г. Краснодар |
|
14 ноября 2019 г. |
Дело N А53-37192/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при ведении протокола помощником судьи Зориным А.Л. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304) - Платонова О.А. (доверенность от 27.12.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Парус" (ИНН 6163130487, ОГРН 1136195006056) - Романовой М.Е. (доверенность от 01.11.2019), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 15.06.2019 по делу N А53-37192/2018, установил следующее.
Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Парус" (далее - общество) о взыскании 128 129 рублей 43 копеек задолженности по арендной плате с 01.10.2017 по 31.07.2018 и 21 718 рублей 57 копеек пени с 10.08.2016 по 01.08.2018 с последующим начислением пени до фактической уплаты долга.
Решением от 09.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.06.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на их необоснованность.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам дела; судами неправильно применены нормы материального и процессуального права. В нарушение положений заключенного сторонами соглашения ответчик по состоянию на 02.11.2016 не освободил земельный участок от элементов оборудования летнего кафе. Из акта от 30.09.2016 N 12 невозможно установить, от какого кафе освобожден земельный участок. Материалами дела подтверждено круглогодичное использование летнего кафе.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, департамент (распорядитель) и общество (участник) заключили договор от 15.07.2016 N 12 на размещение летнего кафе, согласно которому распорядитель предоставляет участнику право на размещение летнего кафе (далее - объект) для оказания услуг общественного питания при стационарном предприятии общественного питания на земельном участке площадью 98 кв. м, имеющим адресный ориентир: г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 16а, на срок по 31.10.2021 (ежегодно с 1 апреля по 31 октября).
В силу пункта 1.2 договор заключен в соответствии с пунктом 6.6 раздела VI постановления администрации города Ростова-на-Дону от 30.12.2015 N 1351 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону" (далее - постановление N 1351).
Пунктом 2.4.6 предусмотрено, что участник обязан выполнить монтаж летнего кафе не ранее 1-го апреля, демонтаж - не позднее 31-го октября.
В пункте 3.1 определена плата за право на размещение объекта в размере 25 025 рублей 28 копеек (приложение N 1), которая вносится ежемесячно до 10-го числа текущего месяца путем перечисления по реквизитам (пункт 3.2).
За нарушение срока внесения платы за размещение объекта по данному договору подлежат начислению пени из расчета средней ставки банковского процента по вкладам физических лиц, действующей на момент просрочки, от размера невнесенной платы за каждый день просрочки (пункт 4.3 договора).
Неиспользование участником права на размещение объекта, предоставленного по договору, не может служить основанием для невнесения платежей (пункт 7.4).
В результате мониторинга размещения сезонных нестационарных торговых объектов сотрудниками администрации Кировского района города Ростова-на-Дону установлено, что по состоянию на 02.11.2016 условие пункта 2.4.6 договора общество не исполнило.
Департамент, ссылаясь на то, что общество в нарушение условий договора эксплуатирует летнее кафе круглый год, обратилось с иском в арбитражный суд.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс дополнен главой V.6 "Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса закрепляет, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Орган местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель вправе осуществлять контроль за размещением движимых и недвижимых объектов, а также муниципальный земельный контроль за использованием земель городского округа (статья 11 Земельного кодекса, пункт 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 6.10 постановления N 1351 элементами оборудования летних кафе являются: зонты, мебель, маркизы, декоративные ограждения, осветительные и обогревательные приборы, элементы вертикального озеленения, цветочницы, холодильное оборудование, навесы, стойки-опоры, настилы, ограждающие конструкции в виде декоративных панелей, монтируемых между стойками-опорами.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что представленными ответчиком документами (акты обследования земельного участка от 30.09.2016 N 12, от 31.10.2017 N 13, от 27.03.2018 N 34; ответ администрации Кировского района города Ростова-на-Дону от 19.02.2019 N 59-23.04/114) опровергается позиция истца об использовании обществом земельного участка в период, не предусмотренный договором, задолженность по арендной плате отсутствует, суды правомерно отказали департаменту в удовлетворении заявленных требований.
Истец сведения, отраженные в актах обследования земельных участков документально не опроверг; надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что с 01.10.2017 по 31.07.2018 на спорном земельном участке функционировало летнее кафе, не представил.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2019 по делу N А53-37192/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Орган местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель вправе осуществлять контроль за размещением движимых и недвижимых объектов, а также муниципальный земельный контроль за использованием земель городского округа (статья 11 Земельного кодекса, пункт 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 6.10 постановления N 1351 элементами оборудования летних кафе являются: зонты, мебель, маркизы, декоративные ограждения, осветительные и обогревательные приборы, элементы вертикального озеленения, цветочницы, холодильное оборудование, навесы, стойки-опоры, настилы, ограждающие конструкции в виде декоративных панелей, монтируемых между стойками-опорами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2019 г. N Ф08-8475/19 по делу N А53-37192/2018