Приказ Министерства юстиции Новосибирской области от 22 сентября 2023 г. N 11-НПА
"Об утверждении Правил обработки персональных данных в министерстве юстиции Новосибирской области и Правил рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в министерстве юстиции Новосибирской области"
В целях выполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 211 "Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами", приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила обработки персональных данных в министерстве юстиции Новосибирской области;
2) Правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в министерстве юстиции Новосибирской области.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра юстиции Новосибирской области Кириенкову Т.М.
Временно исполняющая |
Т.Н. Деркач |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом министерства юстиции
Новосибирской области
от 22.09.2023 N 11-НПА
Правила
обработки персональных данных в министерстве юстиции Новосибирской
I. Общие положения
1. Настоящие Правила обработки персональных данных в министерстве юстиции Новосибирской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 211 "Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами".
2. Правила определяют цели, принципы, условия, способы и порядок обработки персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются в министерстве юстиции Новосибирской области (далее - министерство), содержание обрабатываемых персональных данных, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения персональных данных при достижении целей их обработки или при наступлении иных законных оснований, а также процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных.
Министерство является оператором, осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели и содержание обработки персональных данных;
3. В Правилах используются следующие термины и определения:
персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
субъект персональных данных - физическое лицо, которое прямо или косвенно определено или определяемо с помощью персональных данных;
персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
использование персональных данных - действия с персональными данными, совершаемые в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;
автоматизированная обработка - обработка данных, выполняемая средствами вычислительной техники;
обработка без использования средств автоматизации - действия с персональными данными (такие как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных), осуществляемые при непосредственном участии человека;
блокирование персональных данных - временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных, в том числе их передачи;
уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
защита персональных данных - деятельность уполномоченных лиц по обеспечению с помощью локального регулирования порядка обработки персональных данных и организационно-технических мер конфиденциальности информации о конкретном субъекте персональных данных.
II. Цели обработки персональных данных
4. Обработка персональных данных министерством осуществляется в следующих целях:
выполнение требований трудового законодательства Российской Федерации в том числе в части ведения бухгалтерского учета; оформление договорных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации (осуществление гражданско-правовых отношений);
осуществление расчета заработной платы и иных выплат и удержаний.
5. Цели обработки персональных данных определяют:
содержание обрабатываемых персональных данных;
категории субъектов персональных данных, персональные данные которых обрабатываются;
сроки обработки и хранения персональных данных;
порядок уничтожения при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований.
III. Принципы обработки персональных данных
6. Обработка персональных данных в министерстве осуществляется в соответствии со следующими принципами:
обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе и ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки и не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, министерство должно принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных;
хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законодательством, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;
обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законодательством
IV. Условия обработки персональных данных
7. Обработка персональных данных в министерстве допускается в следующих случаях:
при наличии согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в судопроизводстве;
обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных действующим законодательством, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем, по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов министерства или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях при условии обязательного обезличивания персональных данных;
обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления;
осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законодательством.
V. Конфиденциальность персональных данных
8. Министерство и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
VI. Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения
9. В министерстве осуществляется обработка персональных данных следующих категорий субъектов персональных данных:
государственные гражданские служащие;
работники, замещающие должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы.
10. Персональные данные обрабатываются в сроки, обусловленные заявленными целями их обработки.
11. Обработка персональных данных осуществляется с момента их получения министерством и прекращается:
по достижении целей обработки персональных данных;
в связи с отсутствием необходимости в достижении заранее заявленных целей обработки персональных данных;
в связи с отзывом согласия субъекта персональных данных (или его представителей) на обработку его персональных данных;
в случае выявления неправомерной обработки персональных данных;
в случае истечения установленного срока хранения персональных данных;
в случае прекращение осуществления деятельности министерства или ликвидация министерства.
12. Сроки хранения персональных данных, содержащихся на материальных носителях информации, устанавливаются в соответствии с номенклатурой дел министерства.
VII. Содержание обрабатываемых персональных данных
13. Перечень персональных данных, обрабатываемых в целях, указанных в пункте 5 Правил, утверждается локальным актом министерства.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VII. Обработка персональных данных с согласия субъекта персональных данных
14. До начала обработки персональных данных министерство получает у субъектов согласие на обработку их персональных данных.
15. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законодательством. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с действующим законодательством электронной подписью.
16. Персональные данные могут быть получены министерством от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления министерству подтверждения наличия оснований, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
17. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются министерством.
18. Допускается включение согласия в типовые формы (бланки) материальных носителей персональных данных и в договор с субъектом персональных данных.
19. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на министерство.
20. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных путем направления письменного запроса министерству.
VIII. Обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных
21. Обработка персональных данных без получения согласия на такую обработку от субъекта персональных данных или в случае отзыва согласия субъектом персональных данных может осуществляться министерством при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
22. Обязанность предоставить доказательство наличия оснований на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных возлагается на министерство.
IX. Правила обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения
23. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, обрабатываются и подлежат защите в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
24. Распространение персональных данных субъектов персональных данных допускается при наличии согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, а также в случае обработки персональных данных в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на государственные органы, муниципальные органы, а также на подведомственные таким органам организации функций, полномочий и обязанностей.
25. С целью информационного обеспечения и осуществления взаимодействия со сторонними физическими и юридическими лицами в министерстве могут создаваться общедоступные источники персональных данных.
26. В общедоступный источник персональных данных в целях информационного обеспечения могут включаться: должность, фамилия, имя, отчество, контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты), сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных и разрешенные им для распространения.
27. Включение в общедоступные источники персональных данных субъекта персональных данных допускается только на основании его письменного согласия.
28. Сведения о субъекте персональных данных подлежат исключению из общедоступных источников при утрате необходимости в обработке таких данных, по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
29. Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
30. Министерство обязано обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
31. Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, предоставляется субъектом персональных данных непосредственно министерству.
32. В случае, если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных согласился с распространением персональных данных, такие персональные данные обрабатываются министерством без права распространения.
33. В случае, если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных не установил запреты и условия на обработку персональных данных, или если в предоставленном субъектом персональных данных таком согласии не указаны категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", такие персональные данные обрабатываются оператором без передачи (распространения, предоставления, доступа) и возможности осуществления иных действий с персональными данными неограниченному кругу лиц.
34. Молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
35. В согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, субъект персональных данных вправе установить запреты на передачу (кроме предоставления доступа) этих персональных данных министерством неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) этих персональных данных неограниченным кругом лиц. Отказ министерства в установлении субъектом персональных данных запретов и условий не допускается.
36. Министерство обязано в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения соответствующего согласия субъекта персональных данных опубликовать информацию об условиях обработки и о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
37. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не распространяются на случаи обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством Российской Федерации.
38. Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только министерством.
39. Министерство обязано прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных в течение трех рабочих дней с момента получения требования субъекта персональных данных.
40. В случае обработки общедоступных персональных данных обязанность сбора и предоставления доказательств того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на министерство (наличие подтверждения согласия субъекта персональных данных на включение такой информации в общедоступные источники персональных данных или отсутствие необходимости получения такого согласия).
41. Обязанность предоставить доказательства законности распространения или иной обработки персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.
42. Министерство освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", если обработка персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, осуществляется с соблюдением запретов и условий, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
X. Способы обработки персональных данных
43. В министерстве обработка персональных данных осуществляется как с использованием, так и без использования средств автоматизации.
44. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы. Решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, устанавливающим также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.
45. Обработка персональных данных средствами автоматизации должна осуществляться с соблюдением прав и законных интересов субъекта персональных данных на основании правил, положений, инструкций, руководств, регламентов и иных документов, определяющих технологический процесс обработки информации, содержащей такие данные.
46. Особенности обработки персональных данных без использования средств автоматизации определяются локальными актами министерства.
XI. Сбор, систематизация, накопление, уточнение и использование персональных данных
47. Способы сбора и источники получения персональных данных:
предоставление субъектом персональных данных подлинников документов и (или) их копий;
заполнение субъектом персональных данных соответствующих форм;
получение персональных данных от третьих лиц;
получение данных на основании запроса третьим лицам;
сбор данных из общедоступных источников.
48. Если предоставление персональных данных и (или) получение министерством согласия на обработку персональных данных являются обязательными в соответствии с федеральным законодательством, министерство обязано разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить персональные данные и (или) дать согласие на их обработку.
49. Если основания на обработку персональных данных без получения согласия отсутствуют, то необходимо получение согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Обработка персональных данных без получения такого согласия запрещается.
50. Если персональные данные получены не от субъекта персональных данных (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных") министерство до начала обработки таких персональных данных обязано предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:
наименование и адрес министерства или его представителя;
сведения о цели обработки персональных данных и ее правовое основание;
сведения о перечне персональных данных;
сведения о предполагаемых пользователях персональных данных;
сведения о правах субъекта персональных данных;
сведения об источниках получения персональных данных.
51. Министерство освобождается от обязанности предоставлять субъекту персональных данных сведения в случаях, если:
субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;
персональные данные получены на основании федерального законодательства или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем, по которому является субъект персональных данных;
обработка персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, осуществляется с соблюдением запретов и условий, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
министерство осуществляет обработку персональных данных для статистических или иных исследовательских целей, если при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
предоставление субъекту персональных данных сведений нарушает права и законные интересы третьих лиц.
52. Систематизация, накопление, уточнение, использование персональных данных в министерстве осуществляются законными способами в соответствии с локальными актами министерства, а также иными документами, определяющими технологический процесс обработки информации.
53. Использование персональных данных в министерстве осуществляется исключительно в заявленных целях. Использование персональных данных в заранее не определенных и не оформленных установленным образом целях не допускается.
XII. Правила обработки персональных данных при поручении обработки персональных данных другому лицу
54. Министерство вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, на основании заключаемого с этим лицом договора (контракта), либо путем принятия соответствующего акта (далее - поручение министерства).
55. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению министерства, обязано соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
56. В поручении министерства должны быть определены перечень персональных данных, перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, способы и цели их обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных, требования, предусмотренные частью 5 статьи 18 и статьей 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", обязанность по запросу министерства в течение срока действия поручения министерства, в том числе до обработки персональных данных, предоставлять документы и иную информацию, подтверждающие принятие мер и соблюдение в целях исполнения поручения министерства требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных, в том числе требование об уведомлении министерства о случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
57. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению министерства, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае необходимости получения согласия на обработку персональных данных от субъекта персональных данных обязанность получения такого согласия возлагается на министерство.
58. В случае, если министерство поручит обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет министерство. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению министерства, несет ответственность перед министерством.
59. В случае, если министерство поручает обработку персональных данных иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанных лиц несет министерство и лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению министерства.
XIII. Осуществление передачи персональных данных
60. Передача персональных данных в адрес третьих лиц осуществляется оператором с соблюдением Правил и действующего законодательства Российской Федерации.
61. Министерство может использовать следующие способы передачи персональных данных субъектов персональных данных:
на бумажных носителях информации (почтовая связь; нарочно);
в электронном виде (по внутренней сети; по сетям связи общего пользования с выходом за пределы контролируемой зоны; с использованием съемных носителей информации).
62. Перед осуществлением передачи персональных данных сотрудники министерства должны убедиться в наличии правовых оснований на осуществление такой передачи:
наличии согласия субъекта персональных данных на передачу его персональных данных;
достижение целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
исполнение возложенных законодательством Российской Федерации на министерство функций, полномочий и обязанностей;
реализация или заключение договора (стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных) с третьей стороной, в адрес которой осуществляется передача персональных данных.
63. Персональные данные, хранящиеся на машинных носителях информации, подлежат уничтожению (стиранию) при передаче машинных носителей информации между пользователями, в сторонние организации для ремонта или утилизации в порядке, установленном положениями локальных актов оператора.
64. Передача персональных данных должна осуществляться с использованием методов и способов, а также с принятием мер, исключающих неправомерный или случайный доступ к передаваемым персональным данным, следствием которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия.
65. В целях обеспечения контроля передачи персональных данных третьим лицам сведения о лице, направившем запрос, дата передачи персональных данных или дата уведомления об отказе в их предоставлении, а также состав переданной информации фиксируются в журнале учета передачи персональных данных. Форма соответствующего журнала утверждается локальным актом министерства.
XIV. Хранение персональных данных и сроки их обработки
66. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен законодательством Российской Федерации и (или) договором, стороной которого является субъект персональных данных.
67. В процессе хранения персональных данных субъектов персональных данных необходимо обеспечивать контроль за достоверностью и полнотой персональных данных, их регулярное обновление и внесение по мере необходимости соответствующих изменений.
68. Хранение персональных данных должно осуществляться на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.
69. Ключи от шкафов и сейфов, в которых хранятся сведения о субъектах персональных данных, находятся у ответственных сотрудников министерства.
70. Материальные носители персональных данных, обработка которых осуществляется в различных целях, должны храниться отдельно.
71. При хранении материальных носителей персональных данных должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Должны быть определены места хранения персональных данных и определен перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных (в том числе без использования средств автоматизации) либо имеющих к ним доступ.
72. Обеспечение безопасности и учет машинных носителей информации, используемых в министерстве для хранения персональных данных, осуществляется в порядке, установленном локальными актами министерства, регламентирующими правила обращения с машинными носителями информации.
73. Обязанности по организации хранения материальных носителей персональных данных в министерстве возлагаются на ответственных за организацию обработки персональных данных в министерстве и руководителей структурных подразделений, в которых осуществляется обработка персональных данных.
74. На основании определенных целей обработки персональных данных, способов обработки и образующихся в процессе такой обработки различных видов документов устанавливаются сроки обработки персональных данных, в том числе хранения.
75. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере обработки персональных данных.
76. Определение организации и сроков хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные архивных документов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства об архивном деле в Российской Федерации.
XV. Порядок блокирования персональных данных
77. Блокирование персональных данных осуществляется:
в случае выявления неправомерной обработки персональных данных при обращении субъекта персональных данных или его представителя, либо по запросу субъекта персональных данных или его представителя, либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных с момента такого обращения или получения указанного запроса на период проверки;
в случае отсутствия возможности уничтожения персональных данных в установленные сроки до их уничтожения.
78. После устранения выявленной неправомерной обработки персональных данных осуществляется снятие блокирования персональных данных.
79. Решение о блокировании и снятии блокирования персональных данных субъекта персональных данных принимается ответственными сотрудниками за организацию обработки персональных данных в министерстве.
XVI. Порядок уничтожения персональных данных при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований
80. Министерство обязано уничтожить или обеспечить уничтожение персональных данных (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению министерства) в следующих случаях:
при достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законодательством (в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между министерством и субъектом персональных данных либо если министерство не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" или другими федеральными законами);
персональные данные являются незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки (в срок, не превышающий семи рабочих дней);
в случае выявления неправомерной обработки персональных данных, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно (в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных);
в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных (в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между министерством и субъектом персональных данных либо если министерство не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" или другими федеральными законами);
в случае обращения субъекта персональных данных к министерству с требованием о прекращении обработки персональных данных (в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты получения министерством соответствующего требования, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 11 части 1 статьи 6, частью 2 статьи 10 и частью 2 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Указанный срок может быть продлен, но не более чем на пять рабочих дней в случае направления оператором в адрес субъекта персональных данных мотивированного уведомления с указанием причин продления срока предоставления запрашиваемой информации).
81. В случае отсутствия возможности уничтожения персональных данных в течение сроков, указанных в пункте 80 Правил, министерство осуществляет блокирование таких персональных данных или обеспечивает их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению министерства) и обеспечивает уничтожение персональных данных в срок не более чем шесть месяцев, если иной срок не установлен федеральным законодательством.
82. При уничтожении персональных данных необходимо:
убедиться в необходимости уничтожения персональных данных;
убедиться в том, что уничтожаются те персональные данные, которые предназначены для уничтожения;
уничтожить персональные данные подходящим способом в соответствии с нижеследующими требованиями или способом, указанным в соответствующем распорядительном документе или технологической инструкции;
при необходимости уведомить об уничтожении персональных данных требуемых лиц.
83. При необходимости уничтожения персональных данных министерство должен руководствоваться следующими требованиями:
бумажные носители, содержащие персональные данные, должны уничтожаться при помощи специального оборудования (уничтожителей (измельчителей) бумаги);
персональные данные, представленные в электронном виде, должны уничтожаться специализированным программным обеспечением, гарантирующим предотвращение восстановления удаленных данных;
после окончания процедуры уничтожения персональных данных и (или) материальных носителей персональных данных должен быть составлен соответствующий акт уничтожения (формы актов утверждаются приказом об утверждении форм документов, необходимых в целях выполнения требований законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, в министерстве юстиции Новосибирской области);
в случае необходимости физическое уничтожение машинных носителей персональных данных осуществляется путем физического разрушения или сильной деформации носителя;
контроль за своевременным уничтожением персональных данных осуществляют сотрудники министерства ответственные за организацию обработки персональных данных в министерстве.
84. Уничтожение (стирание) информации на машинных носителях (в том числе при их передаче между пользователями, в сторонние организации для ремонта или утилизации), а также уничтожение машинных носителей информации производится в порядке, установленном локальными актами министерства, регламентирующими правила обращения с машинными носителями информации в министерстве.
85. Уничтожение части персональных данных (обрабатываемых с использованием и без использования средств автоматизации), если это допускается материальным носителем, может производиться способом, исключающим дальнейшую обработку этих персональных данных с сохранением возможности обработки иных данных, зафиксированных на материальном носителе (удаление, зачеркивание, стирание).
86. При необходимости уничтожения части персональных данных допускается уничтожать материальный носитель одним из указанных в настоящих Правилах способов, с предварительным копированием сведений, не подлежащих уничтожению, способом, исключающим одновременное копирование персональных данных, подлежащих уничтожению.
87. Уничтожение документов, содержащих персональные данные, утративших свое практическое значение и не подлежащих архивному хранению, производится на основании акта уничтожения персональных данных по утвержденной министерством форме.
88. Хранение актов об уничтожении персональных данных и (или) материальных носителей персональных данных осуществляется в течение срока исковой давности, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
XVII. Процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных
89. Требования по защите персональных данных устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также локальными актами министерства.
90. Всеми сотрудниками министерства, получающими доступ к персональным данным, должен обеспечиваться установленный порядок защиты таких данных. Обработка персональных данных в министерстве без принятия мер по обеспечению безопасности персональных данных не допускается.
91. Министерство при обработке персональных данных обязано принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных. К принимаемым в министерстве мерам по выявлению и предотвращению нарушений законодательства в сфере персональных данных относятся:
назначение сотрудника министерства ответственного за организацию обработки персональных данных в министерстве;
назначение сотрудника министерства ответственного за защиту информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, содержащейся информационных системах в министерстве;
обеспечение личной ответственности сотрудников министерства, осуществляющих обработку, либо имеющих доступ к персональным данным;
издание локальных актов, определяющих политику министерства в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;
осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, политике министерства в отношении обработки персональных данных, локальным актам министерства;
оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения порядка обработки и защиты персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых министерством мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
ознакомление сотрудников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями действующего законодательства о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику министерства в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных сотрудников;
организация режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещены информационные системы персональных данных, препятствующего возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в этих помещениях лиц, не имеющих права доступа в эти помещения;
утверждение министерством локальных актов, определяющих перечни лиц, имеющих доступ к персональным данным, а также в помещения, в которых размещены информационные системы персональных данных и ведется обработка персональных данных;
определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах министерства;
использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
осуществление оценки эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных;
обеспечение учета и сохранности носителей персональных данных;
обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер по предупреждению и ликвидации последствий несанкционированного доступа к персональным данным;
восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
установление правил доступа к персональным данным;
осуществление контроля за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных;
блокирование, изменение и уничтожение персональных данных в предусмотренных действующим законодательством в области персональных данных случаях;
оповещение субъектов персональных данных в предусмотренных действующим законодательством в области персональных данных случаях;
разъяснение прав субъектов персональных данных по вопросам обработки и обеспечения безопасности их персональных данных;
организация рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей и ответов на такие запросы;
оказание содействия правоохранительным органам в случаях нарушений законодательства в отношении обработки персональных данных;
обеспечение неограниченного доступа к документу, определяющему политику министерства в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных;
обеспечение записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации;
защита персональных данных от раскрытия, модификации и навязывания (ввода ложной информации) при ее передаче (подготовке к передаче) по каналам связи, имеющим выход за пределы контролируемой зоны, путем применения в соответствии с законодательством Российской Федерации средств криптографической защиты информации.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом министерства юстиции
Новосибирской области
от 22.09.2023 N 11-НПА
Правила
рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в министерстве юстиции Новосибирской области
I. Общие положения
1. Настоящие Правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 211 "Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами" и определяют права субъектов персональных данных и обязанности министерства юстиции Новосибирской области (далее - министерство) при обращении субъекта персональных данных или его представителя, а также сроки и порядок действий должностных лиц министерства при рассмотрении запросов субъектов персональных данных или их представителей.
II. Права субъектов персональных данных
2. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:
подтверждение факта обработки персональных данных министерством;
правовые основания и цели обработки персональных данных;
цели и применяемые министерством способы обработки персональных данных;
наименование и место нахождения министерства, сведения о лицах (за исключением сотрудников министерства), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с министерством или на основании федерального закона;
обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законодательством в сфере защиты персональных данных;
сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
наименование или фамилию, имя, отчество (при наличии) и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению министерства, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
информацию о способах исполнения министерства обязанностей, установленных статьей 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
иные сведения, предусмотренные Федеральным законом "О персональных данных" или другими федеральными законами.
3. Сведения, указанные в пункте 2 Правил, должны быть предоставлены субъекту персональных данных министерством в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных.
4. Сведения, указанные в пункте 2 Правил, предоставляются субъекту персональных данных или его представителю министерством при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с министерством, либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных министерством, подпись субъекта персональных данных или его представителя. Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Министерство предоставляет запрашиваемые сведения субъекту персональных данных или его представителю в той форме, в которой направлены соответствующие обращение или запрос, если иное не указано в обращении или запросе.
5. В случае, если сведения, указанные в пункте 2 Правил, а также обрабатываемые персональные данные были предоставлены для ознакомления субъекту персональных данных по его запросу, субъект персональных данных вправе обратиться повторно в министерство или направить повторный запрос в целях получения сведений, указанных в пункте 2 Правил, и ознакомления с такими персональными данными не ранее чем через тридцать дней после первоначального обращения или направления первоначального запроса, если более короткий срок не установлен федеральным законом, принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом или договором, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.
6. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно в министерство или направить повторный запрос в целях получения сведений, указанных в пункте 2 Правил, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока, указанного в пункте 5 Правил, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в пункте 4 Правил, должен содержать обоснование направления повторного запроса.
7. Министерство вправе отказать субъекту персональных данных в выполнении повторного запроса, не соответствующего условиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 Правил. Такой отказ должен быть мотивированным. Обязанность представления доказательств обоснованности отказа в выполнении повторного запроса лежит на министерстве.
8. Субъект персональных данных вправе требовать от министерства уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
9. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если:
обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;
обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;
обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
III. Обязанности министерства при обращении к нему субъекта персональных данных либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя
10. Министерство обязуется сообщить в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, субъекту персональных данных или его представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение десяти рабочих дней с даты обращения либо получения министерством запроса субъекта персональных данных или его представителя. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на пять рабочих дней, в случае направления министерством в адрес субъекта персональных данных мотивированного уведомления с указанием причин продления срока предоставления запрашиваемой информации.
11. В случае отказа в предоставлении информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте персональных данных или персональных данных субъекту персональных данных или его представителю при их обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя министерство обязуется дать в письменной форме мотивированный ответ с указанием причин отказа в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня обращения субъекта персональных данных или его представителя либо с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на пять рабочих дней, в случае направления министерством в адрес субъекта персональных данных мотивированного уведомления с указанием причин продления срока предоставления запрашиваемой информации.
12. В срок, не превышающий семи рабочих дней со дня предоставления субъектом персональных данных или его представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные являются неполными, неточными или неактуальными, министерство обязано внести в них необходимые изменения. В срок, не превышающий семи рабочих дней со дня представления субъектом персональных данных или его представителем сведений, подтверждающих, что такие персональные данные являются незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, министерство обязуется уничтожить такие персональные данные. Министерство обязано уведомить субъекта персональных данных или его представителя о внесенных изменениях и предпринятых мерах и принять разумные меры для уведомления третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта персональных данных были переданы.
13. В случае выявления неправомерной обработки персональных данных при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо по запросу субъекта персональных данных или его представителя министерство обязано осуществить блокирование неправомерно обрабатываемых персональных данных, относящихся к этому субъекту персональных данных, или обеспечить их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению министерства) с момента такого обращения или получения указанного запроса на период проверки.
14. В случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой оператором или лицом, действующим по поручению оператора, оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления, обязан прекратить неправомерную обработку персональных данных или обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных лицом, действующим по поручению оператора. В случае, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно, оператор в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных, обязан уничтожить такие персональные данные или обеспечить их уничтожение. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя.
15. В случае выявления неточных персональных данных при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо по их запросу министерство обязано осуществить блокирование персональных данных, относящихся к этому субъекту персональных данных, или обеспечить их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению министерства) с момента такого обращения или получения указанного запроса на период проверки, если блокирование персональных данных не нарушает права и законные интересы субъекта персональных данных или третьих лиц.
16. В случае подтверждения факта неточности персональных данных министерство на основании сведений, представленных субъектом персональных данных или его представителем, или иных необходимых документов обязано уточнить персональные данные либо обеспечить их уточнение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению министерства) в течение семи рабочих дней со дня представления таких сведений и снять блокирование персональных данных.
IV. Порядок рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей
17. В день поступления запроса субъекта персональных данных или его представителя в министерство указанный запрос необходимо зарегистрировать в соответствии с правилами документооборота, установленными министерством, а также внести соответствующую запись в журнал учета обращений субъектов персональных данных и их представителей. Форма журнала учета обращений субъектов персональных данных и их представителей утверждена локальным актом министерства.
18. Сотрудник министерства ответственный за организацию обработки персональных данных министерства осуществляет непосредственный контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации и Правилами На контроль берутся все запросы.
19. Сотрудник министерства ответственный за организацию обработки персональных данных и (или) структурное подразделение, ответственное за исполнение указанного запроса, обеспечивает рассмотрение запроса и подготовку необходимой информации в установленный действующим законодательством срок.
20. Для проверки фактов правонарушений, совершенных со стороны министерства и изложенных в запросах объектов персональных данных и (или) их представителей, при необходимости организуются служебные проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае выявления фактов совершения сотрудниками министерства действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или состава преступления, информация передается незамедлительно в правоохранительные органы. Результаты служебной проверки докладываются министру юстиции Новосибирской области.
21. Запрос считается исполненным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы субъекту персональных данных или его представителю.
22. Нарушение установленного порядка рассмотрения запросов влечет в отношении виновных должностных лиц ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства юстиции Новосибирской области от 22 сентября 2023 г. N 11-НПА "Об утверждении Правил обработки персональных данных в министерстве юстиции Новосибирской области и Правил рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в министерстве юстиции Новосибирской области"
Вступает в силу с 22 сентября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.nsopravo.ru) 22 сентября 2023 г.
Приказом Министерства юстиции Новосибирской области от 25 сентября 2024 г. N 5-НПА настоящий документ признан утратившим силу с 25 сентября 2024 г.