г. Краснодар |
|
19 ноября 2019 г. |
Дело N А32-554/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - муниципального унитарного предприятия "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947) - Чеботарева О.А. (доверенность от 01.01.2019), в отсутствие ответчика - администрации города Сочи (ОГРН 1022302934367, ИНН 2320037148), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу N А32-554/2018, установил следующее.
МУП "Сочитеплоэнерго" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Сочи (далее - администрация) о взыскании 211 098 рублей 02 копеек расходов на установку прибора учета тепловой энергии, 17 441 рубля 60 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.07.2017 по 25.07.2018 (уточненные требования).
Решением от 29.05.2019, оставленным без изменения постановление апелляционного суда от 06.08.2019, иск удовлетворен. Суды исходили из доказанности установки и введения в эксплуатацию прибора учета и неисполнения ответчиком обязательств по оплате.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, предприятие не представило доказательств того, что администрация пользовалась услугами истца, а также то, что данные услуги оказаны надлежащим образом.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, предприятие является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию потребителям города Сочи, в том числе в многоквартирный жилой дом (далее - МКД), расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Мацестинская, 17.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости и письму департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 03.08.2017 N 19162/л05-16 собственником большей части квартир, расположенных в указанном МКД, является муниципальное образование город-курорт Сочи.
В срок до 01.07.2012 приборы учета тепловой энергии в указанном жилом доме не были установлены, в связи с чем во исполнение части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) истец самостоятельно установил прибор учета тепловой энергии.
Расходы истца по установке узла учета горячего водоснабжения и узла учета тепловой энергии (на отопление) в спорном доме подтверждаются договором договором на установку приборов учета тепловой энергии от 05.06.2013 N 1376, актом о приемке выполненных работ, справкой о стоимости выполненных работ от 15.01.2015.
Расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несут собственники жилых, определены исходя из их доли в праве общей собственности на общее имущество, что подтверждается соответствующим расчетом.
Узлы учета горячего водоснабжения и узлы учета тепловой энергии (на отопление) в указанном доме введены в эксплуатацию, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию N 1-982.
Администрация, как собственник жилых помещений, расходы на установку прибора учета не возместила.
Истец направил ответчику претензию от 03.07.2017 N 02-5765/17 с требованием возместить расходы на установку прибора учета, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Неоплата задолженности явилась основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктами 5, 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
По смыслу пунктов 5 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ и пункта 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в случае невыполнения данных требований оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомовых приборов учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомовых приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относится и общедомовой прибор учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства с учетом приведенных норм права, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. При этом суды установили, что в отношении дома, в котором предприятием установлен общедомовой прибор учета, собственником части жилых помещений является администрация, в связи с этим обязанность компенсировать расходы ресурсоснабжающей организации по установке данного прибора в соответствующей доле возложена на указанное лицо.
Так как истцом в материалы дела представлены доказательства исполнения обязательств по установке прибора учета, а ответчиком не представлены доказательства возмещения истцу расходов на установку коллективного прибора учета, иск удовлетворен в заявленном истцом размере.
Предприятие также заявило требование о взыскании 17 441 рубля 60 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.07.2017 по 25.07.2018.
Поскольку факт оказания истцом услуг и их неоплата ответчиком подтверждены, требование о взыскании процентов также удовлетворено судами.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильности выводов судов и по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств, которая выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены решения и постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу N А32-554/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пунктов 5 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ и пункта 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в случае невыполнения данных требований оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомовых приборов учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомовых приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относится и общедомовой прибор учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 ноября 2019 г. N Ф08-9178/19 по делу N А32-554/2018