г. Краснодар |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А15-4958/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Шоввис" -Шавхалова В.С. (генеральный директор, полномочия подтверждены) и Луганова С.В. (доверенность от 01.02.2018), от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета сора - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан - Ибадулаева М.М. (доверенности от 09.01.2019 и 25.10.2019, соответственно), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Шоввис" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.04.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 по делу N А15-4958/2018, установил следующее.
ООО "Корпорация Шоввис" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к УФНС России по Республике Дагестан (далее - управление, налоговый орган) о признании недействительным решения от 17.08.2018 N 16-24/10749@.
Решением от 30.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2019, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования, ввиду законности и обоснованности оспариваемого решения управления.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению общества, суды не учли положения Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н; общество в счет уплаты земельного налога за 2015 год уплатило в бюджет 1 200 тыс. рублей платежными поручениями от 17.12.2015 N 113, 21.12.2015 N 115 и 24.12.2015 N 117, при этом основанием платежа по указанным платежным поручениям является уплата текущих платежей по земельному налогу за 2015 год, о чем свидетельствуют отметки на полях платежных поручений "ТП" (реквизит 106), "ГД.00.2015" (реквизит 107); основания для отнесения платежей по платежным поручениям от 17.12.2015 N 113, 21.12.2015 N 115 и 24.12.2015 N 117 к погашению задолженности по начислениям за последующие налоговые периоды судами не приведены. В оспариваемом решении налогового органа отсутствует указание на переплату обществом налога в размере 1 200 тыс. рублей в 2015 году, которая не учтена налоговым органом при определении суммы налогооблагаемой базы за 2015 год, что повлекло за собой увеличение суммы начисленного налога и штрафа. Из суммы начисленного налога за 2015 год (9 974 359 рублей) подлежала исключению сумма в размере 1 200 тыс. рублей, однако размер штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) рассчитан налоговым органом исходя из суммы налоговой задолженности в размере 9 974 359 рублей.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан в отзыве на кассационную жалобу пояснило обстоятельства регистрации спорных земельных участков, оставив вопрос обоснованности доводов кассационной жалобы на усмотрение суда.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан отзыв на кассационную жалобу не представило.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральные налоговые проверки уточненных деклараций общества по земельному налогу за 2014 - 2016 годы, представленных обществом 02.11.2017, по итогам которых составила акты камеральных налоговых проверок от 10.11.2017 N 10231, 13.11.2017 N 10245, 14.11.2017 N 10284 и приняла решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.01.2018 N 9634, 9635 и 9636. В соответствии с решением от 15.01.2018 N 9634 обществу начислено 10 115 297 рублей земельного налога и 2 023 059 рублей 40 копеек штрафов. В соответствии с решением от 15.01.2018 N 9635 обществу начислено 10 115 297 рублей земельного налога и 1 783 059 рублей 40 копеек штрафов. В соответствии с решением от 15.01.2018 N 9636 обществу начислено 11 870 493 рубля земельного налога и 2 081 058 рублей 20 копеек штрафов. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде 520 264 рубля 55 копеек штрафа.
Решением от 17.08.2018 N 16-24/10749@ управление отменило решения инспекции полностью и привлекло налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по части 1 статьи 122 Кодекса в виде 5 605 752 рублей штрафа, а также начислило 29 954 073 рубля земельного налога.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае оснований для признания недействительным оспариваемого обществом решения управления. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог и арендная плата.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорном периоде) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Кодекса).
Кодексом предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Кодекса).
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 394 Кодекса предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) собственник земельного участка вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Исходя из части 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, в редакции, действующей до изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости определен в статье 24.20 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам и сборам.
Судебные инстанции установили, что общество обратилось в Верховный суд Республики Дагестан с заявлением к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республики Дагестан об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 05:41:000216:11 и 05:41:000224:1502 в размере их рыночной стоимости.
Решением от 18.06.2018 по делу N 3а-2/2018 Верховный суд Республики Дагестан удовлетворил заявление общества, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:41:000216:11 в размере 59 204 600 рублей и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:1502 в размере 94 781 880 рублей. При этом суды учли, что установленная решением Верховного суда Республики Дагестан от 18.06.2018 по делу N 3а-2/2018 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 05:41:000216:11 и 05:41:000224:1502 в размере 5 9204 600 рублей и 94 781 880 рублей соответственно, подлежит применению начиная с 01.01.2017, поскольку указанная стоимость не может применяться ретроспективно (на период, предшествующий вынесению решения суда и внесению в государственный кадастр сведений об измененной стоимости земельных участков).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 N 13 (с изменениями от 16.06.2015) "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан" утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель по городскому округу "город Хасавюрт". Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу 05:41:000224 составляет 5 784 рубля 10 копеек, по кадастровому кварталу 05:41:000216 - 6 232 рубля 77 копеек, что не оспаривается обществом.
На территории муниципального образования городского округа "город Хасавюрт" земельный налог введен решением собрания депутатов городского округа "город Хасавюрт" от 25.11.2013 N 5/3 "Об установлении земельного налога".
Суды проверили и обоснованно отклонили довод общества о том, что земельный налог правильно исчислялся и оплачивался им, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, указанной в кадастровых паспортах этих земельных участков.
В обоснование указанного довода налогоплательщик представил копию кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 8 05:41:000224:1502, выданного 24.08.2016 (в строке 13 указана кадастровая стоимость - 77 244 870 рублей), копия кадастрового паспорта этого же земельного участка - 05:41:000224:1502, выданного 30.12.2016 (в строке 13 указана кадастровая стоимость - 538 349 323 рубля 40 копеек), копию кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 05:41:000216:11, выданного 13.11.2014 (в строке 12 указана стоимость - 8 949 200 рублей), копию кадастрового паспорта этого же земельного участка - 05:41:000216:11, выданного 31.12.2016 (в строке 13 указана кадастровая стоимость - 162 052 020 рублей).
В то же время, в налоговых декларациях по земельному налогу за 2014 - 2016 годы (как в первичных, так и в уточненных), представленных обществом в налоговую инспекцию, указаны земельные участки с кадастровым номером 05:41:0002240730 (кадастровая стоимость указана в размере 13 950 тыс. рублей, сумма исчисленного налога - 209 250 рублей ежегодно) и 05:41:0002160730 (кадастровая стоимость указана в размере 9 395 880 рублей, сумма исчисленного налога - 140 938 рублей ежегодно) общей площадью 119 тыс. кв. м.
Суды установили, что согласно выпискам из ЕГРН об объекте недвижимости за обществом в 2014, 2015 годах числился земельный участок с кадастровым номером 05:41:000224:730 площадью 119 тыс. кв. м, кадастровой стоимостью 688 303 140 рублей; с 10.11.2016 из указанного земельного участка сформировано два земельных участка, числящихся за обществом: 1) земельный участок с кадастровым номером 05:41:000224:1502 площадью 93 074 кв. м, кадастровой стоимостью 538 349 323 рубля 40 копеек, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для организации автомобильного рынка и рынка автозапчастей; 2) земельный участок с кадастровым номером 05:41:000216:11 площадью 26 тыс. кв. м, кадастровой стоимостью 162 052 020 рублей, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для организации благоустроенного скотного рынка; с 06.12.2016 за обществом числится земельный участок с кадастровым номером 05:15:000027:110 площадью 774 500 кв. м, кадастровой стоимостью 2 771 161 рубль, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
Сведения об участке с кадастровым номером 05:41:000216:730 в Филиале ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра отсутствуют. Доказательства о наличии у общества на каком-либо праве земельного участка с кадастровым номером 05:41:000216:730 общество не представило, а суды не установили, в связи с чем обоснованно признали правомерным исключение управлением данного участка из налогооблагаемой базы общества.
Как установили судебные инстанции, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:730 утверждена 12.02.2013 на основании постановления Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан" и составляет 688 303 140 рублей. Общество не отразило в уточненной декларации за 2016 год земельные участки с кадастровыми номерами 05:41:000216:11 (кадастровая стоимость 162 052 020 рублей), 05:41:000224:1502 (кадастровая стоимость 538 349 323 рубля 40 копеек) и 05:15:000027:110 (кадастровая стоимость 2 771 161 рубль).
Судебные инстанции проверили исчисление и уплату обществом земельного налога в спорном периоде и установили, что денежные средства, уплаченные обществом в 2015 году в сумме 1200 тыс. рублей, учтены управлением при установлении штрафа за 2014 год, поскольку вошли в сумму образовавшейся переплаты в размере 1 925 312 рублей на момент подачи уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
С учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что при расчете и начислении обществу земельного налога за 2014 - 2016 годы налоговый орган правильно использовал кадастровую стоимость принадлежащих обществу земельных участков на основании сведений, полученных от Управления Росреестра и определил налоговую базу для исчисления земельного налога в соответствии с требованиями статей 391, 392, 396 Кодекса.
С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое обществом решение управления является законным и обоснованным, основания для признания его недействительным отсутствуют.
Суды проверили и обоснованно отклонили довод общества об истечении срока давности привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса за 2014 год с учетом положений пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Довод общества об уплате земельного налога за 2015 год платежными поручениями от 17.12.2015 N 113, 21.12.2015 N 115 и 24.12.2015 N 117 был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получил соответствующую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Общество при подаче кассационной жалобы уплатило в федеральный бюджет 3 тыс. рублей государственной пошлины по чеку-ордеру от 18.09.2019, тогда как согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации надлежало уплатить 1 500 рублей. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.04.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 по делу N А15-4958/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Корпорация Шоввис" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 18.09.2019 государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам и сборам.
...
С учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что при расчете и начислении обществу земельного налога за 2014 - 2016 годы налоговый орган правильно использовал кадастровую стоимость принадлежащих обществу земельных участков на основании сведений, полученных от Управления Росреестра и определил налоговую базу для исчисления земельного налога в соответствии с требованиями статей 391, 392, 396 Кодекса.
...
Суды проверили и обоснованно отклонили довод общества об истечении срока давности привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса за 2014 год с учетом положений пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2019 г. N Ф08-9875/19 по делу N А15-4958/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9875/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9875/19
22.07.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2487/19
30.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4958/18