г. Краснодар |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А63-22853/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (ИНН 2636808125, ОГРН 1132651033140) - Сагайдакова С.С. (доверенность от 20.12.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670), третьих лиц - Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2632101222, ОГРН 1127747288910), Гайворонского Владимира Александровича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу N А63-22853/2018, установил следующее.
Некоммерческая организация Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (далее - фонд) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) от 05.06.2018 N 5986.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - служба) и Гайворонский Владимир Александрович.
Решением суда от 23.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.08.2019, фонду отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, критериям ясности и исполнимости, и не нарушает права и законные интересы фонда.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился фонд с кассационной жалобой, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению фонда, суды не учли отсутствие необходимости подготовки проектной документации на оказание услуг по капитальному ремонту системы теплоснабжения и выполнения работ по ее ремонту. Региональным оператором подготовлена смета на проведение капитального ремонта внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, которая является частью проектной документации. Требование о несоблюдении фондом пункта 2.4.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), не соответствует содержанию указанной нормы, так как в данном пункте отсутствует понятие капитального ремонта. В оспариваемом предписании не указана тепловая установка, в отношении которой необходим проект, в связи с чем в указанной части предписание неисполнимо. Региональный оператор не является исполнителем работ по проведению капитального ремонта или подготовке проектной документации и обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту, при необходимости - подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, и утверждает проектную документацию. Пункт 9.1.2 Правил N 115 относится к устройству индивидуальных тепловых пунктов в каждом здании, однако в связи с отсутствием индивидуального теплового пункта в спорном многоквартирном доме (далее - МКД) как обособленного помещения, его капитальный ремонт невозможен, а устройство такого пункта, то есть его строительство, и монтаж не может осуществляться за счет средств фонда капитального ремонта. Согласно представленным в материалы дела фотографиям во внутридомовой системе теплоснабжения МКД имеются контрольно-измерительные приборы, фильтры, запорная арматура, в связи с чем указанные в оспариваемом предписании положения об отсутствии данного оборудования в систем теплоснабжения МКД не соответствуют действительности; региональной программой "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29.05.2014 N 225-п (далее - региональная программа), не предусмотрены работы по капитальному ремонту указанного оборудования. Капитальный ремонт центрального теплового пункта, который находится за пределами МКД, не может осуществляться за счет средств фонда капитального ремонта. Оборудование центрального теплового пункта не относится к общему имуществу собственников помещений МКД, поэтому в указанной части оспариваемое предписание также неисполнимо. Суды не учли, что Методика определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения (МДК 4-05.2004), утвержденная заместителем Председателя Госстроя России 12.08.2003, не подлежит применению. Управление не представило доказательства того, что температура теплоносителя в тепловых сетях фактически составляет 115°С. Региональной программой не предусмотрена замена или восстановление прибора учета тепловой энергии в спорном МКД, поэтому указанные работы не произведены и соответственно прибор учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию. Прибор учета тепловой энергии установлен до начала работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения МКД и должен быть введен введен в эксплуатацию собственниками помещений МКД. В региональной программе не предусмотрена установка узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии в спорном МКД. В Правилах N 115 отсутствует требование о предоставлении актов промывки системы отопления; установка автоматических воздухоотводчиков в верхних точках системы отопления носит рекомендательный характер; факт осуществления промывки и наличие воздухоотводов управление не отрицает.
В отзывах на кассационную жалобу управление и Гайворонский В.А. просят оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служба не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя фонда, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поступившего в управление обращения Грайворонского В.А. и распоряжения от 07.05.2018 N 1499 управление провело внеплановую выездную проверку фонда, в ходе которой установило следующие нарушения: отсутствует проект на производство капитального ремонта тепловой установки МКД (пункт 2.4.3 Правил N 115); в тепловом пункте МКД установлена перемычка между прямым и обратным трубопроводами (пункты 9.1.32, 9.1.2 Правил N 115); в тепловом пункте МКД отсутствуют контрольно - измерительные приборы (пункты 9.1.44, 9.1.2 Правил N 115); в тепловом пункте МКД отсутствуют фильтры, грязевики (пункт 9.1.33 Правил N 115); отсутствует запорная арматура на вводе в тепловой пункт тепловых сетей (пункты 9.1.25, 9.1.26 Правил N 115); не во всех верхних точках системы отопления МКД установлены воздушники, установлены два неавтоматических воздушника (пункт 9.3.10 Правил N 115); отсутствует система автоматического регулирования расхода тепловой энергии и теплоносителя в систему отопления МКД (пункты 9.3.2, 9.1.42 Правил N 115); испытания на прочность и плотность системы отопления проведены на 5,8 кгс/см вместо 6 кгс/см
(пункт 9.2.13 Правил N 115); не представлены акты проведения промывки системы отопления (пункт 9.2.10 Правил N 115). В нарушение пункта 7 Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 07.04.2008 N 212 (далее - Порядок N 212), система отопления МКД выполнена из полипропиленовых труб; температурный график теплосети на источнике тепловой энергии 115°C - 70°C. Отсутствуют сертификаты, подтверждающие возможность работы данных труб при температуре 115°C. В нарушение части 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) узел учета тепловой энергии не принят в эксплуатацию.
По результатам проверки управление составило акт от 05.06.2018 N 1499-26/01 и выдало фонду предписание от 05.06.2018 N 5986 о необходимости в срок до 01.09.2018 обеспечить проведение работ, мероприятий по устранению выявленных нарушений, допущенных при проведении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы теплоснабжения МКД.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фонд обжаловал в арбитражный суд предписание управления от 05.06.2018 N 5986.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды мотивированно отказали фонду в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Как предусмотрено частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов (пункт 2 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Согласно части 6 статьи 11 Закона N 261-ФЗ не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 2.4.3 Правил N 115 (которыми установлена деятельность по технической эксплуатации тепловых энергоустановок) установлено, что монтаж, реконструкция тепловых энергоустановок выполняются по проекту, утвержденному и согласованному в установленном порядке. Проекты тепловых энергоустановок должны соответствовать требованиям охраны труда и природоохранным требованиям.
В соответствии с пунктом 9.1.2 Правил N 115 устройство индивидуальных тепловых пунктов обязательно в каждом здании независимо от наличия центрального теплового пункта, при этом в индивидуальных тепловых пунктах предусматриваются только те функции, которые необходимы для присоединения систем потребления теплоты данного здания и не предусмотрены в центральном тепловом пункте.
В силу пункта 9.1.25 Правил N 115 запорная арматура предусматривается: на всех подающих и обратных трубопроводах тепловых сетей на вводе и выводе их из тепловых пунктов; на всасывающем и нагнетательном патрубках каждого насоса; на подводящих и отводящих трубопроводах каждого водоподогревателя.
Пунктом 9.1.26 Правил N 115 предусмотрено, что в качестве отключающей арматуры на вводе тепловых сетей в тепловой пункт применяется стальная запорная арматура.
Согласно пункту 9.1.32 Правил N 115 в тепловых пунктах не должно быть перемычек между подающими и обратными трубопроводами и обводных трубопроводов элеваторов, регулирующих клапанов, грязевиков и приборов учета расходов теплоносителя и теплоты.
Как установлено пунктом 9.1.33 Правил N 115, не допускается предусматривать обводные трубопроводы для насосов (кроме подкачивающих), элеваторов, регулирующих клапанов, грязевиков и приборов для учета тепловых потоков и расхода воды.
В соответствии с пунктом 9.1.42 Правил N 115 автоматизация тепловых пунктов закрытых и открытых систем теплоснабжения обеспечивает: поддержание заданной температуры воды, поступающей в систему горячего водоснабжения; регулирование подачи теплоты (теплового потока) в системы отопления в зависимости от изменения параметров наружного воздуха с целью поддержания заданной температуры воздуха в отапливаемых помещениях; ограничение максимального расхода воды из тепловой сети на тепловой пункт путем прикрытия клапана регулятора расхода; поддержание требуемого перепада давлений воды в подающем и обратном трубопроводах тепловых сетей на вводе в центральные тепловые пункты или индивидуальные тепловые пункты при превышении фактического перепада давлений над требуемым более чем на 200 кПа; минимальное заданное давление в обратном трубопроводе системы отопления при возможном его снижении; поддержание требуемого перепада давлений воды в подающем и обратном трубопроводах систем отопления в закрытых системах теплоснабжения при отсутствии регуляторов расхода теплоты на отопление, на перемычке между обратным и подающим трубопроводами тепловой сети; включение и выключение подпиточных устройств для поддержания статического давления в системах теплопотребления при их независимом присоединении; защиту систем теплопотребления от повышения давления или температуры воды в них, при возможности превышения допустимых параметров; поддержание заданного давления воды в системе горячего водоснабжения; включение и выключение циркуляционных насосов; блокировку включения резервного насоса при отключении рабочего; защиту системы отопления от опорожнения; прекращение подачи воды в бак-аккумулятор или в расширительный бак при независимом присоединении систем отопления по достижении верхнего уровня в баке и включение подпиточных устройств при достижении нижнего уровня; включение и выключение дренажных насосов в подземных тепловых пунктах по заданным уровням воды в дренажном приямке.
Согласно пункту 9.1.44 Правил N 115 в центральных тепловых пунктах устанавливаются следующие контрольно-измерительные приборы: а) манометры показывающие: до запорной арматуры на вводе в тепловой пункт трубопроводов водяных тепловых сетей, паропроводов и конденсатопроводов; на распределительном и сборном коллекторах водяных тепловых сетей и паропроводов; после узла смешения; на паропроводах до и после редукционных клапанов; на трубопроводах водяных тепловых сетей паропроводах до и после регуляторов давления; на подающих трубопроводах после запорной арматуры на каждом ответвлении к системам потребления теплоты и на обратных трубопроводах до запорной арматуры - из систем потребления теплоты; штуцеры для манометров - до и после грязевиков, фильтров и водомеров; в) термометры показывающие: на распределительном и сборном коллекторах водяных тепловых сетей и паропроводов; на трубопроводах водяных тепловых сетей после узла смешения; на подающих и обратных трубопроводах из каждой системы потребления теплоты по ходу воды перед задвижкой.
Пунктом 9.2.10 Правил N 115 установлено, что подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается.
Испытания на прочность и плотность водяных систем проводятся пробным давлением, но для системы отопления с чугунными отопительными приборами, стальными штампованными радиаторами не ниже 0,6 МПа (6 кгс/см) (пункт 9.2.13 Правил N 115).
Пунктом 9.3.2 Правил N 115 определено, что система с расчетным расходом теплоты на отопление помещения 50 КВт и более оборудуется приборами автоматического регулирования расхода тепловой энергии и теплоносителя.
В силу пункта 9.3.10 Правил N 115 удаление воздуха из систем отопления при теплоносителе-воде и из конденсатопроводов, заполненных водой, следует предусматривать в верхних точках, при теплоносителе-паре - в нижних точках конденсационного самотечного трубопровода.
Суды установили, что фонд при проведении работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения МКД нарушил требования части 6 статьи 11 Закона N 261-ФЗ, пунктов 2.4.3, 9.1.2, 9.1.25, 9.1.26, 9.1.32, 9.1.33, 9.1.42, 9.1.44, 9.2.10, 9.2.13, 9.3.2, 9.3.10 Правил N 115, пункта 7 Порядка N 212; нарушения состоят в следующем: отсутствует проект на производство капитального ремонта тепловой установки МКД; в тепловом пункте МКД установлена перемычка между прямым и обратным трубопроводами, отсутствуют контрольно - измерительные приборы, фильтры, грязевики, а также запорная арматура на вводе в тепловой пункт тепловых сетей; не во всех верхних точках системы отопления МКД установлены воздушники, установлены два неавтоматических воздушника; отсутствует система автоматического регулирования расхода тепловой энергии и теплоносителя в систему отопления МКД; испытания на прочность и плотность системы отопления проведены на 5,8 кгс/см вместо 6 кгс/см
; не представлены акты проведения промывки системы отопления; система отопления МКД выполнена из полипропиленовых труб, отсутствуют сертификаты, подтверждающие возможность работы данных труб при температуре 115°C; узел учета тепловой энергии не принят в эксплуатацию.
Данные обстоятельства суды оценили как необходимые и достаточные для вывода о нарушении фондом требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона N 261-ФЗ, предусматривающих качественное функциональное состояние всех объектов МКД, подвергнутых капитальному ремонту МКД за счет средств фонда капитального ремонта.
Документально выводы судов фонд не опроверг.
Суды обоснованно отклонили довод фонда об отсутствии оснований для включения в локальные сметные расчеты работ по тепловому пункту в МКД ввиду отсутствия в МКД теплового пункта, исходя из следующего.
Правилами N 115 установлено, что тепловой пункт - комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, преобразование, регулирование параметров теплоносителя и распределение теплоносителя по видам потребителей. Индивидуальный тепловой пункт - это тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части.
В соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, индивидуальный тепловой пункт - комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения.
Согласно пункту 9.1.1 Правил N 115 в тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется: преобразование вида теплоносителя или его параметров; контроль параметров теплоносителя; регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты; отключение систем потребления теплоты; защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя; заполнение и подпитка систем потребления теплоты; учет тепловых потоков и расходов теплоносителя и конденсата; сбор, охлаждение, возврат конденсата и контроль его качества; аккумулирование теплоты; водоподготовка для систем горячего водоснабжения.
В силу пункта 9.1.2 Правил N 115 устройство индивидуальных тепловых пунктов обязательно в каждом здании независимо от наличия центрального теплового пункта, при этом в индивидуальных тепловых пунктах предусматриваются только те функции, которые необходимы для присоединения систем потребления теплоты данного здания и не предусмотрены в центральном тепловом пункте.
Таким образом, размещение элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети (оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации) во внутридомовой инженерной системе теплоснабжения предполагает обязательное наличие теплового пункта в многоквартирном доме.
Довод фонда об отсутствии нарушений пункта 7 Порядка N 212 не подтвержден документально: в материалы дела не представлены сертификаты, подтверждающие возможность работы полипропиленовых труб, установленных в системе отопления МКД, при температуре 115°C. Документы, подтверждающие, что максимальная температура теплоносителя в тепловых сетях АО "Теплосеть" города Невинномысска Ставропольского края в зимний период фактически составляет 70°C, фонд не представил.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды сделали обоснованный вывод о том, что управление доказало законность и исполнимость оспариваемого фондом предписания от 05.06.2018 N 5986.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы фонда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу N А63-22853/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.