г. Краснодар |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А32-10467/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Онищенко Юлии Николаевны (ИНН 234306321204, ОГРНИП 309234318400012) - Тарханова А.В. (доверенность от 09.01.2019), от ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Прочко Е.П. (доверенность от 13.11.2013), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования Новокубанский район, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 по делу N А32-10467/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Онищенко Юлия Николаевна (далее - глава хозяйства) обратилась в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с исковым заявлением об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка. Истец просил изложить пункт 2.1 проекта договора купли-продажи незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности, из земель сельскохозяйственного назначения от 14.12.2018 N 1172 в следующей редакции: "Цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 502 224 рубля 40 копеек" (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Иск основан на положениях статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 421, 422, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ). Требования мотивированы незаконностью включения департаментом в проект договора купли-продажи земельного участка условия о цене выкупа участка по цене, равной 100% от кадастровой стоимости земельного участка. Поскольку глава хозяйства использует земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0206010:19 с 2002 года (более 15 лет), цена выкупа должна определяться в размере 20% от кадастровой стоимости приобретаемого участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Новокубанский район (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019, иск удовлетворен. Урегулированы разногласия при заключении договора купли-продажи земельного участка, пункт 2.1 договора купли-продажи от 14.12.2018 N 1172 изложен в редакции, предложенной главой хозяйства.
Суды установили, что предприниматель обратилась в департамент с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206010:19, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Ляпинское сельское поселение, примерно в 1,5 км от х. Степной по направлению на северо-восток, СПК "Заречный". Данный участок (N 24) площадью 163 700 кв. м находится в аренде у главы хозяйства и используется для развития отрасли животноводства для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; рыбоводства в рамках подпункта 1 пункта 1 статьи 19 Закона N 532-КЗ. Департамент направил главе хозяйства договор купли-продажи незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности, из земель сельскохозяйственного назначения от 14.12.2018 N 1172. Предприниматель, не согласившись с пунктом 2.1 проекта договора, направила департаменту протокол разногласий от 10.01.2019, в котором изложила этот пункт в следующей редакции: "Цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 502 224 рубля 40 копеек". Протокол разногласий не подписан департаментом, который в письме от 14.02.2019 N 52-51178/19-32-12 указал следующее. Департамент не вправе заключать договор купли-продажи на предложенных главой хозяйства условиях, поскольку испрашиваемый в собственность земельный участок арендуется предпринимателем с 2013 года. Следовательно, выкупная цена составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка. Глава хозяйства, настаивая на том, что арендует земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0206010:19 с 2002 года, то есть более 15 лет, поэтому имеет право на приобретение его в собственность по цене, равной 20% кадастровой стоимости, обратилась в арбитражный суд с иском. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 27, 39.3, 39.4 Земельного кодекса, статьи 21 Закона N 532-КЗ, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" (далее - постановление N 226, Порядок). Суды установили, что в июле 2002 года между администрацией местного самоуправления Кубанского района и КФХ "Онищенко Николая Митрофановича" был заключен договор от 29.07.2002 N 86 аренды земельного участка площадью 16,73 га с кадастровым номером 21:0206010:0002 на территории Ляпинского сельского округа Новокубанского района. В апреле 2003 года между администрацией и КФХ "Онищенко Николая Митрофановича" было заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 29.07.2002 N 86, которым внесены изменения в номер договора, с 01.04.2003 указанный договор аренды имеет N 2100000496. В августе 2007 года между администрацией и КФХ "Онищенко Николая Митрофановича" заключен договор от 14.08.2007 N 88211000016 аренды земельного участка площадью 16,73 га с кадастровым номером 23:21:0206010:0002, местоположение: Краснодарский край, Новокубанский район, Ляпинское сельское поселение на расстоянии 1000 м северо-восточнее х. Степной. В 2009 году КФХ "Онищенко Н.М." начало процедуру реорганизации и на основании акта приема-передачи от 03.07.2009 в собственность главы хозяйства было передано имущество КФХ "Онищенко Н.М.", в том числе и право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0206010:19 (участок N 24). В августе 2011 года на основании дополнительного соглашения от 19.08.2011 после реорганизации КФХ "Онищенко Н.М." арендатором указанного участка стала предприниматель. В 2013 году администрация и предприниматель заключили договор от 18.10.2013 N 8821000170 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206010:19. В 2018 году эти же стороны заключили договор от 21.08.2018 N 0000006160 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206010:19 (участок N 24), площадью 163 700 кв. м (16,37 га). Указанные договоры аренды прошли процедуру государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Исходя из установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что КФХ "Онищенко Николая Митрофановича" (первоначальный арендатор земельного участка площадью 16,37 га) прекратило свою деятельность в результате реорганизации, при этом к новому арендатору (глава хозяйства) перешли все права и обязанности по действующему договору аренды. Департаментом не представлено надлежащих доказательств расторжения (одностороннего отказа от) ранее заключенных договоров, выбытия земельного участка из владения арендаторов, либо иных доказательств прекращения использования земельного участка. Поскольку материалами дела подтвержден факт владения главой хозяйства (его правопредшественником) земельным участком с 2002 года, то установленный в договоре купли-продажи от 14.12.2018 N 1172 размер цены его выкупа должен быть равен 20% от кадастровой стоимости данного участка, что соответствует статье 21 Закона N 532-КЗ и постановлению N 226. Поэтому исковое заявление главы хозяйства признано судами первой и апелляционной инстанций обоснованным и подлежащим удовлетворению. Судебные расходы распределены между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. На момент рассмотрения направленного главой хозяйства департаменту протокола разногласий к договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206010:19 испрашиваемый в собственность земельный участок использовался в периоды с 29.07.2002 по 25.09.2013 и с 18.10.2013 по настоящее время. Данная информация получена департаментом от уполномоченного органа (письмо управления имущественных отношений администрации муниципального образования Новокубанский район от 07.11.2018 N 02-06/4.03/18-2276). Суды не дали надлежащей оценки представленному департаментом письму управления имущественных отношений администрации муниципального образования Новокубанский район от 25.09.2013 N 02-05/2-03/13-2127, которым глава хозяйства уведомлялась о расторжении договора аренды от 14.08.2007 N 8821000016. Таким образом, при расчете выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206010:19 следовало учитывать только срок договора аренды земельного участка от 18.10.2013 N 8821000170, заключенного между администрацией муниципального образования Новокубанский район и главой хозяйства.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель главы хозяйства возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылался на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, которые просил оставить без изменения.
Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечила.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, глава хозяйства обратилась в департамент с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206010:19, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Ляпинское сельское поселение, примерно в 1,5 км от х. Степной по направлению на северо-восток, СПК "Заречный". Данный участок (N 24) площадью 163 700 кв. м находится в аренде у главы хозяйства и используется для развития отрасли животноводства для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; рыбоводства в рамках подпункта 1 пункта 1 статьи 19 Закона N 532-КЗ.
Департамент направил главе хозяйства для подписания проект договора купли-продажи незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности, из земель сельскохозяйственного назначения от 14.12.2018 N 1172.
Предприниматель, не согласившись с пунктом 2.1 проекта договора, направила департаменту протокол разногласий от 10.01.2019, в котором изложила этот пункт договора в следующей редакции: "Цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 502 224 рубля 40 копеек".
Протокол разногласий не подписан департаментом, который в письме главе хозяйства от 14.02.2019 N 52-51178/19-32-12 указал следующее. Департамент не вправе заключать договор купли-продажи на предложенных главой хозяйства условиях, поскольку испрашиваемый в собственность земельный участок арендуется предпринимателем с 2013 года. Следовательно, выкупная цена составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка.
Глава хозяйства, настаивая на том, что арендует земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0206010:19 с 2002 года, то есть более 15 лет, поэтому имеет право на приобретение его в собственность по цене, равной 20% кадастровой стоимости, обратилась в арбитражный суд с иском.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, если иной порядок не предусмотрен данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права лица, обратившегося за судебной защитой (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (статья 421 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. Если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4).
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса).
При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статьей 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса).
Главой администрации (губернатором) Краснодарского края издано постановление N 226. Частью 8 подпункта 2.1 раздела 2 Порядка, утвержденного названным постановлением, предусмотрено следующее. В случае аренды земельного участка в течение 6 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80% кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60% кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40% кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20% кадастровой стоимости земельного участка. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Методика определения цены выкупа должна определяться в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи заявлений о предоставлении земельных участков, что соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений, которым законодатель предоставил право выкупить земельный участок по специальной цене. При этом должен быть учтен срок аренды земельного участка до заключения договора купли-продажи земельного участка, так как именно до этого момента земельный участок находился в аренде у истца, и продолжалось течение срока договора аренды (определения Верховного суда Российской Федерации от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104 и от 29.04.2016 по делу N 305-КГ15-19738).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций установили следующее. В июле 2002 года администрация местного самоуправления Кубанского района и КФХ "Онищенко Николая Митрофановича" заключили договор от 29.07.2002 N 86 аренды земельного участка площадью 16,73 га с кадастровым номером 21:0206010:0002 на территории Ляпинского сельского округа Новокубанского района. В апреле 2003 года администрация и КФХ "Онищенко Николая Митрофановича" заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 29.07.2002 N 86, которым внесены изменения в номер договора, с 01.04.2003 указанный договор аренды имеет N 2100000496. В августе 2007 года администрация и КФХ "Онищенко Николая Митрофановича" заключили договор от 14.08.2007 N 88211000016 аренды земельного участка площадью 16,73 га с кадастровым номером 23:21:0206010:0002. В 2009 году КФХ "Онищенко Н.М." начало процедуру реорганизации и на основании акта приема-передачи от 03.07.2009 в собственность главы хозяйства было передано имущество КФХ "Онищенко Н.М.", в том числе и право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0206010:19 (участок N 24). В августе 2011 года на основании дополнительного соглашения от 19.08.2011 после реорганизации КФХ "Онищенко Н.М." арендатором указанного участка стала предприниматель. В 2013 году администрация и глава хозяйства заключили договор от 18.10.2013 N 8821000170 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206010:19. В 2018 году департамент и глава хозяйства заключили договор от 21.08.2018 N 0000006160 аренды этого же земельного участка. Указанные договоры аренды прошли процедуру государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Исходя из установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций признали, что КФХ "Онищенко Николая Митрофановича" (первоначальный арендатор земельного участка) прекратило свою деятельность в результате реорганизации. При этом к новому арендатору (глава хозяйства) перешли все права и обязанности по действующему договору аренды. Предприниматель (его правопредшественник) непрерывно владели земельным участком с кадастровым номером 23:21:0206010:19 с 2002 года. Надлежащие доказательства расторжения (одностороннего отказа от) указанных договоров аренды, выбытия земельного участка из владения арендаторов, в материалы дела не представлены. Поскольку установленный в договоре купли-продажи от 14.12.2018 N 1172 размер цены его выкупа должен быть равен 20% от кадастровой стоимости данного участка, иск главы хозяйства удовлетворен судебными инстанциями.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод жалобы департамента об отсутствии оснований для изменения пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка, приобретаемого главой хозяйства, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций инстанции и обоснованно отклонен.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Кодекса).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (части 1 и 2 статьи 71 Кодекса).
Суды при разрешении спора исходили из отсутствия в материалах дела надлежащих доказательств прекращения арендных отношений (расторжения заключенных в 2002, 2007, 2013 и 2018 годах договоров аренды) в отношении земельного участка, приобретаемого главой хозяйства. Данный участок из владения арендатора не выбывал (используется с 2002 года по настоящее время). Довод департамента о прекращении с главой хозяйства арендных отношений в 2013 году со ссылкой на письмо управления имущественных отношений администрации муниципального образования Новокубанский район от 25.09.2013 N 02-05/2-03/13-2127 несостоятелен. Земельный участок с кадастровым номером 23:21:0206010:19 оставался во владении и пользовании арендатора (арендодателю не возвращался), глава хозяйства продолжал вносить арендные платежи по договору от 14.08.2007 N 8821000016 (с учетом дополнительного соглашения от 19.08.2011). При этом стороны 18.10.2013 перезаключили договор аренды этого же земельного участка, из условий которого (пункт 1.3) следует, что участок не передавался администрацией по акту предпринимателю.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе, приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.09.2019, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 по делу N А32-10467/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Главой администрации (губернатором) Краснодарского края издано постановление N 226. Частью 8 подпункта 2.1 раздела 2 Порядка, утвержденного названным постановлением, предусмотрено следующее. В случае аренды земельного участка в течение 6 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80% кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60% кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40% кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20% кадастровой стоимости земельного участка. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2019 г. N Ф08-9388/19 по делу N А32-10467/2019