствии заверенной в установленном порядке копии решения уполномоченных органов управления общества о назначении единоличного исполнительного органа.
Суды установили, что к заявке общество приложило заверенную копию протокола внеочередного общего собрания участников общества от 30.03.2018 N 3 об избрании Алешина А.В. директором, который в соответствии с пунктом 12.28 Устава общества осуществляет руководство текущей деятельностью общества. Документ соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Уставу общества. Министерство документально не подтвердило несоответствие представленной копии протокола от 30.03.2018 N 3 требованиям пункта 26 Порядка N 1588 и подпункта 4.2.8 Порядка N 1059.
Суды признали необоснованным вывод министерства об отсутствии решения уполномоченного органа управления общества об участии в аукционе, указав, что к заявке общество приложило протокол внеочередного общего собрания участников общества от 19.10.2018 N 4, из которого следует, что в повестку собрания включен вопрос об участии общества в аукционе на предоставление права пользования спорным участком недр в целях добычи песка строительного; по итогам проведенного собрания участниками общества принято решение об участии общества в указанном аукционе. Министерство не представило доказательства несоблюдения обществом положений Порядка N 1059 и Порядка N 1588 в указанной части, полномочия органа, принявшего решение об участии в аукционе, не оспорены.
Одним из оснований для отказа в принятии заявки общества послужил вывод министерства о том, что общество не представило копию лицензии на осуществление обществом отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Законом о лицензировании.
Суды указали, что единственным видом деятельности, непосредственно связанным с осуществлением добычи полезных ископаемых открытым способом без проведения буровзрывных работ, является "производство маркшейдерских работ". При этом в силу подпункта 8 пункта 26 Порядка N 1588 и подпункта 4.2.16 Порядка N 1059 участники аукциона вправе подтвердить наличие лицензии на производство маркшейдерских работ не у себя, а у привлекаемого им по договору подрядчика.
Суды установили, что при обращении с заявкой общество приложило справку "Сведения об организациях, привлекаемых в качестве подрядчиков и имеющих лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами", согласно которой общество и ООО "ГеоКар" заключили договор от 02.11.2018 N 689-М_пд на выполнение работ по проектированию карьера по добыче песка строительного в пределах спорного участка недр, а также маркшейдерскому обслуживанию объектов ведения горных работ.
Кроме того, в составе документов к заявке общество представило заверенную копию договора от 02.11.2018 N 689-М_пд, заключенного с ООО "ГеоКар", копию лицензии ООО "ГеоКар" на производство маркшейдерских работ от 07.07.2008 N ПМ-30-001902, а также сведения о наличии у ООО "ГеоКар" имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ, с приложением подтверждающих документов.
Пунктом 48 раздела III "Геологическое и маркшейдерское обеспечение использования участка недр" Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, предусмотрено, что для реализации требований законодательства о недрах организации могут привлекать по договору сторонние организации или физических лиц, имеющих в необходимых случаях лицензии на производство соответствующих работ.
Таким образом, суды сделали верный вывод, что общество выполнило требования по предоставлению копии лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в связи с чем отсутствуют нарушения, являющиеся основанием для отказа обществу в приеме заявки.
Суды признали необоснованным вывод министерства об отсутствии подтвержденных сведений о предыдущей деятельности общества (о выполнении условий лицензионных соглашений), установив, что общество представило справку "Данные о предыдущей деятельности заявителя, основные сведения о проектах по освоению месторождений (участков недр), выполненных заявителем за последние 5 лет", в которой содержится информация о выполнении условий пользования недрами, предусмотренных выданной обществу лицензией от 31.05.2017 N РСТ 80674 ТЭ. Данный факт документально не опровергнут министерством и по существу им не оспорен. Иные требования, в том числе в части предоставления доказательств в отношении сведений о предыдущей деятельности, Порядок N 1588 и Порядок N 1059 не содержат.
Одним из оснований для отказа в принятии заявки общества послужил вывод министерства о том, что общество не предоставило сведения о кадровом составе, квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению спорного участка недр.
Статьей 22 Закона о недрах установлено, что к пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Согласно абзацу 4 подпункта 8 пункта 26 Порядка N 1588 и подпункту 4.2.17 Порядка N 1058 к заявке необходимо приложить сведения о кадровом составе заявителя, квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению лицензируемого участка.
Суды установили, что общество приложило к заявке справку "Данные о технических, технологических и кадровых возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков", согласно которой работы по освоению лицензионного участка будут обеспечиваться специалистами на основании договоров возмездного оказания услуг, приложив к справке копии договоров и документы, подтверждающие право привлекаемых им специалистов на управление спецмашинами.
В числе приложений к заявке представлена копия договора на геологическое обслуживание от 08.11.2018, заключенного обществом с гражданином Помазановым Т.В., а также копия диплома указанного специалиста о его профессиональной переподготовке по направлению "Открытые горные работы" с присвоением квалификации "Горный инженер в сфере открытых горных работ".
В обоснование отказа в приеме заявки министерство указало, что договор от 08.11.2018, заключенный с гражданином Помазановым Т.В., не содержит четко сформулированный предмет, что не позволяет установить выполнение требований аукционной документации в отношении лиц, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению лицензируемого участка.
Суды верно указали, что в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Исходя из содержания договора на геологическое обслуживание от 08.11.2018, заключенного обществом с гражданином Помазановым Т.В., суды сделали обоснованный вывод о том, что его предмет соответствует требованиям статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку представляет собой согласованное сторонами обязательство исполнителя на возмездной основе осуществить определенную деятельность.
Суды указали, что из договора от 08.11.2018, заключенного обществом с гражданином Помазановым Т.В., следует, что исполнитель принял на себя все обязанности, связанные с разработкой проектной и плановой документации, организацией и ликвидацией горных выработок по добыче полезных ископаемых, участием в оформлении разрешительных документов, необходимых для осуществления работ на участке недр. Исполнителем должны осуществляться сбор фактической геологической информации и материала, а также их документирование; анализ, систематизация, обобщение геологической информации и других фактических материалов, осуществление геологической интерпретации геофизических и геохимических данных; составление графических материалов, характеризующих геологическое строение места работ. Кроме того, исполнителем в силу договора обеспечивается и контролируется соблюдение методических положений, инструкций и требований по производству горных работ; осуществляется геологический надзор за проводимыми работами на участке недр; принимается участие в выполнении опытно-методических и тематических работ по освоению предоставленного участка недр. При этом неверная нумерация пунктов в договоре не может свидетельствовать о его незаключенности.
Таким образом, выводы министерства об осуществлении деятельности исключительно директором общества и непредставлении обществом сведений о кадровом составе и квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению лицензируемого участка, суды оценили как необоснованные, не подтвержденные представленными в материалы дела доказательствами и не подтверждающие довод министерства о нарушении обществом требований Порядка N 1588 и Порядка N 1058 при подаче заявки на участие в аукционе на право пользованием спорным участком недр.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что отказ министерства в приеме заявки на участие в аукционе на право пользования спорным участком недр является незаконным и нарушает права и интересы общества.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод министерства о неправомерном обязании министерства принять решение о допуске общества к участию в аукционе и организации проведения аукциона на право пользования спорным участком недр подлежит отклонению, поскольку в этой части судебные акты не противоречат пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и содержат указание на устранение допущенных нарушений прав и интересов общества, выраженных лишь в непринятии заявки на участие в аукционе, а организация и проведение аукционов на предоставление права пользования участками недр местного значения, в свою очередь, регламентированы Порядком N 1059.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А32-6614/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.