В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 мая 2018 г., регистрационный N 51123), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2021 г., регистрационный N 63995) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения инвентаризации активов, имущества учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики.
2. Признать утратившими силу:
приказ Федеральной службы государственной статистики от 25 июня 2021 г. N 361 "О порядке проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики";
приказ Федеральной службы государственной статистики от 16 мая 2023 г. N 226 "О внесении изменений в Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики, утвержденный приказом Росстата от 25 июня 2021 г. N 361 "О порядке проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики".
Руководитель |
С.С. Галкин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Росстата
от 22.08.2023 N 406
Порядок
проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики разработан в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих проведение инвентаризации.
1.2. Целью инвентаризации является выявление фактического наличия активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Инвентаризации подлежат активы, имущество, учитываемое на забалансовых счетах, обязательства, иные объекты бухгалтерского учета центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики (далее - Объекты учета).
1.3. В регистрах бухгалтерского учета отражены Объекты учета на основании первичных учетных документов поступивших в отдел организации исполнения бюджета центрального аппарата Росстата Управления делами от структурных подразделений центрального аппарата Росстата являющихся заказчиками товаров, работ и услуг.
Первичные учетные документы, подлежащие представлению в отдел организации исполнения бюджета центрального аппарата Росстата Управления делами, и сроки их представления регулируются правилами, утверждаемыми Росстатом на основании подпункта "д" пункта 9 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н.
1.4. Инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бюджетной отчетности.
Проведение инвентаризации Объектов учета Росстата является обязательным:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) и отдельных объектов учета в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
в целях составления годовой бюджетной отчетности Росстата (за исключением основных средств, в том числе учитываемых на забалансовых счетах);
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.5. Инвентаризация Объектов учета проводится сплошным способом путем сопоставления данных бухгалтерского учета с данными фактического наличия, при этом инвентаризация отдельных видов Объектов учета проводится с учетом особенностей, установленных разделом III настоящего Порядка. В отдельных случаях при необходимости или невозможности проведения инвентаризации сплошным способом по решению руководителя Росстата может проводиться выборочная инвентаризация.
II. Порядок проведения инвентаризации
2.1. В целях проведения инвентаризации приказом Росстата создается инвентаризационная комиссия и утверждается ее персональный состав. В указанном приказе устанавливается дата, по состоянию на которую проводится инвентаризация и срок окончания проведения инвентаризации.
Положение об инвентаризационной комиссии, утверждается приказом Росстата.
В период проведения инвентаризации присутствие всех членов инвентаризационной комиссии является обязательным.
Документы, необходимые для проведения инвентаризации и оформления ее результатов, формируются инвентаризационной комиссией в форме электронных документов в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС Электронный бюджет) и подписываются председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии, а также работниками Росстата за которыми числятся инвентаризируемые Объекты учета (далее - Ответственный(е) работник(и)) квалифицированной электронной подписью (далее - ЭП).
2.2. Инвентаризационная комиссия за пять рабочих дней до начала инвентаризации оформляет Решение о проведении инвентаризации (код формы 0510439) 1 в ГИИС Электронный бюджет отдельно по каждому Ответственному работнику. В Решении о проведении инвентаризации (код формы 0510439) указываются сроки проведения инвентаризации.
Решение о проведении инвентаризации (код формы 0510439) подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии ЭП.
Подписанное инвентаризационной комиссией Решение о проведении инвентаризации (код формы 0510439) направляется инвентаризационной комиссией в ГИИС Электронный бюджет на утверждение руководителю Росстата или уполномоченному им работнику.
Утвержденное Решение о проведении инвентаризации (код формы 0510439) направляется в ГИИС Электронный бюджет для ознакомления членам инвентаризационной комиссии, Ответственным работникам и в уполномоченную организацию, на которую возложено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета (далее - Уполномоченная организация) для формирования инвентаризационных описей (сличительных ведомостей).
2.3. Инвентаризация Объектов учета, находящихся у Ответственных работников, проводится в присутствии Ответственных работников.
2.4. К началу инвентаризации материально ответственные лица (ответственные пользователи) представляют в инвентаризационную комиссию расписки о том, что все расходные и приходные документы на Объекты учета сданы в Управление делами и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны. При технической готовности ГИИС Электронный бюджет расписки оформляются в форме электронного документа и подписываются ЭП.
2.5. В ходе инвентаризации Объектов учета инвентаризационной комиссии необходимо:
2.5.1. Выявить фактическое наличие Объектов учета, сопоставить с данными регистров бухгалтерского учета;
2.5.2. Осуществить проверку полноты отражения обязательств в регистрах бухгалтерского учета;
2.5.3. Провести проверку сохранности Объектов учета, в том числе выявить недостачи и неучтенные Объекты учета;
2.5.4. Провести проверку соответствия инвентаризируемых Объектов учета следующим критериям:
возможность получения экономических выгод или полезного потенциала от использования Объектов учета;
возможность достоверной оценки первоначальной стоимости Объектов учета;
срок полезного использования Объектов учета составляет более 12 месяцев;
предназначение Объектов учета для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающим по договору аренды (имущественного найма), лицензионному/сублицензионному соглашению либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд Росстата;
2.5.5. Определить состояние инвентаризируемых Объектов учета и их дальнейшее предназначение, статус Объектов учета, характеризующий его состояние (в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и тому подобное) и целевую функцию (эксплуатируется, подлежит ремонту (восстановлению);
2.5.6. Определить признаки возможного обесценения Объектов учета;
2.5.7. Принять решение о прекращении признания активами нефинансовых активов;
2.5.8. Провести проверку правильности и обоснованности расчетов с дебиторами и кредиторами, в том числе по доходам, с подотчетными лицами, по оплате труда, с бюджетом и иными расчетами, выявить просроченную, сомнительную, безнадежную к взысканию дебиторскую задолженность, а также невостребованную кредиторскую задолженность (в том числе с истекшим сроком исковой давности).
2.6. После реализации пункта 2.5 настоящего Порядка, инвентаризационная комиссия формирует информацию о выявленных результатах инвентаризации и определенные критерии Объектов учета, поименованные в пункте 2.5 настоящего Порядка, в инвентаризационные описи (сличительные ведомости), представленные Уполномоченной организацией, в ГИИС Электронный бюджет, обеспечивает подписание инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) ЭП всех членов инвентаризационной комиссии и направляет на ознакомление Ответственному работнику.
Оформленные в соответствии с абзацем первым настоящего пункта инвентаризационные описи (сличительные ведомости) в целях отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации направляются в Уполномоченную организацию.
2.7. При выявлении в ходе инвентаризации неучтенных Объектов учета и недостач инвентаризационная комиссия вносит информацию о таких Объектах учета в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (код формы 0504092) 2 при технической готовности ГИИС Электронный бюджет в форме электронного документа.
2.8. В случае принятия решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов инвентаризационная комиссия формирует Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (код формы 0510440) 3 одновременно с формированием Акта о результатах инвентаризации (код формы 0510463) 4.
2.9. Инвентаризационная комиссия оформляет результаты инвентаризации Актами о результатах инвентаризации (код формы 0510463) с приложением Ведомостей расхождений по результатам инвентаризации (при наличии) и Решений о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов по каждому Ответственному работнику.
Акты о результатах инвентаризации и Решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов направляются на утверждение руководителю Росстата или иному уполномоченному им работнику.
При инвентаризации Объектов учета, проводимой в соответствии с подразделом 3 раздела III настоящего Порядка, результаты инвентаризации оформляются Актом о результатах инвентаризации наличных денежных средств (код формы 0510836) 5.
Акты о результатах инвентаризации, подписанные ЭП всех членов инвентаризационной комиссии и утвержденные руководителем Росстата или уполномоченным им работником, не позднее следующего рабочего дня после утверждения в целях отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации направляются в Уполномоченную организацию.
В случае необходимости выдачи поручений отдельным структурным подразделениям центрального аппарата Росстата результаты инвентаризации дополнительно могут быть оформлены приказом Росстата об устранении недостатков, выявленных в ходе инвентаризации.
2.10. Инвентаризационная комиссия не позднее следующего рабочего дня после оформления Решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов и Актов о результатах инвентаризации направляет материалы по результатам инвентаризации в постоянно действующие комиссии по приему-передаче, списанию федерального имущества (объектов основных средств, непроизведенных активов, нематериальных активов, материальных запасов в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики) для формирования актов о списании Объектов учета (коды форм 0504104, 0504105, 0504143, 0504144, 0504230) 6, в отношении которых принято решение о прекращении признания активами.
2.11. В случае отражения в Акте о результатах инвентаризации факта недостач Объектов учета (возможных хищений) председатель инвентаризационной комиссии докладывает о выявленных фактах руководителю Росстата.
После утверждения Акта о результатах инвентаризации руководитель Росстата назначает ответственного за направление в правоохранительные органы информации о выявленных в ходе инвентаризации фактах недостач Объектов учета (возможных хищений).
Копия документа (информации), направленного в правоохранительные органы, о выявленных в ходе инвентаризации фактах недостач Объектов учета (возможных хищений) и решения правоохранительных органов представляются в Управление делами для направления в Уполномоченную организацию.
В отношении лиц, в том числе материально ответственных, виновных в причинении ущерба Росстату, могут быть приняты меры по взысканию причиненного ущерба в порядке и случаях установленных законодательством Российской Федерации.
III. Инвентаризация отдельных видов Объектов учета
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности
3.1. Инвентаризация наличных денежных средств производится в соответствии с указаниями Центрального банка Российской Федерации.
3.2. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, бланки строгой отчетности и денежные документы.
3.3. Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными, указанными в квитанциях учреждения банка.
3.4. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным уполномоченной организации, с данными выписок банков.
3.5. Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация расчетов и обязательств
3.6 Инвентаризация расчетов и обязательств проводится путем документальной проверки, в ходе которой устанавливается правильность и обоснованность числящихся на счетах бухгалтерского учета сумм задолженности по недостачам и хищениям, правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности по расчетам с поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами, включая суммы задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.
3.7. При инвентаризации задолженности перед работниками Росстата проверяется наличие невыплаченных сумм по оплате труда.
3.8. При инвентаризации переплат работникам Росстата проверяются причины возникновения переплат.
3.9. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц, обоснованность целевого использования сумм выданных авансов по каждому подотчетному лицу, имеющихся на дату проведения инвентаризации.
3.10. При направлении контрагентам актов сверки расчетов рекомендуется в акт и (или) сопроводительное письмо включать положения о необходимости представления контрагентом (дебитором, кредитором) возражений по направленному акту в конкретные сроки, а также положений, предусматривающих согласование актов сверки расчетов по умолчанию в случае отсутствия возражений и (или) иного ответа контрагента в указанный срок.
3.11. Инвентаризация дебиторской задолженности по доходам проводится с соблюдением требований (классификации) Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 32н и Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н.
Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей
3.12. При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в Росстате резервов на предстоящую оплату отпусков работникам Росстата на основании сведений полученных от Уполномоченной организации.
3.13. Резерв на предстоящую оплату предусмотренных законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков работникам Росстата, отражаемый в годовом балансе, исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников Росстата (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений в Социальный фонд России.
3.14. Инвентаризация резервов по претензионным требованиям и искам, в том числе оспариваемым в судебном порядке, осуществляется на основании документов, поступивших в Управление делами для передачи в Уполномоченную организацию.
Инвентаризация основных средств
3.15. Инвентаризация основных средств, в том числе учитываемых на забалансовых счетах, проводится один раз в три года, за исключением случаев, когда инвентаризация инициирована руководителем Росстата.
3.16. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости инвентаризационная комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в оперативном управлении Росстата, сверяет информацию, находящуюся в них, с данными, содержащимися в бухгалтерском учете и в Едином государственном реестре недвижимости на дату проведения инвентаризации.
3.17. При инвентаризации движимого имущества инвентаризационная комиссия проверяет соответствие данных бухгалтерского учета объектов основных средств их фактическому наличию, определяет критерии отнесения объектов к составу основных средств.
Критерий отнесения объектов к составу основных средств определяется при условии, что от их использования прогнозируется получение экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость можно надежно оценить.
По объектам, отнесенным к составу основных средств, инвентаризационная комиссия в инвентаризационных описях указывает статус объекта учета, характеризующий его состояние (в запасе/на хранении, в эксплуатации, подлежит ремонту и другое) и целевую функцию (продолжить хранение, эксплуатируется, подлежит ремонту (восстановлению) и другое).
По объектам, в отношении которых установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, проведение ремонта, восстановление (несоответствие критериям отнесения объектов к составу основных средств и другое) инвентаризационная комиссия в инвентаризационных описях указывают статус объекта учета, характеризующий его состояние (вывести из эксплуатации, хранение нецелесообразно и другое) и целевую функцию (не подлежит ремонту, списание и другое).
Объекты основных средств, не соответствующие критериям, указываются инвентаризационной комиссией в протоколе о результатах инвентаризации для последующего вывода их на забалансовые счета или подготовки к списанию.
3.18. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, инвентаризационная комиссия включает эти объекты в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации.
3.19. Одновременно с инвентаризацией собственных (принадлежащих на праве оперативного управления) основных средств инвентаризируются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
Инвентаризация непроизведенных активов
3.20. Земельные участки инвентаризируются путем проверки наличия правоустанавливающих документов на каждый земельный участок, сверки информации, указанной в документах, с данными, содержащимися в бухгалтерском учете и в Едином государственном реестре недвижимости на дату проведения инвентаризации.
Инвентаризация нематериальных активов
3.21. При инвентаризации нематериальных активов проводится проверка наличия правоустанавливающих документов на каждый нематериальный актив, находящийся в пользовании Росстата и (или) закрепленного на праве оперативного управления, сверка информации, указанной в документах, с данными, содержащимися в бухгалтерском учете, Реестре государственных (муниципальных) информационных систем, Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ на дату проведения инвентаризации, а также выявляется наличие иных документов, подтверждающих права Росстата на их использование.
3.22. Проверяется соответствие следующих факторов или их изменение, определяющих срок полезного использования нематериальных активов:
ожидаемый срок получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в нематериальных активах;
срок действия прав Росстата на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и период контроля над нематериальными активами;
срок действия патента, свидетельства и (или) возникающих из договора (государственного контракта), иного правоустанавливающего документа и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности;
срок полезного использования иного актива, с которым нематериальные активы непосредственно связаны.
3.23. В случае выявления изменений факторов и (или) условий использования нематериальных активов, в том числе с неопределенным сроком полезного использования, уточняется срок полезного использования с целью их реклассификации в подгруппу объектов нематериальных активов с определенным сроком полезного использования.
Инвентаризация материальных запасов, в том числе сувенирной продукции
3.24. Инвентаризация материальных запасов, в том числе сувенирной продукции проводится путем сопоставления данных бухгалтерского учета и фактического наличия материальных запасов, в том числе сувенирной продукции, в складских помещениях и структурных подразделениях центрального аппарата Росстата.
Инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании, используемом в центральном аппарате Росстата
3.25. При Инвентаризации драгоценных металлов содержащихся в оборудовании, используемом в центральном аппарате Росстата осуществляется проверка фактического наличия драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании, используемом в центральном аппарате Росстата.
При невозможности в момент проведения инвентаризации проверки в натуре, содержание драгоценных металлов в оборудовании устанавливается инвентаризационной комиссией по учетным документам, технической документации, по данным установленным пунктом 2 Инструкции о мерах по организации учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании, используемом в центральном аппарате Росстата, утвержденной приказом Росстата от 31.12.2022 г. N 1002, на основании сведений о содержании драгоценных металлов в аналогичном оборудовании или произведенных инвентаризационной комиссией расчетов.
IV. Заключительные положения
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.26. Структурные подразделения центрального аппарата Росстата обязаны незамедлительно предоставлять инвентаризационной комиссии запрашиваемые документы и (или) информацию, а также оказывать содействие во время проведения инвентаризации Объектов учета в Росстате.
------------------------------
1Пункт 6 Перечня унифицированных форм электронных первичных учетных документов класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора" ОКУД, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н.
2Пункт 53 Перечня регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
3Пункт 7 Перечня унифицированных форм электронных первичных учетных документов класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора" ОКУД, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н.
4Пункт 25 Перечня унифицированных форм электронных первичных учетных документов класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора" ОКУД, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н.
5Пункт 11 Перечня унифицированных форм электронных первичных учетных документов класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора" ОКУД, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н.
6 Пункты: 4, 5, 6, 7, 16 Форм документов класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора "ОКУД" Перечня унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 22 августа 2023 г. N 406 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики"
Опубликование:
-