г. Краснодар |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А22-3171/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Зориной А.Л. и участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) - Манджеева Б.Б. (доверенность от 09.01.2019), от ответчика - Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225) - Мукубенова В.П. (доверенность от 08.07.2019), рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019 по делу N А22-3171/2018, установил следующее.
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - компания) обратилось в суд с иском к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство) о взыскании 189 463 рублей 20 копеек долга по договору энергоснабжения от 14.06.2018 N 0801170200593 за июнь 2018 года, 2218 рублей 91 копейки пеней с 19.07.2018 по 08.08.2018 с последующим начислением по день уплаты долга.
Решением от 13.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.08.2019, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что расчет потребленной министерством электроэнергии соответствует условиям договора, доказательства оплаты долга не представлены.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, суды нарушили нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Указанный в приложении к договору коэффициент трансформации не соответствует действительности. Суды не оценили акты проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию приборов (систем) учета от 17.11.2017 и 14.08.2018, составленные работниками компании, в соответствии с которыми коэффициент трансформации прибора учета N 68838723 составляет 100/5 (или 20). Ошибочное включение в договор завышенного коэффициента трансформации позволяет компании получать плату не за фактически потребленное министерством количество электроэнергии, а за завышенное, что противоречит требованиям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суды не учли разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 3 постановления от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", согласно которым министерство, будучи более слабой стороной, вправе рассчитывать на неприменение судами оспариваемого условия договора. Вывод судов о непредставлении министерством отчетов о замерах на энергопринимающих устройствам опровергается материалами дела.
В отзыве на кассационную жалобу компания указала на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, компания (гарантирующий поставщик) и министерство (потребитель) заключили договор энергоснабжения от 14.06.2018 N 0801170200593.
В силу пункта 4.2 договора объем электроэнергии, потребленной в расчетном периоде, определяется на основании данных расчетных средств учета, установленных потребителем в соответствующих точках поставки на границе балансовой принадлежности.
Перечень средств учета, а также технические данные средств учета, измерительных трансформаторов (включая тип средства учета, класс точности, заводской номер, коэффициент трансформации, места их расположения и др.) указаны в приложении N 4 к договору.
В соответствии с требованиями к классу точности средств учета (электроизмерительных приборов, счетчиков) потребитель должен выбрать принадлежащие ему трансформаторы тока по пределу коэффициента трансформации таким образом, чтобы обеспечивалась достоверность учета потребленной электроэнергии (мощности). При несоответствии трансформаторов тока фактической средней нагрузке до приведения узла учета в соответствии с требованиями величина недоучета электроэнергии подлежит дополнительной оплате потребителем (пункт 4.5 договора).
По данным компании стоимость поставленной министерству в июне 2018 года электроэнергии составила 189 463 рублей 20 копеек, уклонение от оплаты которой привело к судебному спору.
Возражая против требований компании, министерство сослалось на завышение стоимости электроэнергии вследствие неправомерного применения в расчете коэффициента трансформации 300/5 (60) вместо 100/5 (20).
Удовлетворяя требования компании и отклоняя доводы министерства, суды исходи ли из того, что примененный гарантирующим поставщиком в расчетах коэффициент трансформации 300/5 (60) по счетчику N 68838723 стороны согласовали в приложении N 4 к договору. Следовательно, министерство необоснованно уклоняется от оплаты объема электроэнергии, определенного в соответствии с достигнутым сторонами соглашением.
Вместе с тем суды не учли следующее.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения учет электрической энергии должен быть обеспечен покупателем (пункт 2 статьи 539, статья 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках урегулированы в разделе ХI Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
В соответствии с разделом Х Основных положений N 442 количество поставленной потребителю электроэнергии определяется по показаниям приборов учета (в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета), допущенным в эксплуатацию в установленном порядке (расчетные приборы учета).
Согласно пункту 136 Основных положений N 442 под измерительным комплексом понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.
В силу пункта 145 Основных положений N 442 обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств. Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
В пункте 152 Основных положений N 442 предусмотрено, что установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В силу пунктов 40 и 42 Основных положений N 442 характеристики приборов учета являются существенным условием договора. Однако технические характеристики (в частности коэффициент трансформации измерительного трансформатора) отражают объективные физические величины, обусловленные конструкцией самого прибора, и не могут зависеть от воли сторон договора. Как правило, эти сведения указываются в технической документации (паспорте) и (или) на самом измерительном трансформаторе. В связи с этим произвольное указание величин, не соответствующих паспортным данным, недопустимо ни в договоре, ни в документах о технологическом присоединении. Иной подход нивелирует значимость приборов учета энергоресурсов.
Из материалов дела видно, что согласно акту от 17.11.2017 проверки работы приборов учета, составленному представителями компании, в спорной точке поставки министерства установлен электросчетчик ЦЭ6803В N 68838723, трансформаторы тока с коэффициентом трансформации 100/5.
В последующем акте от 14.08.2018 также зафиксированы трансформаторы тока с коэффициентом трансформации 100/5.
Вместе с тем суды не оценили указанные акты, доводы министерства о неправильном применении коэффициента трансформации не получили надлежащей оценки судов. Суды не приняли во внимание, что указание в договоре энергоснабжения неправильного коэффициента трансформации по существу может быть вызвано не волеизъявлением сторон, а технической ошибкой, допущенной к тому же при участии представителей гарантирующего поставщика (профессионального участника рынка электроэнергетики). При этом ошибочно включенное в договор условие, позволяющее поставщику получать плату не за фактически принятое абонентом, а завышенное количество энергии, противоречит требованиям статей 539, 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что для принятия решения по существу спора необходима оценка доказательств и установление обстоятельств, связанных с расчетом взыскиваемых сумм, решение и постановление надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019 по делу N А22-3171/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 40 и 42 Основных положений N 442 характеристики приборов учета являются существенным условием договора. Однако технические характеристики (в частности коэффициент трансформации измерительного трансформатора) отражают объективные физические величины, обусловленные конструкцией самого прибора, и не могут зависеть от воли сторон договора. Как правило, эти сведения указываются в технической документации (паспорте) и (или) на самом измерительном трансформаторе. В связи с этим произвольное указание величин, не соответствующих паспортным данным, недопустимо ни в договоре, ни в документах о технологическом присоединении. Иной подход нивелирует значимость приборов учета энергоресурсов.
...
В последующем акте от 14.08.2018 также зафиксированы трансформаторы тока с коэффициентом трансформации 100/5.
Вместе с тем суды не оценили указанные акты, доводы министерства о неправильном применении коэффициента трансформации не получили надлежащей оценки судов. Суды не приняли во внимание, что указание в договоре энергоснабжения неправильного коэффициента трансформации по существу может быть вызвано не волеизъявлением сторон, а технической ошибкой, допущенной к тому же при участии представителей гарантирующего поставщика (профессионального участника рынка электроэнергетики). При этом ошибочно включенное в договор условие, позволяющее поставщику получать плату не за фактически принятое абонентом, а завышенное количество энергии, противоречит требованиям статей 539, 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2019 г. N Ф08-9106/19 по делу N А22-3171/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9106/19
14.08.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2645/19
13.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-3171/18
24.09.2018 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-3171/18