г. Краснодар |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А20-2469/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Андреевой Е.В. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике - Кодзоков И.А. (доверенность от 18.01.2019), от администрации городского округа Нальчик - Ахаминов Р.А. (доверенность от 29.12.2018), в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики, кассационную жалобу Кармокова А.А. на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 по делу N А20-2469/2018, установил следующее.
Кармоков А.А. обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным (недействительным) решения от 23.05.2018 N 06-28/ж.
Решением суда от 30.05.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.09.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое решение управления принято в пределах его компетенции антимонопольного органа, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В кассационной жалобе Кармоков А.А. просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Кармоков А.А. указывает на отсутствие своевременной публикации извещения о проведении конкурса. Вне зависимости от того, когда именно было размещено распоряжение Местной администрации городского округа Нальчик от 05.04.2018 N 277 сроки проведения конкурса нарушены, так как в соответствии с пунктом 6.7 Порядка проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик или государственная собственность на который не разграничена, а также здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик, утвержденного решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 29.08.2017 N 98 организатор по собственной инициативе или в соответствии с запросом заинтересованного лица вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе; изменение предмета конкурса не допускается; в течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются организатором конкурса на официальном сайте городского округа Нальчик; при этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте городского округа Нальчик изменений, внесенных в конкурсную документацию, до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе он составлял не менее пятнадцати дней.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы Кармокова А.А.
В судебном заседании представители Местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация, организатор торгов) и управления просили судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы Кармокова А.А.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 06.03.2018 администрация издала распоряжение N 180 (т. 1, л. д. 70).
16 апреля 2018 года в 16 часов 00 минут на основании данного распоряжения Департамент экономического развития, потребительского рынка и поддержки предпринимательства Местной администрации городского округа Нальчик провел открытый конкурс на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа Нальчик или государственная собственность на которые не разграничена, а также зданий или ином недвижимом имуществе находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик (далее - конкурс).
Итоги конкурса подведены 19.04.2018 в 16 часов 00 минут.
28 апреля 2018 года в антимонопольный орган поступила жалоба Кармокова А.А. на действия организатора конкурса при проведении конкурса (т. 1, л. д. 138 - 139). Заявитель указывал на неразмещение извещения о проведении конкурса на официальном сайте городского округа Нальчик и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru, что лишило заявителя возможности получить информацию о проведении конкурса и принять в нем участие.
Жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению.
Решением антимонопольного органа от 23.05.2018 по делу N 06-28/18ж жалоба Кармокова А.А. на действия заказчика признана необоснованной (т. 1, л. д. 11 - 15).
Не согласившись с решением управления, заявитель обратился в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 названный ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Кармокова А.А.
Суды правомерно исходили из следующих обстоятельств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909, в котором определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Названным нормативным правовым актом определён перечень информации, подлежащей размещению на сайте www.torgi.gov.ru
При этом действующим законодательством не установлено обязательное требование о размещении информации о проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальных земельных участках на сайте www.torgi.gov.ru.
Порядок проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик либо участке, государственная собственность на который не разграничена, а также здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик, утвержден решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 29.08.2017 N 98 (далее - Порядок проведения конкурса).
Пунктом 5.1 Порядка проведения конкурса определено, что извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте городского округа Нальчик не менее чем за 30 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Организатор размещает конкурсную документацию на официальном сайте городского округа Нальчик одновременно с размещением извещения о проведении конкурса (пункт 6.3 конкурсной документации).
Кроме того, официальным источником публикации информации о проведении конкурса является официальный сайт городского округа Нальчик (подпункт 6 пункта 2.3 Порядка проведения конкурса).
В соответствии с названным Порядком проведения конкурса распоряжением администрации N 180 утверждена прилагаемая конкурсная документация на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик или государственная собственность на который не разграничена, а также здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения N 180 оно подлежит публикации на официальном сайте городского округа Нальчик в разделе "информация", подраздел "конкурсы и объявления" и в газете "Нальчик".
Согласно пункту 6.7 Порядка проведения конкурса организатор по собственной инициативе или в соответствии с запросом заинтересованного лица вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются организатором конкурса на официальном сайте городского округа Нальчик. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте городского округа Нальчик изменений, внесенных в конкурсную документацию, до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе он составлял не менее пятнадцати дней.
Организатором торгов определены следующие источники, в которых подлежит публикации информация о проведении торгов: официальный сайт городского округа Нальчик http://admnalchik.ru и официальное печатное издание газета "Нальчик".
Антимонопольным органом установлено, что информация о проведения торгов размещена организатором торгов в установленном порядке на сайте администрации городского округа http://admnalchik.ru, а также в газете "Нальчик", копия которой приобщена к материалам дела, следовательно, информация о проведении конкурса была доведена до потенциальных участников торгов.
В этой связи суды правильно указали, что отсутствуют основания для выводов об ограничении доступности участия в конкурсе неопределенного круга лиц, заинтересованных в установке и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.
Доводы заявителя о несвоевременном размещении информации о торгах на сайте администрации были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка.
Из материалов дела видно, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции Кармоков А.А. обратился с ходатайством о назначении по делу технической экспертизы.
Определением суда от 30.01.2019 ходатайство о назначении технической экспертизы удовлетворено; суд обязал администрацию обеспечить доступ эксперту к административным панелям сайта http://admnalchik.ru и опрос системного администратора, занимающегося данным сайтом; перед экспертом поставлен следующий вопрос: "Какова фактическая дата размещения распоряжений администрации от 6.03.2018 N 180 и от 05.04.2018 N 277 на официальном сайте администрации". Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Из заключения эксперта от 13.02.2019 N 32-Э-19 следует, что в соответствии с рисунком 1 (скриншот видеозаписи сеанса удаленного доступа) выявлена следующая информация. Сайт https://admnalchik.ru построен на платформе WordPress; дата размещения распоряжений от 06.03.2018 N 180 и от 05.04.2018 N 277 на официальном сайте администрации (https://admnalchik.ru) может изменяться вручную; дата размещения указанных документов установлена на "06.03.2018 10:20"; платформа WordPress не предоставляет log-информацию о фактическом времени размещения материалов.
Экспертом указано, что в соответствии с рисунками 2 и 3 (информация о PDF документах, выгруженных с сайта https://admnalchik.ru и содержащих исследуемые распоряжения) выявлена следующая информация. Датой создания файла "06032018-Rasporyazhenie 180.pdf", содержащего распоряжение от 06.03.2018 N 180 является 18.12.2018 19:42:31, что может говорить о возможном редактировании данного файла в указанные время и дату; датой создания файла "05_04_2018-Rasporyazhenie 277.pdf", содержащего распоряжение от 05.04.2018 N 277 является 23.01.2019 15:10:40, что может говорить о возможном редактировании данного файла в указанные время и дату.
В обоснование своих доводов о несвоевременном размещении информации о проводимом конкурсе, заявителем также представлены скриншоты страниц сайта администрации, свидетельствующие о нарушении сроков размещения обоих распоряжений.
Суды критически отнеслись к указанным фотографиям, с учетом выводов экспертного заключения о возможном изменении даты файлов в связи с возможным просмотром и администратором данного файла в определенные даты и отражения на сайте даты последнего входа.
Довод кассационной жалобы о том, что организатор торгов нарушил сроки проведения конкурса, поскольку внес изменения в конкурсную документацию, не продлив срок подачи заявок на участие в нем, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен. Суды правильно указали на то, что внесение изменений в конкурсную документацию распоряжением N 277 было связано с допущением технической ошибки в распоряжении N 180. В данном случае организатор торгов фактически устранил опечатку (описку) при указании срока внесения задатка, что не является внесением изменений в конкурсную документацию или изменением предмета конкурса. С момента размещения уточненной информации (05.04.2019) потенциальные участники конкурса располагали достаточным количеством времени, чтобы ознакомиться со всей документацией, определиться с подачей заявок и оформить их. Кроме того, рассматриваемое обстоятельство не привело к уменьшению (исключению) количества участников аукциона по этим лотам, что подтверждается журналом регистрации заявок, протоколами заседания конкурсной комиссии. Необходимо отметить, что в печатном издании еженедельная газета "Нальчик" от 08 марта 2018 изначально указаны сроки внесения задатка и подачи заявок с учетом последующих изменений (т. 2, л. д. 28-71).
Довод Кармакова А.А. о том, что внесенные им на депозит суда денежные средства за проведение экспертизы неправомерно перечислены экспертному учреждению, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку решение и постановление не содержат распорядительных указаний о перечислении денежных средств с депозитного счета суда на расчетный счет экспертной организации, данный вопрос не разрешен оспариваемыми судебными актами.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения определения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 по делу N А20-2469/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 названный ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909, в котором определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2019 г. N Ф08-10943/19 по делу N А20-2469/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10943/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10943/19
02.09.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3051/19
30.05.2019 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-2469/18
14.09.2018 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-2469/18