г. Краснодар |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А63-25801/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "ТД "Сириус"" (ИНН 2632063256, ОГРН 1022601622383), ответчика - Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки (ИНН 2626012550, ОГРН 1022601224106), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А63-25801/2018, установил следующее.
ООО "ТД "Сириус"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки (далее - комитет) о взыскании 11 748 рублей 51 копейки неосновательного обогащения в период с 01.07.2017 по 31.12.2017 (с учетом уменьшения размера исковых требований - т. 1, л. д. 69, 70).
Решением от 15.05.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.09.2019, иск удовлетворен. Суды руководствовались статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2019 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"", постановлением Совмина СССР от 28.08.1970 N 723 "О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах", Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", придя к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 26:30:010220:55 ограничен в обороте (расположен во второй зоне горно-санитарной охраны курорта Ессентуки). На основании пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582), в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 (далее - постановление N 531), вступившего в силу 12.08.2017. Решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 26.10.2016 N 15-516 утвержден Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города-курорта Кисловодска и предоставленных в аренду без торгов. Решением от 28.02.2018 N 14-518, вступившим в силу 07.03.2018, Дума города-курорта Кисловодска Ставропольского края дополнила порядок, утвержденный решением от 26.10.2016 N 15-516, пунктом 3.1 следующего содержания: "В случае если в отношении земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, установлено ограничение права на приобретение в собственность данного земельного участка для собственника здания, сооружения и размер арендной платы, определяемый в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога". Право, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса (с 01.03.2015 - 39.20 Земельного кодекса), является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"; далее - постановление от 24.03.2005 N 11). Общество является собственником нежилых зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 26:30:010220:55; с 12.08.2017 расчет арендной платы необходимо производить, исходя из базового размера (4%), с 13.08.2017 - исходя из ставки земельного налога (1,5%).
В кассационной жалобе комитет просит решение от 15.05.2019 и постановление апелляционного суда от 06.09.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав в обоснование своих доводов, что на территории второй зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курорта запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов (постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения"). Ограничений в предоставлении земельных участков, расположенных во второй зоне горно-санитарной охраны курорта, действующим законодательством не предусмотрено, установлены только ограничения в использовании. Выводы судов о том, что земельный участок с кадастровым номером 26:30:010220:55 ограничен в обороте, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, без учета разъяснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенных в письме от 15.12.2017 N 12-29/35065. Суды ошибочно применили ставку, установленную решением Совета города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 23.12.2011 N 130, к правоотношениям, сложившимся в период с 01.07.2017 по 31.12.2017 (данная ставка должна применятся к договору аренды земельного участка от 28.08.2007 N 279 с даты публикации). Расчет арендной платы за спорный земельный участок должен производиться на основании акта органа местного самоуправления. Изменения о применении ставки 1,5% внесены решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 16.06.2018 N 55, соответственно, данная ставка (1,5%) может применяться при расчете арендной платы по указанному договору с 05.07.2018 (момента опубликования). Правительством Ставропольского края издано постановление от 16.07.2018 N 277-п "Об утверждении Порядка распределения и предоставления из бюджета Ставропольского края иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2018 году на компенсацию части потерь доходов местных бюджетов от арендной платы за земельные участки, предоставленные собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, в границах городских округов Ставропольского края, имеющих статус городов-курортов" (далее - постановление N 277-п). Названный акт определяет механизм распределения и предоставления из бюджета Ставропольского края выплат на компенсацию потерь, понесенных муниципальными образованиями в 2018 году; постановление N 277-п не предусматривает предоставление межбюджетных трансферов для восстановления потерь доходов бюджета муниципального образования за годы, предшествовавшие 2018 году. Основания для применения размера земельного налога при расчете арендной платы за земельный участок могут возникнуть только с 05.07.2018.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу комитета - без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные сторонами в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 28.08.2007 общество и комитет заключили договор N 279 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:30:010220:55, адрес: Ставропольский край, г. Ессентуки, Лечебный парк (район нижних ванн). На участке расположены нежилые здания, принадлежащие обществу на праве собственности.
Пунктом 3.4 договора определено, что расчет арендной платы устанавливается в приложении к данному договору, являющемуся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 3.6 договора размер арендной платы может изменяться не чаще одного раза в год в соответствии с федеральным законом, решением Совета города или по соглашению сторон.
Из дополнительного соглашения от 08.02.2017 к договору аренды следует, что расчет арендной платы с 01.01.2017 по 31.12.2017 произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка (3 925 135 рублей 60 копеек) и ставки арендной платы в размере 2,7%.
На основании положений постановления N 582 (в редакции постановления N 531), общество полагает, что с 12.08.2017 размер арендной платы за земельный участок (26:30:010220:55) не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, то есть исходя из базового размера арендной платы - 1,5%.
Комитету общество направило претензию от 29.08.2019 N 8 с требованием о возврате излишне внесенной арендной платы, которая оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием предъявления иска в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Статья 614 Гражданского кодекса предусматривает, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В силу пункта 3 приведенной статьи, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса (в редакции Федерального закона от 29.06.2009 N 132-ФЗ "О внесении изменения в статью 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Вне зависимости от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Таким образом, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставкой арендной платы. Стороны договора обязаны руководствоваться предписанным соответствующим нормативным актом размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" содержатся следующие разъяснения. В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования, вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 424 Гражданского кодекса условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Постановлением N 582 (в редакции постановления N 531, вступившей в силу 12.08.2017), утвержден принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В целях приведения порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования города-курорта Кисловодска, в соответствие с основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением N 582 на основании решения Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 26.10.2016 N 15-516, утвержден Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города-курорта Кисловодск и предоставленных в аренду без торгов.
Решением от 28.02.2018 N 14-518, вступившим в силу 07.03.2018, Дума города-курорта Кисловодска Ставропольского края дополнила порядок, утвержденный решением от 26.10.2016 N 15-516, пунктом 3.1, согласно которому в случае если в отношении земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, установлено ограничение права на приобретение в собственность данного земельного участка для собственника здания, сооружения и размер арендной платы, определяемый в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога. Пунктом 3 решения Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 28.02.2018 N 14-518 установлено, что оно вступает в силу со дня официального опубликования ("Кисловодская газета" N 10 от 07.03.2018).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса, действовавшему в период заключения договора аренды, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами. Право, предусмотренное приведенной статьей Земельного кодекса, является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (пункт 5 постановления от 24.03.2005 N 11).
В пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
С 01.03.2015 особенности предоставления находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, урегулированы в статье 39.20 Земельного кодекса, согласно которой если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1).
Как указано в подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что общество является собственником нежилых зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 26:30:010220:55, ограниченном в обороте. С учетом приведенных норм, с 12.08.2017 расчет арендной платы необходимо производить, исходя из базового размера (4%), с 13.08.2017 - исходя из ставки земельного налога (1,5%); ввиду чего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неосновательное обогащение в виде соответствующей разницы в расчетах, произведенных спорящими сторонами.
Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для отмены (изменения) решения от 15.05.2019 и апелляционного постановления от 06.09.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А63-25801/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
...
С 01.03.2015 особенности предоставления находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, урегулированы в статье 39.20 Земельного кодекса, согласно которой если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1).
Как указано в подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2019 г. N Ф08-10119/19 по делу N А63-25801/2018