Решение Верховного Суда Республики Алтай от 5 мая 2023 г. N 3а-16/2023
Верховный суд Республики Алтай, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Совету депутатов муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" N 18-3 от 18 сентября 2020 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО "Усть-Мунинское сельское поселение" в части границ территориальных зон, в карту градостроительного зонирования с. Усть-Муны, пос. Барангол, пос. Известковый Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай" в части, установил:
Решением Совета депутатов Муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение от 18.09.2020 года N 18-3 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" Республики Алтай в части изменения границ территориальных зон.
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" с требованиями о признании недействующим с момента принятия пункта 1 решения Совета депутатов муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" N 18-3 от 18 сентября 2020 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО "Усть-Мунинское сельское поселение" в части границ территориальных зон, в карту градостроительного зонирования с. Усть-Муны, пос. Барангол, пос. Известковый Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай" в части внесения изменений в приложение к решению сельского Совета депутатов муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" от 26 октября 2018 года N 8-2 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" Майминского района Республики Алтай в части изменения границ территориальных зон, в карту градостроительного зонирования с. Усть-Муны, пос. Барангол, пос. Известковый" об изменении территориальной зоны с зоны жилой застройки (Ж-1) на зону рекреационного назначения (естественных ландшафтов) (Р-1) в отношении земельного участка с кадастровым номером ФИО14, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Алтай, Майминский район, Усть-Мунинское сельское поселение, пер. Сосновый бор, площадью 1 290 кв. м.
Требования мотивированы тем, что в августе 2022 года административному истцу стало известно, что Советом депутатов МО "Усть-Мунинское сельское поселение" принято решение N 18-3 от 18 сентября 2020 года в отношении принадлежащего ей на праве аренды земельного участка с кадастровым номером N внесены изменения территориальной зоны с зоны жилой застройки (Ж-1) на зону рекреационного назначения (естественных ландшафтов) (Р-1). Указывает, что решение принято в нарушение действующего законодательства. Решение было опубликовано на официальном сайте МО "Усть-Мунинское сельское поселение" http://усть-мунинское.рф, дату установить не возможно. Было ли решение размешено на информационных стендах в соответствии с положениями п. 10 Устава, установить не возможно, на официальном сайте МО "Майминский район" в соответствии с п. 11 Устава, решение опубликовано не было. На запрос о предоставлении всех материалов, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, предоставлены распоряжение, изданное Главой МО "Усть-Мунинское сельское поселение" N 28а от 15 июня 2020 года "О проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "Усть-Мунинское сельское поселение", то есть, изданное неуполномоченным органом. Оспариваемое решение принято в отсутствие решения Главы МО "Майминский район" о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки, обязательность которого следует из п. 17 ст. 31 ГрК РФ, п. 6 ст. 4 ПЗЗ, что является нарушением процедуры принятия оспариваемого решения. Указывает, что ей не было известно о проведении публичных слушаний по вопросу изменения территориальной зоны принадлежащего участка, чем нарушено право возражать относительно внесения таких изменений, нарушена процедура внесения изменений, установленная ПЗЗ, что является основанием для признания Решения Совета депутатов муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" N 18-3 от 18 сентября 2020 года недействующим. Предусмотренных ГрК РФ оснований для изменения территориальной зоны земельного участка не имелось. Решения о внесения изменений в ПЗЗ Главой МО "Майминский район" не принималось, следовательно, оно также подлежит признанию недействующим. В нарушение ПЗЗ, ч. 1 ст. 34 ГрК РФ изменения внесены без учета того, что административный истец является правообладателем земельного участка с 2018 года, у участка определена территориальная зона правилами землепользования и застройки Усть-Мунинского сельского поселения, действующими в редакции с момента их утверждения. По состоянию на 2020 год в отношении участка ничего не изменилось, изменения территориальной зоны являются произвольными, без законных на то оснований, произведены с нарушением установленной ГрК РФ процедуры. Административный истец планировала возвести на земельном участке жилой дом, 26 октября 2022 года получила ответ Администрации МО "Майминский район" о невозможности рассмотрения уведомления о планируемом строительстве, поскольку земельный участок находится в зоне рекреационного назначения Р-1, которая не предусматривает индивидуальное жилищное строительство. Ввиду незаконно принятого Решения Совета депутатов муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" N 18-3 от 18 сентября 2020 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО "Усть-Мунинское сельское поселение" в части границ территориальных зон, в карту градостроительного зонирования с. Усть-Муны, пос. Барангол, пос. Известковый Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай" нарушено право истца на реализацию права на использование принадлежащего на праве аренды, земельного участка.
Из административного искового заявления усматривается, что административным истцом в качестве административных ответчиков поименованы Совет депутатов МО "Усть-Мунинское сельское поселение", Администрация МО "Усть-Мунинское сельское поселение", глава МО "Усть-Мунинское сельское поселение".
13.03.2023 года определением суда надлежащим административным ответчиком определен Совет депутатов МО "Усть-Мунинское сельское поселение", процессуальный статус Администрации МО "Усть-Мунинское сельское поселение", Главы МО "Усть-Мунинское сельское поселение" определен в качестве заинтересованных лиц.
17.04.2023 года определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация МО "Майминский район".
В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика Совета депутатов МО "Усть-Мунинское сельское поселение" Клепиков С.Ю. просит в удовлетворении требований отказать, применить последствия пропуска установленного п. 1 ст. 219 КАС РФ срока обращения в суд.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Администрации МО "Майминский район" ФИО11 просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Административный истец ФИО2, представитель административного истца ФИО12 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержали.
Глава МО "Усть-Мунинское сельское поселение", председатель Совета депутатов МО "Усть-Мунинское сельское поселение" ФИО10 в судебном заседании полагал административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО "Майминский район" ФИО11 в судебном заседании полагал, что требования административного искового заявления удовлетворению не подлежат.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, специалиста ФИО13, заключение прокурора ФИО9, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2, 3 части 8 указанной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ предписывается судам, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суд не связан доводами административного искового заявления, ему предписано установить обстоятельства, изложенные в ч. 8 ст. 213 КАС РФ.
Как следует из материалов дела Усть-Мунинское сельское поселение Республики Алтай образовано и наделено статусом муниципального образования в составе муниципального образования "Майминский район" на основании ст. 3 Закона Республики Алтай от 13.01.2005 N 10-РЗ "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ".
В силу ст. 2 Устава МО "Усть-Мунинское сельское поселение", утвержденного решением Совета депутатов Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай от 15.08.2016 года N 30-2, Усть-Мунинское сельское поселение является муниципальным образованием со статусом сельского поселения.
В состав Усть-Мунинского сельского поселения с административным центром поселения - село Усть-Муны, входят: поселок Барангол, поселок Известковый, поселок Карым.
В силу ст. 21 Устава МО "Усть-Мунинское сельское поселение" структуру органов местного самоуправления образуют: представительный орган муниципального образования - Совет депутатов Усть-Мунинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай; Глава муниципального образования - Глава Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай.
Совет депутатов является постоянно действующим коллегиальным представительным органом поселения и подотчетен населению (п. 1 ст. 22 Устава).
Глава поселения входит в состав Совета депутатов с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя (п. 7 ст. 22 Устава). Решением Майминской районной территориальной избирательной комиссии от 12.09.2022 года N 19/3 признан избранным Главой МО "Усть-Мунинское сельское поселение" Клепиков С.Ю.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Порядок осуществления полномочий Представительным органом муниципального образования - Совета депутатов Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай определяется Регламентом работы Совета депутатов Усть-Мунинского сельского поселения Республики Алтай, утвержденным решением Совета депутатов Усть-Мунинского сельского поселения 03.11.2005 года N 1-2.
Статьей 27 названного регламента установлено, что Совет принимает путем голосования решения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Решения Совета депутатов входят в систему муниципальных правовых актов поселения (ст. 42 Устава МО "Усть-Мунинское сельское поселение").
В силу ст. 45 Устава МО "Усть-Мунинское сельское поселение" Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, и иные решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов, а также решения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными закона, законами Республики Алтай, настоящим Уставом.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (в частности, постановлений Правительства Российской Федерации), а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (Глава 4 ГрК РФ).
Из положений п. 20 ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
Законом Республики Алтай от 07.07.2015 N 32-РЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, в частности, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
В силу ст. 4 п. 16 Устава МО "Усть-Мунинское сельское поселение" к вопросам местного значения Усть-Мунинское сельское поселение относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом Решение Совета депутатов Муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение N 18-3 от 18.09.2020 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" в части изменения границ территориальных зон, в карту градостроительного зонирования с. Усть-Муны, пос. Барангол, пос. Известковый Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай" принято в пределах полномочий, предоставленных представительному органу местного самоуправления действующим законодательством, в установленной форме.
15.06.2018 года между Администрацией МО "Майминский район" (арендодатель) и административным истцом ФИО2 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 99, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду сроком на 20 лет земельный участок, общей площадью 1290 кв. м., с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО6 <адрес>, ФИО4-Мунинское сельское поселение, с. ФИО4-Муны, пер. Сосновый Бор, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов. Земельный участок предоставлен в зоне жилой застройки (Ж1).
Договор аренды от <дата> заключен на основании подп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, торги при заключении договора аренды земельного участка не проводились. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Административный истец ФИО2 обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывая, что оспариваемым Решением Совета депутатов муниципального образования "ФИО4-Мунинское сельское поселение" N от <дата> "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "ФИО4-Мунинское сельское поселение" в части изменения границ территориальных зон, в карту градостроительного зонирования с. ФИО4-Муны, <адрес> ФИО4-Мунинского сельского поселения ФИО6 <адрес> Республики Алтай" в части границ территориальных зон, в карту градостроительного зонирования с. ФИО4-Муны, <адрес> ФИО4-Мунинского сельского поселения ФИО6 <адрес> Республики Алтай" изменена территориальная зона с зоны жилой застройки (Ж-1) на зону рекреационного назначения (естественных ландшафтов) (Р-1) в отношении земельного участка с кадастровым номером 04:01:020303:158, принадлежащего ей на праве аренды.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен ст. 33 ГрК РФ, согласно части 1 которой внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 31 и 32 ГрК РФ, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Статьями 31-33 ГрК РФ регламентирована процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений, которая включает в себя принятие ФИО4 местной ФИО5 решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (ч.ч. 5, 6 ст. 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч. 7 ст. 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ), направление проекта ФИО4 муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (ч.ч. 10, 11 ст. 31 ГрК РФ), проведение комиссией общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту (ч.ч. 12, 13, 14 ст. 31 ГрК РФ), внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его ФИО4 местной ФИО5 (ч. 15 ст. 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч. 16 ст. 31 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких слушаний (ч. 15 ст. 31, ч. 1 ст. 32 ГрК РФ).
Основания для рассмотрения ФИО4 местной ФИО5 вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки определены положениями ч. 2 ст. 33 ГрК РФ.
В силу п. 5 ст. 31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается ФИО4 местной ФИО5 с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременное с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки ФИО4 местной ФИО5 утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (п. 6 ст. 31 ГрК РФ).
Статьей 3 Закона Республики Алтай от <дата> N-РЗ "О регулировании градостроительной деятельности на территории Республики Алтай" определены требования к составу и порядку деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Так, в целях организации подготовки проекта правил землепользования и застройки в соответствующем муниципальном образовании в <адрес> создается комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Комиссия формируется в составе председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются представители сельского поселения, городского округа в <адрес>. Численность членов комиссии должна составлять не менее пяти человек.
В судебное заседание административным ответчиком предоставлена копия распоряжения ФИО4 МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" от <дата> N "О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение".
Пунктом 4 распоряжения утверждены состав, порядок деятельности комиссии по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение", согласно приложениям N и N. К распоряжению приложен проект внесения изменений в правила землепользования и застройки.
В пункте 7 распоряжения указано, что оно подлежит публикации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: ФИО4-мунинское.рф.
Представитель истца ФИО2 - ФИО12 утверждала, что распоряжение не издавалось <дата>, изготовлено позднее, ссылаясь, что ФИО2 <дата> обращалась в Совет депутатов МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" о предоставлении копий документов, на основании которых принято решение Совета депутатов муниципального образования "ФИО4-Мунинское сельское поселение" N от <дата>. В перечне предоставленных на запрос административного истца документов копия распоряжения ФИО4 МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" от <дата> N "О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" отсутствовала.
В этой связи, судом у административного ответчика и в ФИО5 МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" судом запрошен журнал учета распоряжений.
В ответе на запрос суда от <дата> ФИО4 МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" указал, что журнал учета распоряжений, относительно регистрации распоряжения от <дата> N велся в электронном виде, на бумажном носителе запись отсутствует, в связи с чем, просил отозвать распоряжение N от <дата> "О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" из материалов дела.
С учетом изложенного, исходя из того, что распоряжение N от <дата> предоставлено суду в копии, подлинник распоряжения представлен не был, данные о регистрации распоряжения в соответствующем журнале также не предоставлены, распоряжение не было опубликовано в информационного телекоммуникационной сети "Интернет", о чем свидетельствует мониторинг сайта ФИО5 "ФИО4-Мунинского сельского поселения", суд приходит к выводу о том, что распоряжение от 08.05.2020 года N в указанную дату фактически не издавалось.
Установив, что законом Республики Алтай от <дата> N-РЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>" и уставом сельского поселения полномочия по принятию документов территориального планирования закреплено за ФИО4-Мунинским сельским поселением, суд не находит правовых оснований руководствоваться положениями ст. 6 Правил землепользования и застройки территории МО ФИО4-Мунинское сельское поселение ФИО6 <адрес> Республики Алтай, которой вопросы принятия решений о подготовке Правил землепользования и застройки ФИО4-Мунинского сельского поселения, внесения изменений в них, назначения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования ФИО4-Мунинское сельское поселение и проекту внесения в них изменений, отнесены к полномочиям ФИО3 <адрес> Республики Алтай.
В силу ч. 7 ст. 31 ГрК РФ ФИО4 местной ФИО5 не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения может быть распространено по радио и телевидению.
Согласно ФИО4-Мунинского сельского поселения от <дата> Распоряжение от <дата> N "О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" опубликовано (обнародовано) в период с <дата> по <дата> путем размещения его текста на информационных стендах по адресам: с. ФИО4-Муны, пер. Солнечный, <адрес>; с. ФИО4-Муны, <адрес>; <адрес> "А".
Оспариваемым решением Совета депутатов МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" N от <дата> "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "ФИО4-Мунинское сельское поселение", в том числе, изменены границы территориальных зон земельного участка с кадастровым номером 04:01:0202216:223, расположенного по <адрес> в <адрес>".
ФИО4-Мунинского сельского поселения от <дата> сведений об опубликовании распоряжения от <дата> N в <адрес> ФИО4-Мунинского сельского поселения не содержит.
Распоряжение N от <дата> "О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" в целях доведения до сведения населения муниципального образования на официальных сайтах ФИО5 Муниципального образования "ФИО6 <адрес>", ФИО5 Муниципального образования ФИО4-Мунинское сельское поселение не размещалось, в газете "Сельчанка" не публиковалось.
При этом, исходя из положений п. 2 ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вывешивание Распоряжения N от <дата> "О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" на информационных стендах не является официальным его опубликованием.
Кроме того, исходя из положений ч. 7 ст. 31 ГрК РФ сообщение о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки подлежало опубликованию в срок не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия распоряжения от <дата> N, то есть, не позднее <дата>. В то время как согласно ФИО4 распоряжение от <дата> N "О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" обнародовано в период с <дата> по <дата>.
Более того, ч. 8 ст. 31 ГрК РФ устанавливает специальные требования к содержанию сообщения о принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки. Указанное сообщение обязательно должно содержать следующие сведения: состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки; последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям поселения или городского округа); порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки; иные вопросы проведения работ.
Доказательств соответствия сообщения, размещенного на информационных стендах МО "ФИО4-Мунинского сельского поселения" требованиям ч. 8 ст. 31 ГрК РФ административным ответчиком не предоставлено.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлены нарушения процедуры подготовки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки, поскольку в нарушение вышеприведенных положений ст. 31 ГрК РФ, уполномоченным должностным лицом не принималось решение о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки, не утверждался состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта изменения Правил землепользования и застройки; не было обеспечено опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет".
Согласно ч. 11 ст. 31 ГрК РФ ФИО4 муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Согласно ч. 12 ст. 31 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного акта) общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со ст. ст. 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с ч.ч. 13 и 14 настоящей статьи.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 5 ст. 5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; 5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
В силу ч. 6 ст. 5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: 1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; 2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; 3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; 4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (ч. 7 ст. 5.1 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 8 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: 1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; 2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
<дата> ФИО4 МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" издано распоряжение N "О проведении публичных слушание по рассмотрению проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение", которым определено, в частности: оповестить о проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение": объявить дату проведения публичных слушаний на <дата> в 15:00 часов по адресу: <адрес>, ФИО4-Мунинское сельское поселение, с. ФИО4-Муны, пер. Солнечный, 4; предложения и замечания по проекту внесения изменений принимаются в ФИО5 МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" путем подачи письменного обращения в срок до <дата> по адресу: <адрес>, ФИО4-Мунинское сельское поселение, с. ФИО4-Муны, <адрес>; экспозиция проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" представлена на официальном сайте ФИО4-Мунинское сельское поселение в сети "Интернет" и по адресу: <адрес>, ФИО4-Мунинское сельское поселение, с. ФИО4-Муны, <адрес>; опубликовать настоящее распоряжение о проведении публичных слушаний в газете "Сельчанка"; разместить распоряжение на официальном сайте "ФИО4-Мунинское сельское поселение в сети "Интернет".
<дата> в выпуске газеты "Сельчанка" N (854) опубликовано оповещение о проведении публичных слушаний следующего содержания: ФИО5 "ФИО4-Мунинское сельское поселение" информирует население о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" в части изменения границ территориальных зон, в карту градостроительного зонирования <адрес>, с. ФИО4-Муны, <адрес> ФИО4-Мунинского сельского поселения ФИО6 <адрес> Республики Алтай. Публичные слушания состоятся <дата> в 15:00 часов в ФИО5 МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" по адресу: <адрес>, ФИО4-Мунинское сельское поселение, с. ФИО4-Муны, <адрес>, тел. N, 2-88-82). Подробная информация на официальном сайте ФИО4-Мунинского сельского поселения: ФИО4-мунинское.рф и в ФИО5 ФИО4-Мунинское сельское поселение.
Согласно ФИО4-Мунинского сельского поселения от <дата> Распоряжение N от <дата> "О проведении публичных слушание по рассмотрению проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки МО "ФИО4-Мунинское сельское поселение" в период с <дата> по <дата> путем размещения его текста на информационных стендах по адресам: с. ФИО4-Муны, <адрес>; с. ФИО4-Муны, <адрес>; <адрес> "А".
ФИО4-Мунинского сельского поселения от <дата> сведений об опубликовании распоряжения N от <дата> в <адрес> ФИО4-Мунинского сельского поселения не содержит.
Таким образом, информация о поведении публичных слушаний подлежала опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет", не позднее, чем за семь дней до начала размещения проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Оповещение, опубликованное <дата> в выпуске газеты "Сельчанка" N (854), в нарушение требований п. 1 ч. 6 ст. 5.1 ГрК РФ, не содержит информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на публичных слушаниях, перечень информационных материалов к такому проекту; в нарушение п. 3 ч. 6 ст. 5.1 ГрК РФ не содержит информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; в нарушение п. 4 ч. 6 ст. 5.1 ГрК РФ не содержит информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях.
Опубликованное <дата> в выпуске газеты "Сельчанка" N (854) оповещение о начале общественных обсуждений содержит ссылку на официальный сайт - ФИО4-мунинское.рф. Проведенный судом мониторинг официального сайта ФИО5 "ФИО4-Мунинского сельского поселения", свидетельствует о том, что на указанном сайте проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информация о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний, не размещались.
В соответствии с частью 9 ст. 5.1 ГрК РФ в течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа (далее - организатор общественных обсуждений или публичных слушаний) и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Частью 10 ст. 5.1 ГрК РФ предусмотрено, что в период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: 1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); 2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); 3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Частью 18 ст. 5.1 ГрК РФ предусмотрено, что организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются: 1) дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний; 2) информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний; 3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования; 4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания; 5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.
К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).
Согласно ч. 21 ст. 5.1 ГрК РФ на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны: 1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; 2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях; 3) реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний; 5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 22 ст. 5.1 ГрК РФ).
В материалы дела представлен протокол, составленный по результатам публичных слушаний от <дата>, с приложением регистрационного листа, содержащего данные о 19 участниках, а также заключение о результатах рассмотрения вопроса внесения изменений в Правила землепользования и застройки от <дата>.
Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах (ч. 23 ст. 5.1 ГрК РФ).
Заключение о результатах публичных слушаний от <дата> в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах опубликовано не было.
Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, однако предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении, конечная цель которого - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта; соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от <дата> N-О, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области. С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве одного из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие в осуществлении градостроительной деятельности граждан и их объединений и обеспечение свободы такого участия.
Исходя из данного принципа, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (определение от <дата> N-О).
Таким образом, допущенные административным ответчиком нарушения порядка и проведения публичных слушаний свидетельствуют о существенных нарушениях при их проведения, в отсутствие условия доведения до населения всей необходимой информации, что не позволило гражданам, проживающим на территории ФИО4-Мунинского сельского поселения, выразить свое мнение по внесенным на обсуждение вопросам, подать предложения. Указанное свидетельствует, что оспариваемое решение Совета депутатов ФИО4-Мунинское сельское поселение N от <дата> о части внесения изменений границ территориальных зон земельных участков, расположенных на территории муниципального образования, принято с нарушением установленной процедуры.
Поскольку проект нормативного правового акта не был размещен в установленном порядке, не был доведен до сведения жителей муниципального образования до даты проведения публичных слушаний, публичные слушания проведены с нарушением порядка, следовательно, административный истец, являясь заинтересованным лицом, была лишена возможности принять участие в проводимых публичных слушаниях, в том числе подать замечания и возражения по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект ФИО4 местной ФИО5. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется (ч. 15 ст. 31 ГрК РФ).
ФИО4 местной ФИО5 в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в ч. 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение об утверждении правил землепользования и застройки (в случае принятия нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении правил землепользования и застройки местной ФИО5), о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч. 16 ст. 31 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (ч. 1 ст. 32 ГрК РФ).
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки ФИО4 местной ФИО5 на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (ч. 2 ст. 32 ГрК РФ).
Решением Совета депутатов МО Усть-Мунинское сельское поселение N 18-3 от 18.09.2020 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО "Усть-Мунинское сельское поселение" в части границ территориальных зон, в карту градостроительного зонирования с. Усть-Муны, пос. Барангол, пос. Известковый Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай" внесены в приложение к решению сельского Совета депутатов муниципального образования Майминского сельское поселение от 26.10.2018 года N 8-2 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" Майминского района Республики Алтай следующие изменения в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" Майминского района Республики Алтай в части изменения границ территориальных зон, в карту градостроительного зонирования с. Усть-Муны, пос. Барангол, пос. Известковый Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай в отношении земельных участков: изменении территориальной зоны с зоны жилой застройки (Ж-1) на зону рекреационного назначения (естественных ландшафтов) (Р-1) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, ФИО6 <адрес>, ФИО4-Мунинское сельское поселение, пер. Сосновый бор, площадью 1290 кв. м.; изменении территориальной зоны с зоны транспортной инфраструктуры (Т) на| зону индивидуальной жилой застройки (Ж1) в отношении земельного участка с кадастровым номером N (снят с кадастрового учета), расположенного по адресу: <адрес>. 48 "А", площадью 847 кв. м.; изменении территориальной зоны с зоны жилой застройки (Ж1)на зону рекреационного назначения (естественных ландшафтов) (Р1) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: с. ФИО4-Муны. <адрес>, площадью 602 кв. м.; изменении территориальной зоны с зоны рекреационного назначения (Р1) на зону индивидуальной жилой застройки (Ж1) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв. м.; изменении территориальной зоны с рекреационного назначения (Р1) на зону индивидуальной жилой застройки (Ж1) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: с. Усть-Муны, <адрес>, площадью 1028 кв. м., и прилегающей территории; изменении территориальной зоны с зоны рекреационного назначения (P1) на зону индивидуальной жилой застройки (Ж1) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: с. ФИО4-Муны, <адрес>, площадью 1161 кв. м. и прилегающую территорию; изменении территориальной зоны с производственной зоны (ГП) на зону индивидуальной жилой застройки (Ж1) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: с. ФИО4-Муны, <адрес> "А", площадью 3000 кв. м.; изменении территориальной зоны рекреационного назначения (Р1) на зону индивидуальной жилой застройки (Ж 1) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: с. ФИО4-Муны. <адрес> ".В", площадью 1498 кв. м., и прилегающую территорию со стороны автомобильной дороги "Чуйский тракт"; изменении территориальной зоны с рекреационной зоны (Р1) на зону индивидуальной жилой застройки (Ж1) в отношении прилегающей территории к земельному участку с кадастровым номером N, расположенному но адресу: с. ФИО4-Муны. <адрес> "А", площадью 1500 кв. м.
В пункте 3 Решения N 18-3 от 18.09.2020 года указано, что оно подлежит опубликованию на официальном сайте МО "Усть-Мунинское сельское поселение" http://усть-мунинское.рф.
Названное Решением Сельского совета депутатов МО Усть-Мунинское сельское поселение N 18-3 от 18.09.2020 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО "Усть-Мунинское сельское поселение" опубликовано на официальном сайте МО "Усть-Мунинское сельское поселение", сведений о дате опубликования сайт не содержит.
При этом, сам проект изменений в Правила землепользования и застройки, подлежащий опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, в новой редакции, с перечнем информационных материалов, в том числе картографических, опубликован не был. Доказательств обратного административным ответчиком не предоставлено.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч. 3 ст. 32 ГрК РФ).
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом. Целью опубликования нормативного правового акта является предоставление возможности лицам, чьи права и интересы он затрагивает, ознакомиться с его содержанием.
Раскрывая понятие официального опубликования нормативного правового акта, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 31 постановления от 25.12.2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснил, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (ч. 1).
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч. 2).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (ч. 3).
Уставом Муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" в ст. 48 установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после из официального опубликования (обнародования).
Официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается вывешивание заверенных копий их текстов с указанием на них даты вывешивания на стендах, размещенных в помещениях: Администрации поселения по адресу: с. Усть-Муны, пер. Солнечный, <адрес>; сельского дома культуры по адресу: с. <адрес>- <адрес>, <адрес>; сельского клуба по адресу: <адрес> сельского клуба по адресу: <адрес> "А". Текс правового акта должен находиться на стенде в течение не менее семи календарных дней со дня официального обнародования. Датой официального обнародования признается дата вывешивания полного текста муниципального правового акта на указанных информационных стендах (п. 10 ст. 48 Устава)
Официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается размещение (опубликование) их полных текстов на официальном сайте Администрации Муниципального образования "Майминский район" в сети "Интернет" (п. 11 ст. 48 Устава).
В силу Устава муниципального образования "Майминский район", принятого Решением Майминского районного Совета депутатов от 22.06.2005 N 27-01, официальными периодическими изданиями, в которых публикуются нормативные правовые акты органов местного самоуправления Майминского района, являются газета "Сельчанка" и сетевое издание "Сельчанка".
В силу буквального толкования указанной норм Устава МО Усть-Мунинское сельское поселение, Устава МО Майминский района в их взаимосвязи с императивным требованием п. 2 ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о необходимости опубликования полного текста муниципального правового акта в периодическом издании, распространяемом на территории соответствующего муниципального образования, суд, руководствуясь данной нормой права, имеющей высшую юридическую силу по отношению к Уставу Муниципального образования, который требований об обязательном опубликовании нормативных правовых актов в периодическом издании на 18.09.2020 года не содержал.
Проведенным судом мониторингом официального сайта администрации МО "Майминский район", сайта Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, официального портала Республики Алтай http://www.altai-republic.ru свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт на них в целях всеобщего доступа не публиковался, административным ответчиком таких доказательств не предоставлено.
Следовательно, размещение нормативного акта на сайте администрации ответчика, при отсутствии опубликования полного текста Решения Совета депутатов МО Усть-Мунинское сельское поселение N 18-3 от 18.09.2020 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО "Усть-Мунинское сельское поселение" в периодическом печатном издании газета "Сельчанка", официальным опубликование не является.
В ходе рассмотрения дела судом административным ответчиком не представлено доказательств официального опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 40 постановления от 25.12.2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснил, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Установив, что оспариваемый акт не опубликован в предусмотренном порядке, а равно имеет иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у него юридической силы, не влекущий правовых последствий и не позволяющего регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания Решения Совета депутатов МО Усть-Мунинское сельское поселение N 18-3 от 18.09.2020 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО "Усть-Мунинское сельское поселение" в части изменения границ территориальных зон, в карту градостроительного зонирования с. Усть-Муны, пос. Барангол, пос. Известковый Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай" не действующим полностью, не смотря на оспаривание административным истцом его в части, как не имеющего юридической силы с момента его принятия.
Поскольку в рассматриваемом случае установлено, что оспариваемый акт официально не опубликован, а несоблюдение порядка принятия и введения в действие нормативного правового акта, а именно, отсутствие его официального опубликования, является достаточным для признания его недействующим, суд не находит правовых оснований для проверки соответствия содержания оспариваемого решения Совета депутатов МО Усть-Мунинское сельское поселение N 18-3 от 18.09.2020 года или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы представителя ответчика о пропуске административным истцом установленного положениями п. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращение в суд за защитой нарушенного права являются ошибочными, поскольку в силу положений статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Судом отказано прокурору в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу до рассмотрения ФИО6 районным судом Республики Алтай искового заявления прокурора Майминского района Республики Алтай к ФИО2 о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, заключенного между администрацией МО "Майминский район" и ФИО2 15.06.2018 года N 99, применении последствий недействительности сделки.
Согласно ст. 190 КАС РФ суд обязан приостановить производство по административному делу в случае невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта).
Приостановление производства по делу связано не с самим фактом разрешения другого дела судом, а с невозможностью рассмотрения дела до разрешения другого дела, находящегося в производстве суда.
Обстоятельств, препятствующих рассмотрения настоящего административного дела до разрешения Майминским районным судом Республики Алтай дела по иску прокурора Майминского района к ФИО2 не установлено, в связи с чем, оснований для приостановления производства по делу не имелось.
По мнению суда, результаты рассмотрения дела Майминского районного суда, не повлияют на наличие или отсутствие у административного истца права на предъявление настоящего административного искового заявления.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, исходя из положений ст. 48 Устава муниципального образования "Майминский район" решение суда подлежит опубликованию в газете "Сельчанка" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление ФИО2 к Совету депутатов муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Решение Совета депутатов Муниципального образования Усть-Мунинское сельское поселение N 18-3 от 18 сентября 2020 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Усть-Мунинское сельское поселение" в части изменения границ территориальных зон, в карту градостроительного зонирования с. Усть-Муны, пос. Барангол, пос. Известковый Усть-Мунинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Сельчанка" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Верховный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 5 мая 2023 г. N 3а-16/2023
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании