г. Краснодар |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А53-5122/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378 - Бойко О.А. (доверенность от 04.062019), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Красная звезда" (ИНН 6123023062, ОГРН 1136171000789) - Шпорта В.В. (доверенность от 04.07.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красная звезда" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу N А53-5122/2019, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к ООО "Красная звезда" (далее - общество) о взыскании денежных средств в размере 838 783 рубля 40 копеек, полученных в виде субсидии на возмещение части затрат в соответствии с соглашением от 13.08.2018 N 6.
Решением от 08.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.08.2019, суд удовлетворил заявленное министерством требование. Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью заявленного министерством требования, ввиду нарушения обществом условий предоставления спорной суммы субсидии.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного министерством требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению общества, что им для получения субсидии представлены министерству все необходимые документы; суды не учли, что применительно к спорной сумме субсидии отчетным периодом считается период, в котором осуществлялся субсидируемый вылов; размер субсидии рассчитывается исходя из объема добычи (вылова) указанного в справке-расчете. Министерство не представило доказательства того, что общество не выполнило нормы по соответствию и/или увеличению объемов добычи за 2018 год отчетный финансовый год, по сравнению с годом предшествующим (2017 год) отчетному. Полученные обществом денежные средства в виде субсидии израсходованы в соответствии с их целевым назначением; абзацем 2 пункта 2.11.2 Положения о порядке финансовой поддержки рыболовства и рыбопереработки, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 22.05.2017 N 365 "О финансовой поддержке рыболовства и рыбопереработки" (далее - Положение N 365), установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии; несоответствие организации или индивидуального предпринимателя требованиям пункта 2.17 Положения N 365 не отнесено к основаниям для отказа в предоставлении субсидии, вследствие чего несоответствие общества требованиям указанной нормы не может рассматриваться как основание для расторжения соглашения в одностороннем порядке и возврата суммы субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, полагая, то они приняты в соответствии с действующим законодательствам и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества и министерства, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство и ООО "Красная звезда" (получатель субсидии) заключили соглашение от 13.08.2018 N 6 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на добычу (вылов) карася, тюльки, шпрота, хамсы и бычка, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2018 году субсидии на возмещение части затрат на добычу (вылов) карася, тюльки, шпрот, хамсы и бычка. В соответствии с пунктом 2 соглашения от 13.08.2018 N 6 субсидия предоставляется в соответствии с утвержденными министерству объемами бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в размере 310 495 рублей 47 копеек. Денежные средства, в размере 310 495 рублей 47 копеек перечислены на расчетный счет общества платежным поручением от 27.08.2018 N 506076.
Впоследствии министерство и общество заключили дополнительное соглашение от 27.11.2018 к соглашению от 13.08.2018 N 6 о предоставлении обществу средств субсидии на возмещение части затрат на добычу (вылов) карася, тюльки, шпрот, хамсы и бычка в дополнительной сумме 528 287 рублей 53 копейки. Министерство перечислило денежные средства в сумме 528 287 рублей 53 копейки обществу платежным поручением от 13.12.2018 N 769638.
В ходе проведения внутреннего финансового контроля управлением развития рыбохозяйственного комплекса министерства, проверки документов, представленных обществом для получения субсидии, обнаружено несоответствие условиям и порядку предоставления субсидии в части отсутствия увеличения объемов добычи (вылова) в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году.
Согласно письму Федерального агентства по рыболовству от 04.07.2018 N 7458 по освоению объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов обществом в Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне за 2016 - 2017 годы и по состоянию на 15.06.2018, обществом в 2018 году по сравнению с 2017 и 2016 годами уменьшилось освоение объемов добычи (вылова) тюльки, карася и бычков, что является нарушением условия предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 2.17 Положения N 365.
Министерство направило обществу требования 09.01.2019 N 34-6/115 и от 10.01.2019 N 34-6/148, согласно которым министерством принято решение об одностороннем отказе от исполнения соглашения от 13.08.2018 N 6 и дополнительного соглашения с требованием возвратить средства субсидии в общей сумме 838 783 рубля в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии.
Поскольку общество в добровольном порядке требования министерства о возврате спорной суммы субсидии не исполнило, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняли законные и обоснованные судебные акты. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления спорного вида государственной поддержки регламентирован Положением N 365 (в редакции от 23.05.2018, действовавшей на момент предоставления субсидии).
Согласно пункту 1.1 Положения N 365, субсидия предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере рыбохозяйственного комплекса на территории Ростовской области, за счет средств областного бюджета на финансовую поддержку рыболовства и рыбопереработки, в том числе по направлению на возмещение части затрат на добычу (вылов) карася, тюльки, шпрота, хамсы и бычка.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения N 365 министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляющим предоставление субсидий. Субсидии предоставляются организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, произведенных и оплаченных в предыдущем и (или) текущем финансовых годах (пункт 1.4 Положения N 365).
В пункте 2.16 Положения N 365 установлен перечень условий, при которых главным распорядителем средств областного бюджета осуществляется предоставление субсидий на финансовую поддержку рыболовства и рыбопереработки.
В соответствии с пунктом 2.17 Положения N 365, в дополнение к условиям, установленным пунктом 2.16 Положения N 365, у получателей субсидии должно быть, в том числе, соответствие и (или) увеличение объемов добычи (вылова) по направлению субсидии на возмещение части затрат на добычу (вылов) карася, тюльки, шпрота, хамсы и бычка в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, которые начали деятельность по осуществлению рыболовства в отчетном финансовом году.
В соответствии с пунктами 4.2 - 4.4 Положения N 365 в случае выявления по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет получателя субсидии об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата субсидии в областной бюджет в объеме выявленных нарушений. Получатель субсидии обязан в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления перечислить полученную субсидию в областной бюджет в полном объеме.
Судебные инстанции установили, что согласно информации Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 04.07.2018 N 7458, предоставляемой в соответствии с подпунктом 2.5.3 пункта 2.5 раздела 2 Положения N 365, объем добычи (вылова) тюльки, бычков в 2017 году ниже объема (вылова) этих же видов рыбы в 2016 году. Так, в 2016 году объем вылова (добычи) обществом тюльки составил - 908,672 тонн, бычка - 80,564 тонн.
Кроме того, по состоянию на 15.06.2018 объем добычи (вылова) обществом тюльки, карася в 2018 году ниже объема (вылова) этих же видов рыбы в 2017 году. В 2017 году объем вылова (добычи) карася составил - 5,618 тонн, тюльки - 628,656 тонн. По состоянию на 15.06.2018 объем вылова (добычи) обществом карася составил - 0,818 тонн, тюльки - 403,350 тонн.
Таким образом, является правильным вывод судов о том, что обществом, как получателем спорной суммы субсидии не выполнено условие о соответствии и (или) увеличении объемов добычи (вылова) по направлению субсидии на возмещение части затрат на добычу (вылов) тюльки и бычка в отчетном финансовом 2017 году по отношению к уровню года, предшествующему отчетному финансовому 2017 году - 2016 году.
Суды исследовали и с учетом взаимосвязанных положений статей 6, 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации обоснованно отклонили довод общества о том, что применительно к спорной сумме субсидии отчетным периодом считается период, в котором осуществлялся субсидируемый вылов.
Суд кассационной инстанции не принял довод общества о том, что несоответствие общества требованиям пункта 2.17 Положения N 365 не отнесено к основаниям для отказа в предоставлении субсидии, поскольку указанный довод основан на неверном толковании норм права.
Иные доводы общества были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу N А53-5122/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.