г. Краснодар |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А53-14461/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Мацко Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Виниченко Е.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от заявителя - администрации Куйбышевского района (ИНН 6117001261, ОГРН 1026101165221) - Лещенко С.В. (доверенность от 15.04.2019), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Моргунова В.В. (доверенность от 16.04.2019), в отсутствие третьего лица - Правительства Ростовской области, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу N А53-14461/2019, установил следующее.
Администрация Куйбышевского района (далее - администрация) обратилась с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительными решения и предписания от 11.04.2019.
Решением от 10.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.08.2019, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты, ссылаясь на наличие в действиях администрации нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В отзыве администрация просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представители управления и администрации повторили доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, администрация разместила извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБУ "ЦРБ Куйбышевского района ростовской области"; дата и время окончания приема заявок - 08.04.2019
ООО "Орис" обратилось с жалобой на положения аукционной документации, но 09.04.2019, до рассмотрения жалобы по существу отозвало жалобу.
Управление по результатам внеплановой проверки приняло решение от 11.04.2019, которым признало администрацию нарушившей часть 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ. Нарушения выразились в том, что инструкция по заполнению заявок имеет излишне сложный характер, техническое задание по ряду товаров не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ и действующим стандартам. Управление вынесло предписание от 11.04.2019 об отмене аукциона.
Администрация, полагая, что решение и предписание управления являются незаконными, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона); конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Суды, исследовав опубликованную на сайте zakupki.gоv.ru аукционную документацию, оценив положения инструкции по заполнению заявки и описание позиций товаров, указанных в оспариваемом решении антимонопольного органа, пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае совокупность требований к показателям товаров, установленных заказчиком в аукционной документации, а также положения инструкции по заполнению заявки и содержание соответствующих позиций исключают возможность неоднозначного их толкования, не создают препятствия для потенциальных участников на стадии допуска к участию в аукционе и не ограничивает круг участников.
Согласно инструкции по заполнению заявки в описании объекта установлены минимальные, максимальные показатели, а также значения показателей, которые не моту изменяться к товарам, используемым при выполнении работ. В случае указания в документации неконкретных значений показателей*, участнику в своей заявке необходимо указывать только одно конкретное значение показателя из требуемых заказчиком, за исключением случаев, если показатель является неизменным, а также когда в соответствии с государственными стандартами или технической документацией производителя установлено, что данный показатель не может быть конкретизирован либо показатель является по своей физической природе диапазонным (область применения, предназначения товара, температурный диапазон). В случае, если установлено требование к товару о соответствии документам о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством о стандартизации, товар должен соответствовать действующим документам.
Суды, проверив доводы управления о том, что в документации установлены противоречивые и неоднозначные требования, а также требования, не соответствующие ГОСТам, к шпатлевке, брускам обрезным хвойных пород, розетке одноместной, указали на отсутствие оснований для вывода о двусмысленности и неопределенности в описании заказчиком требований к товарам, используемым при выполнении работ; указанная в технической части документации информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам товаров. Согласно размещенной на сайте zakupki.gоv.ru информации, участники воспользовались правом на получение разъяснений положений документации об аукционе. Доказательства, свидетельствующие о том, что кто-либо из потенциальных участников, желавших принять участие в аукционе, не смог подать заявку по причине неясностей в аукционной документации, в материалах дела отсутствуют. Доказательства отклонения заказчиком заявок со ссылкой на их несоответствие аукционной документации не представлены. До рассмотрения жалобы по существу ООО "Орис" отозвало жалобу; иные жалобы на положения аукционной документации в антимонопольный орган не поступали.
При таких обстоятельствах суды, установив, что антимонопольным органом не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к товарам содержат неоднозначное толкование значений требуемых показателей, свидетельствуют о создании для участников закупки дополнительных трудностей при формировании заявки и привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона, пришли к выводу о несоответствии закону решения и предписания. Основания для иной оценки установленных судами обстоятельств дела у суда кассационной инстанции отсутствуют.
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ в подлежащей применению редакции контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего; поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Управление, установив, что в жалобе ООО "Орис" содержалась информация о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, обоснованно провело внеплановую проверку указанных в ней фактов нарушений на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ. Антимонопольный орган вправе проводить внеплановые проверки при поступлении в его адрес информации о нарушении законодательства в сфере закупок, при этом, положения Закона N 44-ФЗ не содержат ограничений в источниках поступления информации о нарушении законодательства. Однако, вывод судов об отсутствии у управления оснований для проведения внеплановой проверки в данном случае не привел к принятию неправильного решения по существу спора, поскольку суды, удовлетворяя требования администрации, исходили из того, что в данном случае управление не доказало нарушение заказчиком положений Закона N 44-ФЗ.
Основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу N А53-14461/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление, установив, что в жалобе ООО "Орис" содержалась информация о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, обоснованно провело внеплановую проверку указанных в ней фактов нарушений на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ. Антимонопольный орган вправе проводить внеплановые проверки при поступлении в его адрес информации о нарушении законодательства в сфере закупок, при этом, положения Закона N 44-ФЗ не содержат ограничений в источниках поступления информации о нарушении законодательства. Однако, вывод судов об отсутствии у управления оснований для проведения внеплановой проверки в данном случае не привел к принятию неправильного решения по существу спора, поскольку суды, удовлетворяя требования администрации, исходили из того, что в данном случае управление не доказало нарушение заказчиком положений Закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2019 г. N Ф08-10537/19 по делу N А53-14461/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10537/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10537/19
06.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12586/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14461/19