г. Краснодар |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А32-15042/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Рыжкова Ю.В., без вызова и участия истца - акционерного общества "Национальная страховая компания "Татарстан"" (ИНН 1657023630, ОГРН 1021603139590) и ответчика - муниципального унитарного предприятия "Сочиавтотранс" (ИНН 2320051015, ОГРН 1022302952495), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Национальная страховая компания "Татарстан"" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А32-15042/2019, установил следующее.
АО "Национальная страховая компания "Татарстан"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к МУП "Сочиавтотранс" (далее - предприятие) о взыскании 45 500 рублей страхового возмещения в порядке регресса.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края (резолютивная часть) от 03.06.2019 иск удовлетворен.
В связи с подачей апелляционной жалобы 07.06.2019 судом изготовлено мотивированное решение.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 решение от 07.06.2019 отменено, в иске отказано. Суд исходил из того, что иск не может быть удовлетворен только по формальным основаниям.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 02.08.2019 и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что выполнил свою обязанность и возместил АО "СК "Астро-Волга"" страховое возмещение, это подтверждается платежным поручением. Ответчик не направил страховщику извещения бланка о дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП) в течение пяти рабочих дней. Общество считает, что суд не имел оснований ссылаться на то, что после периода спорных отношений подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) утратил силу.
В отзыв предприятие отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 17.03.2018 в г. Сочи произошло ДТП с участием автомобиля "KIA SPORTAGE" (Киа Спортэйндж), государственный номер О480MB 123, под управлением Тихомирова М.В. и автомобиля "МАЗ"-103586, государственный номер В418НН 123, владельцем которого является предприятие, под управлением водителя Варданяна Г.В.
В соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО составлено извещение о ДТП ("европротокол") без участия уполномоченных сотрудников полиции. Согласно извещению свою вину добровольно признал водитель транспортного средства "МАЗ" Варданян Г.В.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к ДТП транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.
Потерпевший направил страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр бланка извещения о ДТП с заявлением о прямом возмещении убытков.
АО "СК "Астро-Волга"" (страховщик потерпевшего) выплатило потерпевшему 45 500 рублей страхового возмещения платежным поручением от 29.03.2018.
Общество в соответствии с положениями Закона об ОСАГО и договором с АО "Ставропольского края "Астро-Волга"" компенсировало данную выплату, перечислив страховщику потерпевшего 45 500 рублей по платежному поручению от 10.04.2018.
В обоснование иска общество ссылается на то, что предприятие не направило ему экземпляр заполненного бланка извещения о ДТП.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Предприятие в отзыве на иск указало на направление истцу заполненного бланка извещения о ДТП письмом от 19.03.2019, однако не представило в дело доказательств такого направления (уведомление о вручении почтового отправления, почтовая квитанция, опись вложения). Суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что ответчик не доказал факт направления истцу названного извещения.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств урегулировано нормами Закона об ОСАГО в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами
В силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 названного Закона страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 N 1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к ДТП, бланка извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.
В пункте 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъяснено, что в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, на водителей, причастных к ДТП, возложена обязанность в течение пяти рабочих дней направить в адрес страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, бланк извещения о ДТП (пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО). Признание судом причин пропуска причинителем вреда пятидневного срока для направления в адрес страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о ДТП уважительными (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности исполнить свою обязанность) является основанием для отказа в удовлетворении требований страховщика, осуществившего страховое возмещение, о взыскании с причинителя вреда денежной суммы в размере осуществленного страхового возмещения на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из исходил из того, что страховая организация, выплатившая возмещение, и страховая организация, выступающая истцом по настоящему делу, не совпадают. С учетом этого отсутствие у истца своевременных сведений о произошедшем 17.03.2018 ДТП могло нарушить нормальный баланс интересов страхователей и страховщиков, а также ограничить истцу возможность реализовать право на возражения в порядке пункта 5.1 статьи 14.1 Закона об ОСАГО.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд сослался на формальное применение истцом положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
Однако апелляционный суд не обосновал отсутствие оснований для применения названной нормы прямого действия в случае неисполнения причинителем вреда названной обязанности. Суд не привел каких-либо исключительных обстоятельств, влекущих возможность квалификации спорного правоотношения отличным от прямо предусмотренного законодателем в названной норме закона. Последующая отмена данного законоположения не освобождает причинителя вреда от последствий неисполнения обязанности направить в адрес страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о ДТП, в период действия подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
При изложенных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения Арбитражного суда Краснодарского края, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене с оставлением в силе решения.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалоб, распределяются по правилам, установленным названной статьей.
При подаче кассационной жалобы общество заявило ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы, которое удовлетворено.
Поскольку кассационная жалоба предприятия подлежит удовлетворению, с предпринимателя в доход федерального бюджета надлежит взыскать 3 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А32-15042/2019 отменить, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2019 по данному делу оставить в силе.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Сочиавтотранс" (ИНН 2320051015, ОГРН 1022302952495) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Ю.В. Рыжков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из исходил из того, что страховая организация, выплатившая возмещение, и страховая организация, выступающая истцом по настоящему делу, не совпадают. С учетом этого отсутствие у истца своевременных сведений о произошедшем 17.03.2018 ДТП могло нарушить нормальный баланс интересов страхователей и страховщиков, а также ограничить истцу возможность реализовать право на возражения в порядке пункта 5.1 статьи 14.1 Закона об ОСАГО.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд сослался на формальное применение истцом положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
Однако апелляционный суд не обосновал отсутствие оснований для применения названной нормы прямого действия в случае неисполнения причинителем вреда названной обязанности. Суд не привел каких-либо исключительных обстоятельств, влекущих возможность квалификации спорного правоотношения отличным от прямо предусмотренного законодателем в названной норме закона. Последующая отмена данного законоположения не освобождает причинителя вреда от последствий неисполнения обязанности направить в адрес страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о ДТП, в период действия подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2019 г. N Ф08-10201/19 по делу N А32-15042/2019