г. Краснодар |
|
15 ноября 2019 г. |
Дело N А32-48235/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Довлатов А.Н. (доверенность от 29.07.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Де-Юре" - Горячкин А.В. (доверенность от 12.02.2019), в отсутствие в судебном заседании представителей Департамента имущественных отношений Краснодарского края и краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 по делу N А32-48235/2018, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, организатор торгов) обратился к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене решения от 30.08.2018 по делу N 22-РЗ/2018 и обязании принять решение о включении ООО "Де-Юре" (далее - общество) в реестр недобросовестных участников аукциона.
Решением суда от 22.05.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.08.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что организатор торгов существенно нарушил сроки, установленные пунктом 30 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе департамент просит принятые по делу судебные акты отменить и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права. Как указывает департамент, общество уклонилось от подписания проекта договора аренды, следовательно, сведения о нем должны быть включены в реестр недобросовестных участников аукциона.
В отзыве на жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители управления и общества возражали против доводов жалобы, просили решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент издал приказ от 29.08.2017 N 1929 "О проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0501000:828 из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края", в соответствии с котором, на аукцион выставлено право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 52 422 кв. м, с кадастровым номером 23:10:0501000:828, расположенного по адресу (установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка) Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель СПК (колхоза) "Красное Знамя", предназначенного для сельскохозяйственного использования, находящегося в собственности Краснодарского края, право на который подтверждается государственной регистрацией права от 25.07.2016 N 23:23:02323:001/832/2016-6050/1.
В соответствии протоколом о результатах проведения аукциона от 24.10.2017 N 2 победителем признан участник N 4 - общество, предложивший наибольший размер ежегодной арендной платы.
Департамент направил обществу заказным письмом от 17.11.2017 N 52-41977/17-32-20 три экземпляра проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0501000:828.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35001416003612, сформированному официальным сайтом Почты России, указанные документы поступили обществу 29.11.2017.
Неподписание и непредоставление обществом подписанного договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0501000:828 в сроки, установленные пунктом 30 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, послужило основанием для обращения департамента в управление с заявлением от 03.08.2018 о включении общества в реестр недобросовестных участников аукциона.
Из материалов дела следует, что заявление департамента поступило в управление 09.08.2018 (вх. N 8660); рассмотрение заявления назначено на 20.08.2018 в 10 часов 30 минут, о чем заявитель уведомлен письмом управления от 13.08.2018 N 21021/9, общество - телеграммой от 16.08.2018, поданной по квитанции N 211566/405127.
Рассмотрение заявления департамента о включении общества в реестр недобросовестных участников аукциона перенесено управлением на 30.08.2018 10 часов 00 минут, о чем 21.08.2018 направлены извещения заявителю и обществу (N 21770/9 и N21771/9 соответственно).
По результатам рассмотрения заявления департамента комиссия управления приняла решение от 30.08.2018 N 22-Р3/2018 не включать общество в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Полагая, что указанное решение является незаконным, департамент обратился в суд.
В силу части 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктам 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 указанного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
В пункте 15 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона.
В силу пункта 17 названной статьи победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
В соответствии с пунктом 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. Согласно пункту 25 названной статьи, если договор аренды земельного участка в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проекта указанного договора не был подписан и представлен в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанный договор иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.
В пункте 27 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 данной статьи и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона. Согласно пункту 28 названной статьи ведение реестра недобросовестных участников аукциона осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 30 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 названной статьи, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора, а в случае, предусмотренном пунктом 24 данной статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 29 указанной статьи, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований департамента.
Суды правомерно исходили из того, что во исполнение пункта 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации экземпляры подписанного проекта договора аренды земельного участка департамент должен был отправить обществу не позднее 03.11.2017 (протокол о результатах проведения аукциона составлен 24.10.2017). Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами по делу, проекты договора аренды земельного участка по результатам проведенного аукциона направлены департаментом только в 17.11.2017, с нарушением установленного срока.
Кроме того, суды правильно указали на нарушение департаментом срока направления сведений, предусмотренных пунктом 30 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. Исходя из положений пункта 30 статьи 39.12 ЗК РФ, сведения о включении общества в реестр недобросовестных участников аукциона должны были быть направлены департаментом управлению до 21.12.2017. Между тем, заявление департамента о включении общества в реестр недобросовестных участников аукциона направлено только 03.08.2018, т.е. с нарушением сроков, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, и поступило адресату 09.08.2018.
Таким образом, основания для признания незаконным решения управления от 30.08.2018 N 22-Р3/2018 и обязания управления принять решение о включении общества в реестр недобросовестных участников аукциона, у судов отсутствовали.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 по делу N А32-48235/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правомерно исходили из того, что во исполнение пункта 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации экземпляры подписанного проекта договора аренды земельного участка департамент должен был отправить обществу не позднее 03.11.2017 (протокол о результатах проведения аукциона составлен 24.10.2017). Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами по делу, проекты договора аренды земельного участка по результатам проведенного аукциона направлены департаментом только в 17.11.2017, с нарушением установленного срока.
Кроме того, суды правильно указали на нарушение департаментом срока направления сведений, предусмотренных пунктом 30 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. Исходя из положений пункта 30 статьи 39.12 ЗК РФ, сведения о включении общества в реестр недобросовестных участников аукциона должны были быть направлены департаментом управлению до 21.12.2017. Между тем, заявление департамента о включении общества в реестр недобросовестных участников аукциона направлено только 03.08.2018, т.е. с нарушением сроков, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, и поступило адресату 09.08.2018."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 ноября 2019 г. N Ф08-9712/19 по делу N А32-48235/2018