г. Краснодар |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А15-5903/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" (ИНН 2632800485, ОГРН 1112651005037) - Мулалиевой Ф.А. (доверенность от 01.01.2019) и Дементова К.А. (доверенность от 01.01.2019), от заинтересованного лица - Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан (ИНН 0541023580, ОГРН 1020502631599) - Гайдарбегова М.Г. (доверенность от 14.11.2019), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Войсковой части N 6752 (ИНН 0541018527, ОГРН 1020502458965) и Федерального государственного казенного учреждения "2 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (войсковая часть N 6895, г. Ростов-на-Дону)" (ИНН 6165154324, ОГРН 1096165001129), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.03.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 по делу N А15-5903/2018, установил следующее.
АО "Дагестанская сетевая компания" (далее - общество, сетевая компания) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее - служба) о признании недействительным, недействующим с 07.09.2018 постановления службы от 07.09.2018 N 11 "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств комплекса зданий военного городка военной части 6752, расположенных в Карабудахкентском районе Республики Дагестан, мощностью 7 600 кВт, к электрическим сетям АО "Дагестанская сетевая компания" по индивидуальному проекту" в связи с невключением в плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту расходов на выполнение мероприятий "последней мили" по необоснованным причинам и нарушающим экономические интересы сетевой организации; об обязании службы принять заменяющий постановление Республиканской от 07.09.2018 N 11 "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств комплекса зданий военного городка военной части 6752, расположенных в Карабудахкентском районе Республики Дагестан, мощностью 7600 кВт, к электрическим сетям АО "Дагестанская сетевая компания" по индивидуальному проекту" ненормативный акт с учетом включения в плату за технологическое присоединение расходов на выполнение мероприятий "последней мили"; об обращении решения суда в части обязания службы о принятии нового ненормативного правового акта, заменяющего постановление от 07.09.2018 N11 "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств комплекса зданий военного городка военной части 6752, расположенных в Карабудахкентском районе Республики Дагестан, мощностью 7 600 кВт, к электрическим сетям АО "Дагестанская сетевая компания" по индивидуальному проекту" к немедленному исполнению.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Войсковая часть N 6752 и ФГКУ "2 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (войсковая часть N 6895, г. Ростов-на-Дону)".
Решением от 18.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2019, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, ввиду законности и обоснованности оспариваемого постановления службы.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению общества, при рассмотрении дела суды не дали оценку доводу общества о допущенных службой нарушениях порядка рассмотрения вопроса о расходах. Суды не обеспечили соблюдение основных задач и принципов судопроизводства в арбитражных судах, предусмотренных статьями 2, 6, 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также приняли судебные акты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС"). Суды не приняли во внимание, что оспариваемым постановлением служба в полном объеме исключила из сметы расходы на выполнение мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (далее - Методические указания) (мероприятия "последней мили"), при этом в соответствии с пунктом 41 раздела V Методических указаний, расходы на выполнение мероприятий "последней мили" согласно выданным техническим условиям, определяются по смете, выполненной с применением сметных нормативов. Действующим законодательством не предусмотрены требования по обязательному использованию Федеральных единичных расценок при расчете размера затрат на выполнение мероприятий "последней мили"; расходы на выполнение мероприятий "последней мили" по объектам-аналогам по расчетам общества составляют порядка 491 431 тыс. рублей (без НДС), что превышает размер затрат, выполненных на основании Сборника укрупненных показателей, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов, направленный обществом в службу письмом от 28.11.2017 N 04-03/37 на 176 445 тыс. рублей. Признавая факт необходимости применения в данном случае правил технологического присоединения энергопринимающих устройств военного городка к электрическим сетям общества по индивидуальному проекту служба неправомерно отказала в утверждении расходов на "последнюю милю", сославшись только на то, что представленный обществом расчет расходов на данные мероприятия неверно произведен по Сборнику укрупненных показателей. Самостоятельное несение расходов на мероприятия "последней мили" без установления размера расходов регулирующим органом повлечет для общества прямые убытки в размере 314 767 рублей 48 копеек, поскольку данные расходы ввиду неправомерных действий регулирующего органа не будут обществу возмещены.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить судебные акты без изменения, полагая, то они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Служба полагает, что согласно представленным сетевой компанией материалам, расчеты стоимости произведены обществом по Сборнику укрупненных показателей стоимости строительства (реконструкции) подстанций и линий электропередач для нужд ОАО "Холдинг МРСК", вместе с тем, в соответствии с пунктом 28 Федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, "Сборник укрупненных показателей стоимости строительства (реконструкции) подстанций и линий электропередач для нужд ОАО "Холдинг МРСК"" включен в указанный Федеральный реестр до 31.12.2013, позже указанного срока применение данного Сборника при расчетах является недопустимым. Общество не представило доказательства нарушения службой порядка рассмотрения заявки на установление тарифа. Права и законные интересы ПАО "ФСК ЕЭС" в настоящем деле не затронуты, в связи с чем отсутствовали основания для привлечение ПАО "ФСК ЕЭС" к участию в деле в качестве третьего лица.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества и службы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям на территории Республики Дагестан и осуществляет деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию (регулируемая деятельность).
23 мая 2016 года Войсковая часть 6895 обратилась к обществу с заявкой об осуществлении технологического присоединения трансформаторных подстанций.
28 ноября 2017 года общество письмом N 04-03/37 направило в службу заявку об установлении индивидуального размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств комплекса зданий военного городка воинской части 6752 в Карабудахкентском районе Республики Дагестан. К заявлению от 28.11.2017 общество приложило документы согласно описи (том 1, л. д. 33 - 34).
Расчет затрат на строительство и выполнение проектно-сметной документации по мероприятиям, согласно выданным техническим условиям для технологического присоединения заявителя к электрическим сетям общества выполнен на основании Сборника укрупненных показателей стоимости строительства (реконструкции) подстанций и линий электропередачи для нужд ОАО "Холдинг МРСК" (далее - Сборник укрупненных показателей) и внесенного в федеральный реестр сметных нормативов.
Письмом от 11.12.2017 общество сообщило службе информацию и представило анализ максимальных нагрузок за последние три года пропускной способности электрических сетей и электросетевого хозяйства общества, а также, на основании пункта 30.5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правил технологического присоединения), просило продлить срок рассмотрения материалов для установления индивидуального размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя до момента расчета в установленном порядке платы за технологическое присоединение обществом к электрическим сетям сетевой организации (ПAO "ФСК ЕЭС").
В дополнение к ранее поданным документам и информации общество письмом от 12.12.2017 N 04-03/44 направило службе копию заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС".
Письмом от 26.01.2018 N 04-03/04-56 общество указало причины расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному тарифу. Письмом от 23.07.2018 N 24-03/04-136 общество направило службе копию договора об осуществлении технологического присоединения от 19.07.2018 N 591/ТП-М5. Письмом от 27.07.2018 N 04-03/03-138 общество сообщило службе о том, что размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" определен в соответствии с приказом ФАС России от 28.12.2017 N 1836/17 "Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети в виде формулы, на 2018 год" с описанием методики расчета, а также приложением копии приказа ФАС России от 28.12.2017 N 1836/17.
06 сентября 2018 года общество получило проект экспертного заключения по предложениям расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств комплекса зданий Войсковой части 6752, максимальной мощностью 7,6 МВт к электрическим сетям сетевой организации (далее - экспертное заключение).
Письмом от 07.09.2018 N 04-03/04/161 общество довело до сведения службы позицию о том, что отказ включения в плату за технологическое присоединение расходов на выполнение мероприятий "последней мили" не обоснован и нарушает законные интересы сетевой организации, а также просило перенести заседание Правления службы по вопросу об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств комплекса зданий Войсковой части 6752 к электрическим сетям общества по индивидуальному проекту на более поздний срок.
Рассмотрев тарифную заявку общества, представленные к ней документы и информацию, служба вынесла постановление от 07.09.2018 N 11 "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств комплекса зданий военного городка военной части 6752, расположенных в Карабудахкентском районе Республики Дагестан, мощностью 7 600 кВт, к электрическим сетям АО "Дагестанская сетевая компания" по индивидуальному проекту", в соответствии с которым плата по тарифной заявке общества за технологическое присоединение установлена в размере 694 340 рублей (без НДС).
Полагая, что постановление службы является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктом 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования), пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства устанавливается органами исполнительной власти в области государственного 6 регулирования тарифов.
В силу пункта 4 статьи 21 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике.
В соответствии с Положением о Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.05.2011 N 165 "Вопросы Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан" (далее - Положение о службе) служба является органом исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 Положения о службе, служба устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы.
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с установлением платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, установлен приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-Э "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" (далее - Порядок установления платы за технологическое присоединение).
Судебные инстанции установили, что расчет стоимости за технологическое присоединение по тарифной заявке общества произведен по Сборнику укрупненных показателей.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 28 Федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, Сборник укрупненных показателей был включен в указанный Федеральный реестр до 31.12.2013.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что использование обществом при расчете платы за технологическое произведение позже 31.12.2013 Сборника укрупненных показателей при расчетах стоимости технологического подключения является недопустимым, в связи с чем обоснованно признали произведенный и представленный обществом службе расчет по Сборнику укрупненных показателей не подлежащим применению.
В соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Согласно части 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.
В силу пункта 5.4.5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, к полномочиям министерства относится формирование и ведение федерального реестра сметных нормативов.
Судебные инстанции с учетом расчета обществом сметы к тарифной заявке по Сборнику укрупненных показателей, который был включен в указанный Федеральный реестр до 31.12.2013, а также того обстоятельства, что указанная заявка на подключение исходила от Войсковой части 6895, обоснованно указали, что финансирование указанных мероприятий осуществляются за счет средств федерального бюджета, в связи с чем произведенный и представленный обществом с тарифной заявкой расчет является необоснованным и не подлежал применению службой при расчете тарифа.
Судебные инстанции исследовали и обоснованно отклонили доводы общества об отсутствии со стороны службы запросов о необходимой для расчета тарифов информации, со ссылкой на положения Правил государственного регулирования цен в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. Судебные инстанции установили, что служба неоднократно направляла в адрес общества письма (запросы) для выяснения обстоятельств в целях необходимости обоснования обществом суммы расходов на оплату услуг технологического присоединения.
Суды установили, что служба не препятствовала обществу в предоставлении той информации и сведений, которые по мнению общества были необходимыми для подтверждения и обоснованности величины затрат сметного расчета по тарифной заявке. Выводы экспертов службы, изложенные в заключении по расчету платы за технологическое присоединение, общество не опровергло.
Вопреки доводам кассационной жалобы судебные инстанции установили соблюдение службой порядка рассмотрения тарифной заявки общества. Документально данный вывод общество не опровергло.
Суд апелляционной инстанции проверил довод общества о том, что решением суда первой инстанции нарушены права и законные интересы ПАО "ФСК ЕЭС", поэтому необходимо привлечь указанную организацию к участию в деле в качестве третьего лица, и сделал правильный вывод о том, что предположительный, по мнению общества, характер убытков лица, не участвующего при рассмотрении данного дела не является основанием для вывода о непосредственном нарушении прав и законных интересов ПАО "ФСК ЕЭС". Доказательства обратного общество не представило.
На основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, в данном случае, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что общество не представило доказательства о том, что оспариваемое им постановление службы не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.03.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 по делу N А15-5903/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.