Учет иностранных организаций в налоговых органах
Российской Федерации
Основные методологические принципы, раскрывающие концепцию особенностей постановки на учет и учета иностранных организаций, осуществляющих деятельность и (или) имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории Российской Федерации, а также по иным основаниям учета иностранных организаций в налоговых органах Российской Федерации, изложены в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденном приказом МНС России от 7.04.2000 г. N АП-3-06/124 (далее - Положение). Заметим, что приказ N АП-3-06/124 не претерпел ни одного изменения и дополнения.
В соответствии с этими принципами в Российской Федерации иностранные и международные организации и дипломатические представительства подлежат постановке на учет в налоговом органе с присвоением ИНН и указанием кода причины постановки на учет (КПП), а при открытии этими организациями счетов в рублях или в иностранной валюте подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка (по месту нахождения филиала), в котором открывается ими счет - с присвоением кода иностранной организации и указанием КПП. Следовательно, один из ключевых вопросов, связанных с особенностями учета иностранных организаций, - определение кода иностранной организации, который является составной частью структуры ИНН, присваиваемого иностранной организации.
Применяемый в настоящее время относительно формирования ИНН иностранной организации порядок, определенный письмом МНС России от 25.07.2000 г. N ВГ-6-06/562@, не позволяет формировать единый ИНН одной иностранной организации на всей территории Российской Федерации.
В последние годы методология постановки на учет и учета налогоплательщиков - иностранных организаций получила значительное развитие. Сформулированы методологические подходы при постановке на учет и учете иностранных организаций в первую очередь в определении и систематизации кодов иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность и (или) имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории Российской Федерации, а также при постановке на учет и учете иностранных организаций в налоговых органах, имеющих иные причины и основания.
В целях совершенствования в налоговых органах Российской Федерации учета иностранных организаций возникла необходимость разработки справочника кодов иностранных организаций, в основной части которого размещены: перечень всех иностранных организаций, осуществляющих деятельность или имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории Российской Федерации, и их коды. Согласно этому справочнику код иностранной организации будет единым для всех ее отделений и объектов недвижимого имущества и транспортных средств. В связи с этим после выполнения процедуры переформирования всех ИНН, присвоенных иностранным организациям ранее, ИНН у каждой иностранной организации будет единым на всей территории Российской Федерации для всех случаев постановки на учет иностранных организаций с присвоением им ИНН.
Введение справочника кодов иностранных организаций и осуществление присвоения иностранным организациям кодов и ИНН с применением сведений, содержащихся в этом справочнике, позволят:
налоговым органам упорядочить вопросы нормативно-правовой базы, относящиеся к учету иностранных организаций в налоговых органах Российской Федерации, и произвести переформирование всех ИНН иностранных организаций;
иностранным организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, упростить взаимоотношения с российскими организациями и физическими лицами при заключении контрактов на совершение экспортно-импортных сделок и оформление соответствующих платежных, страховых, транспортных и других товаросопроводительных документов, а также совершение в связи с этим других операций.
Упорядочение учета иностранных организаций в налоговых органах даст возможность решить не менее важную задачу, суть которой состоит в формировании информационных ресурсов по учету налогоплательщиков - иностранных организаций, осуществляемом на основе единых методологических принципов создания автоматизированной информационной базы, распределенной по уровням системы налоговых органов:
местном - для районных и городских инспекций МНС России;
региональном - для управлений МНС России по субъектам Российской Федерации;
федеральном - для МНС России.
Итак, 1 октября 2003 г. - дата введения в налоговых органах справочника "Коды иностранных организаций" (далее - Справочник КИО), а также Порядка формирования и применения в налоговых органах справочника "Коды иностранных организаций" (далее - Порядок формирования и применения Справочника КИО) и Порядка замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет и учет в налоговых органах (далее - Порядок замены ранее выданных документов), утвержденных приказом МНС России от 28.07.03 г. N БГ-3-09/426 "Об учете иностранных организаций в налоговых органах", зарегистрированным в Минюсте России 14 августа 2003 г., регистрационный N 4975 (далее - Приказ)*(1).
Остановимся на "непрописанных" в Приказе вопросах, базирующихся на установленных им методологических подходах к постановке на учет и учету иностранных организаций с применением сведений, содержащихся в Справочнике КИО, а также на проблемах, связанных с Порядком формирования и применения Справочника КИО в налоговых органах и Порядком замены иностранным организациям ранее выданных документов.
В соответствии с Приказом налоговые органы будут осуществлять постановку на учет и учет иностранных организаций с применением Справочника КИО. Одновременно налоговыми органами будет проводиться работа по обеспечению замены иностранным организациям ИНН, порядок формирования и присвоения которых согласно письму N ВГ-6-06/562@ применялся временно, до разработки, утверждения и введения в налоговых органах Справочника КИО.
Справочник КИО будет вестись централизованно МНС России с тем, чтобы ИНН, относящийся к различным отделениям одной и той же организации, содержал информацию, позволяющую идентифицировать саму головную иностранную фирму. Таким образом, код иностранной организации, входящий в структуру ИНН, должен быть единым для всех отделений данной фирмы, имеющихся в каждом конкретном месте осуществления деятельности на территории Российской Федерации.
Справочник КИО по своей структуре состоит из кодового блока и блока идентификации.
Определяющее значение в блоке идентификации из семи необходимых показателей, указанных в разделе 2 Порядка формирования и применения Справочника КИО, при идентификации иностранной организации имеют следующие показатели:
регистрационный номер в стране регистрации;
код налогоплательщика в стране регистрации или его аналог;
страна регистрации.
С 1 октября 2003 г. включение в Справочник КИО сведений об иностранной организации будет осуществляться на основании поступающей от налоговых органов информации об иностранной организации, содержащей показатели, необходимые для ее идентификации.
В соответствии с новым порядком формирования ИНН для иностранных организаций ИНН - это специальный набор цифр, состоящий из 10 знаков. С первого по четвертый знаки - индекс, определяемый МНС России. Следующие пять знаков - собственно код иностранной организации. Последний знак - контрольное число.
Таким образом, будет сформирован уникальный ИНН, позволяющий идентифицировать саму иностранную фирму, являющуюся налогоплательщиком по законодательству России и несущую ответственность за уплату налогов по всем отделениям в Российской Федерации. В том же порядке будет формироваться ИНН для иностранных организаций, не осуществляющих никакой предпринимательской деятельности в Российской Федерации и соответственно не имеющих в России обособленных подразделений, но владеющих имуществом, подлежащим налогообложению.
Согласно Положению коды иностранных организаций и ИНН иностранной организации должны применяться во всех документах, используемых в налоговых отношениях вместе с кодом причины постановки на учет. Сочетание ИНН и КПП позволит однозначно идентифицировать каждое отделение иностранной организации.
Следует иметь в виду, что код иностранной организации предназначен только для идентификации самой иностранной организации. В случае создания отделения иностранной организации филиалом этой иностранной организации, расположенным в государстве, отличном от того, в котором была создана сама иностранная организация, необходимо учитывать, что код иностранной организации в Справочнике КИО идентифицирует только иностранную организацию (п.2.1.2 Положения).
При приобретении имущества или транспортных средств в Российской Федерации филиалом иностранной организации, находящимся на территории другого государства, в налоговом органе Российской Федерации на учет ставится собственно иностранная организация с присвоением ей ИНН и КПП. Это объясняется тем, что в соответствии с законодательством филиал организации не является юридическим лицом. Он наделяется имуществом, которое создано его юридическим лицом, и действует на основании утвержденных им положений.
Филиал иностранной организации, расположенный на территории государства, отличного от того, в котором была создана иностранная организация, для целей налогообложения не является самостоятельным плательщиком налогов. Все обязанности по уплате налогов, связанные с деятельностью российского отделения филиала иностранной организации, выполняет сама организация. На этом основании все имущество, включая транспортные средства, приобретаемое и/или арендуемое в Российской Федерации филиалом иностранной организации, подлежит постановке на учет в налоговом органе как имущество, находящееся на балансе самой иностранной организации.
Очевидно, что по существу методологического подхода введение с 1 октября 2003 г. Справочника КИО и нового алгоритма формирования ИНН и кодов иностранных организаций - есть не что иное как изменение нормативно-правовой базы, влекущее за собой согласно п.7.4 Положения признание недействительными ИНН, присвоенных иностранным организациям ранее.
В соответствии с п.5 Приказа в период с 1 октября 2003 г. по 31 декабря 2004 г. налоговым органам следует произвести замену ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет и учет иностранных организаций в налоговых органах. Пунктом 4 Приказа установлено, что выданные до 1 октября 2003 г. документы, подтверждающие постановку на учет и учет иностранных организаций в налоговых органах, будут признаваться недействительными с 1 января 2005 г.
Для проведения замены иностранным организациям ранее выданных документов по учету как налогоплательщикам - иностранным организациям, так и ответственным должностным лицам в инспекциях МНС России, необходимо четко разграничить периоды осуществления постановки иностранных организаций на учет и учета в налоговых органах Российской Федерации с целью определения бланков документов, подтверждающих постановку на учет и учет в разные временные периоды, которые соответственно с 1 октября 2003 г. подлежат замене.
Вследствие изменения структуры ИНН, значение которого вычислено по специальному алгоритму на основе присвоенного иностранной организации кода, содержащегося в Справочнике КИО, в связи с признанием недействительным ранее присвоенного ИНН подлежит заменить выданные иностранным организациям документы, подтверждающие постановку их на учет в налоговых органах Российской Федерации.
Приведем примеры некоторых документов, в соответствии с которыми производилось осуществление постановки на учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность и (или) имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории Российской Федерации, а также учета иностранных организаций, не имеющих отделений в Российской Федерации, в связи с открытиями ими счетов в банках на территории Российской Федерации.
Карты постановки на учет с указанием ИНН налогоплательщика (форма 2101FE 1996), выданные иностранным организациям, осуществляющим постановку на учет и учет в соответствии с положением "Об особенностях учета в налоговых органах организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций" от 20.09.96 г. N ВГ-4-06/57н.
Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН и КПП (форма 2401ИМД), выданные иностранным организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность и (или) имеющим недвижимое имущество и транспортные средства на территории Российской Федерации, поставленным на учет в налоговом органе в соответствии с Положением, утвержденным Приказом.
Свидетельства об учете в налоговом органе с указанием КИО и КПП (форма 2402ИМ), выданные иностранным организациям, не имеющим отделений в Российской Федерации, учтенным по месту постановки на учет банка, в связи с открытием ими счетов в этих банках на территории Российской Федерации, учтенным в налоговых органах в соответствии с Положением, утвержденным Приказом.
Информационные письма об учете в налоговых органах недвижимого имущества и транспортных средств с указанием ИНН и КПП (форма 2202ИМ), которыми налоговый орган сообщает, что иностранная организация учтена в налоговом органе в связи с наличием у нее недвижимого имущества и транспортных средств в Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Приказом.
Информационные письма об учете в налоговых органах отделений иностранных организаций с указанием ИНН и КПП (форма 2201И), которыми налоговый орган сообщает, что иностранная организация учтена в связи с открытием ею нового отделения на территории Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Приказом.
Выданные ранее документы по учету подлежат возврату в соответствующий налоговый орган, взамен которых иностранным организациям выдаются тем же налоговым органом новые документы по учету с указанными в них кодами иностранных организаций и ИНН, сформированных с применением Справочника КИО.
Следует обратить особое внимание на то, что присвоенные до 1 октября 2003 г. иностранной организации ИНН и КИО, а также выданные до 1 октября 2003 г. карты, свидетельства и информационные письма о постановке на учет и учете иностранных организаций в налоговых органах признаются недействительными с рабочего дня, следующего за днем выдачи иностранной организации нового документа по учету с указанием в нем ИНН и кода иностранной организации, сформированных с применением Справочника КИО.
С 1 января 2005 г. будут признаны недействительными документы, подтверждающие постановку на учет и учет иностранных организаций, полученные ими до 1 октября 2003 г., в тех случаях, когда поставленные на учет и учтенные иностранные организации не явятся в налоговые органы Российской Федерации для получения документов по учету с указанием в них ИНН, сформированных с применением Справочника КИО.
Пунктом 2 Порядка замены ранее выданных документов определена процедура подготовки нового документа по учету и выдача его налоговым органом иностранной организации или ее представителю.
Налоговым органам рекомендуется составить списки иностранных организаций, состоящих на учете в данной инспекции, в хронологическом порядке по датам постановки иностранных организаций на учет. На основании списков налоговые органы должны составить и утвердить график, в соответствии с которым иностранные организации, поставленные на учет и учтенные до 1 октября 2003 г. в данном налоговом органе, согласно уведомлению, приложенному к Порядку замены ранее выданных документов, могли быть приглашены в инспекцию МНС России и в соответствии с графиком без промедления получить под роспись новый документ по учету взамен ранее выданного документа, подлежащего возврату в налоговый орган.
В тех случаях, когда иностранная или международная организации уже поставлены на учет в налоговом органе, при открытии этими организациями второго и любого следующего отделения на территории, подконтрольной одному налоговому органу, или на территории, подконтрольной другому или различным налоговым органам, и при постановке этих отделений на учет в налоговом органе Российской Федерации 1 октября 2003 г. и позднее, налоговый орган выдает таким организациям документы, подтверждающие постановку на учет с указанием в них ИНН, сформированного с применением кода иностранной организации согласно Справочнику КИО.
В тех случаях, когда названные организации учтены в налоговом органе по месту постановки на учет банка, в котором ими открыты счета в рублях или иностранной валюте до 1 октября 2003 г., при открытии такими организациями второго и любого последующего счета в том же или ином банке до 1 октября 2003 г. и позднее налоговые органы будут производить выдачу Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ с указанием в нем кода иностранной организации, сформированного с применением Справочника КИО.
Налогоплательщикам - иностранным организациям по согласованию с руководством инспекции МНС России, в которой они состоят на учете, не запрещено начиная с 1 октября 2003 г. обращаться за документами по постановке на учет, сформированными с учетом сведений, содержащихся в Справочнике КИО.
Напомним, что организации, поставленные на учет в налоговых органах в 1995 г. и позднее, имеющие счета только типа "И", которым присвоены ИНН в связи с осуществлением инвестиционной деятельности (без создания филиала, представительства), в соответствии с действующим Положением не имеют оснований для постановки на учет с присвоением ИНН и КПП. В данном случае ИНН, присвоенный иностранной организации ранее, признается недействительным. Иностранную организацию по этой причине следует снять с учета. При этом следует применить код причины снятия с учета "53" (снятие с учета с изменением методологии учета). Поскольку вступила в силу инструкция Банка России N 93, в дальнейшем эта иностранная организация в целях осуществления инвестиционной деятельности должна переоформить счет типа "И". Соответственно данная иностранная организация должна быть учтена в налоговом органе по месту нахождения банка, в котором ею открыты новые счета, согласно п.3 Положения, утвержденного приказом N АП-3-06/124.
Если в момент проверки наличия полного комплекта документов по учету ответственное должностное лицо в инспекции МНС России выявляет, что в результате проведения операций по счетам, открытым в банках на территории Российской Федерации иностранным и международным организациям, возникла обязанность самостоятельно уплачивать налоги, то такие организации подлежат постановке на учет в налоговом органе в связи с осуществлением деятельности в Российской Федерации через отделение. В этом случае согласно п.7.6 Положения ранее выданное Свидетельство об учете по месту открытия счета в банке по форме 2402ИМ с присвоением кода иностранной организации и КПП признается недействительным. Иностранной организации предлагается возвратить его в налоговый орган и заменить на Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по форме 2401ИМД с присвоением ИНН и КПП.
Т. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета", N 37, сентябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Опубликован в "Финансовой газете" N 35 за 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71