Следует ли расходы предприятия на создание и содержание за счет собственных средств пожарной охраны с выездной автотехникой признать экономически оправданными затратами и принять в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций?
Подпунктом 6 п.1 ст.264 НК РФ определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.2 Федерального закона от 21.12.94 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Предприятия имеют право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой МВД России (ст.37 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с п.п.1.2 п.1 Норм пожарной безопасности Государственной противопожарной службы МВД России НПБ 201-96 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования" (далее НПБ 201-96), утвержденных приказом МВД России от 30.04.96 г. N 19 "О введении в действие норм пожарной безопасности", пожарная охрана в обязательном порядке создается на предприятиях, перечень и проектные производственные характеристики которых приведены в приложении N 1 к приказу N 19. На основании НПБ 201-96 правительство области постановлением "Об утверждении перечня предприятий, организаций и учреждений, на которых в обязательном порядке за счет собственных средств должна создаваться пожарная охрана с выездной автотехникой" утвердило перечень таких предприятий, учреждений и организаций.
Таким образом, создание и содержание на предприятиях, отвечающих характеристикам, приведенным в приложении N 1 к приказу N 19, являются обязательным требованием НПБ 201-96. Поэтому расходы организации на содержание пожарной охраны и выездной пожарной автотехники, созданных в соответствии с указанными нормативными документами, следует считать экономически оправданными и учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Расходы на содержание пожарной охраны и автотехники должны быть документально подтверждены (п.1 ст.252 НК РФ).
О.В. Светлова,
главный налоговый инспектор,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 сентября 2003 г.
"Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а