г. Краснодар |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А61-2755/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ИНН 1502002701, ОГРН 1021500580090), заинтересованного лица - Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.07.2019 (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Макарова Н.В.) по делу N А61-2755/2019, установил следующее.
Акционерное общество энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (далее - служба, контролирующий орган) об оспаривании постановления от 22.05.2019 по делу N 51-9.15/2019 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 200 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 17.07.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.09.2019, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе служба просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации естественных монополий и организаций коммунального комплекса административным органом установлен факт нераскрытия обществом в срок до 01.04.2019 информации о годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2018 год и аудиторского заключения, что является нарушением действующего законодательства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления службой протокола об административном правонарушении от 24.09.2019 N 51-19.5/2019 и вынесения постановления от 22.05.2019 по делу N 51-9.15/2019, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса в виде 200 000 рублей штрафа.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно статье 9.15 Кодекса нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) установлено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона N 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 данного Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с данным Федеральным законом.
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты) под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Пунктом 3 Стандартов установлено, что субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 Стандартов; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 4 Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети "Интернет", где информация размещается в полном объеме.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования
В силу пункта 10 Стандартов субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 12 Стандартов установлено, что субъекты рынков электрической энергии раскрывают, в том числе, информацию относительно годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка).
Согласно пункту 15 Стандартов субъекты рынков электрической энергии, инвестиционные программы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, раскрывают информацию, указанную в подпункте "а" пункта 12 данного документа, на официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации для раскрытия информации об инвестиционных программах указанных субъектов рынков электрической энергии, ежегодно, не позднее 1 апреля.
Субъекты рынков электрической энергии, за исключением указанных в абзаце первом настоящего пункта субъектов рынков электрической энергии, раскрывают информацию, указанную в подпункте "а" пункта 12 данного документа, в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
При вынесении судебных актов суды установили, что, согласно представленным документам, годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение за 2018 год опубликованы обществом 14.03.2019 на сайте общества в соответствующем разделе, а также на сайте АО "СКРИН".
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что в данном случае правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по указанному эпизоду отсутствуют. Доводов относительно этого кассационная жалоба не содержит.
Судебными инстанциями также исследовался эпизод о привлечении к административной ответственности по факту неопубликования инвестиционной программы.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности, прямо не указывается на вменение обществу неопубликования инвестиционной программы как самостоятельного административного правонарушения.
Указывается, что обществом допущено нераскрытие информации по подпункту "а" пункта 12 и пункта 15 Стандартов, то есть относительно годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.
Указывается на нераскрытие информации по абзацу 4 пункта 5 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 (далее - Правила).
Однако в указанной норме права упоминаются документы, подлежащие раскрытию, как предусмотренные Правилами, так и Стандартами.
Исходя из этого, судебными инстанциями не в полной мере установлено, какое именно нарушение вменяется обществу: неопубликование финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения в сети Интернет до 1 июня; неопубликование финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения на сайте ЕПГиМУ (Единый портал государственных и муниципальных услуг) в сети Интернет до 1 апреля или неопубликование инвестиционной программы на сайте ЕПГиМУ.
Доводы контролирующего органа о том, что финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение на сайте ЕПГиМУ опубликовывают организации, для которых инвестиционные программы утверждаются уполномоченными государственными органами, в случае финансирования инвестиционной программы с использованием инвестиционных ресурсов, учитываемых при установлении цен (тарифов), государственное регулирование которых относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исследованы судебными инстанциями не в полном объеме.
При этом контролирующим органом заявлен довод о том, что такое раскрытие информации о финансовой и аудиторской отчетности производится независимо от того, утверждена ли фактически сама инвестиционная программа.
В своих доводах контролирующий орган ссылается на подпункт "б" пункта 2 Критериев отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 (далее - Критерии), в соответствии с которым субъекты электроэнергетики относятся к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если субъект электроэнергетики предусматривает финансирование инвестиционной программы с использованием инвестиционных ресурсов, учитываемых при установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, государственное регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
В свою очередь общество утверждает, что его деятельность не соответствует Критериям.
Указанное противоречие в доводах лиц, участвующих в деле, судебными инстанциями надлежащим образом не устранено. Выводы о несоответствии общества Критериям сделаны без достаточного изучения характера деятельности общества, инвестиционной составляющей (при ее наличии).
В этой части применительно к доводам лиц, участвующих в деле, судебными инстанциями надлежащим образом не разрешен вопрос относительно того, подлежала ли утверждению по общему правилу такая инвестиционная программа для общества, в какой срок она должна быть утверждена в этом случае, и подлежала ли включению в нее информация об инвестиционных ресурсах, учитываемых при установлении цен (тарифов).
Исходя из этого, фактические обстоятельства, связанные с вынесением постановления от 22.05.2019 по делу N 51-9.15/2019 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса и включаемые в предмет доказывания по настоящему делу, установлены судебными инстанциями не в полном объеме.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.