г. Краснодар |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А53-9103/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Кухаря В.Ф. без вызова и участия истца - общества с ограниченной ответственностью "Территориальная электросетевая компания" (ИНН 6155077712, ОГРН 1176196042164), ответчика - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по делу N А53-9103/2019, установил следующее.
ООО "Территориальная электросетевая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ПАО "МРСК Юга" (далее - компания) о взыскании 153 521 рубля 65 копеек долга за услуги по передаче электроэнергии (мощности) в декабре 2018 года, 19 868 рублей 54 копеек пеней, а также пеней с 16.03.2019 по день фактической оплаты задолженности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 31.05.2019 (резолютивная часть), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.08.2019, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что общество при расчете стоимости оказанных в декабре 2018 года услуг по передаче электроэнергии правомерно применило одноставочный тариф.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 5.2 договора компания в письме от 25.12.2018 уведомила общество о применении двухставочного тарифа. Поскольку в сложившихся между сторонами отношениях ответчик выступает потребителем, ему принадлежит право выбора тарифа за услуги по передаче электроэнергии. Заявитель считает ошибочными доводы истца о невозможности применения двухставочного тарифа для расчетов по причинам не оборудования объектов приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении энергии по часам суток.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
Порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства регламентирован нормами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно части 3 статьи 288.2 Кодекса основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением от 11.09.2018 N 53/1 Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - РСТ) для взаиморасчетов между обществом и компанией установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии
В декабре 2018 года общество оказало компании услуги по передаче электроэнергии и направило ей соответствующий акт на сумму 1 390 054 рубля 81 копейка, которые компания подписала с разногласиями. Платежным поручением от 07.02.2019 N 2215 компания произвела оплату неоспариваемой части задолженности в размере 1 236 533 рубля 16 копеек.
Направленные в адрес компании претензии от 17.01.2019 N 12 и от 07.02.2019 N 34 с требованием оплаты фактически оказанных услуг оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
По существу между сторонами возникли разногласия по применению в 2018 году варианта тарифа (одноставочного или двухставочного),
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, руководствуясь положениями статей 424, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", статей 26, 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 136, 139, 140, 142, 144, 145, 183 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, пунктов 3, 34, 41, 42, 15, 50, 51, 121, 136 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Суды установили, что общество и компания являются смежными сетевыми организациями. Расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по котловой системе, держателем котла является компания.
Соглашаясь с применением обществом в расчетах за спорный период одноставочного варианта тарифа, суды исходили из того, что уведомление о выборе тарифа подлежало направлению компанией в адрес истца не позднее 15.10.2018. Поскольку ответчик не реализовал право на выбор тарифа, суды сочли правомерным применение обществом одноставочного тарифа (1,87829 руб./кВтч), утвержденного постановлением РСТ от 11.09.2018 N 53/1.
Однако суды не учли следующее.
По смыслу абзацев 11 - 17 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), право выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии на период регулирования предоставляется потребителям. Для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключениями, установленными в этом же пункте Основ ценообразования) самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах указанных потребителей) в течение 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Указанные лица вправе (в том числе в течение периода регулирования) в предусмотренных документом случаях выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов. В случае если потребителем услуг по передаче электрической энергии является сетевая организация, она вправе выбрать двухставочную цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в отношении своих объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых сетевая организации оказывает услуги по передаче электрической энергии. При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования.
Таким образом, именно компании как заказчику (потребителю) услуг по передаче электроэнергии принадлежит право выбора тарифа на услуги по передаче энергии, которым она воспользовалась, направив исполнителю уведомление от 25.12.2018 о применении двухставочного тарифа.
Направление компанией этого уведомления с нарушением установленного Основами ценообразования срока в данном случае не влияет на возникновение у потребителя услуг права на применение заявленного тарифа, поскольку в предшествующий расчетный период регулирования (т. е. до 11.09.2018) между сторонами отсутствовали правоотношения и, соответственно, применявшийся тариф.
Ссылка апелляционного суда в обоснование применения истцом одноставочного тарифа на пункт 5.5.1 договора неосновательна, поскольку в спорный период между сторонами договор не был заключен.
Доводы общества о невозможности применения в расчетах двухставочного тарифа из-за отсутствия на объектах электросетевого хозяйства приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток, не могут быть приняты во внимание. Согласно пункту 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, объем услуг по передаче электроэнергии, оплачиваемых потребителем услуг по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электроэнергии, равен величине заявленной мощности, определенной в соответствии с пунктом 38 названных Правил. Таким образом, отсутствие у сторон указанных в пункте 81 Основ ценообразования приборов учета не препятствует потребителю услуг выбрать для расчетов двухставочный вариант тарифа.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого судам следует учесть изложенное, проверить основания для взыскания неустойки.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по делу N А53-9103/2019, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья В.Ф. Кухарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу абзацев 11 - 17 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), право выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии на период регулирования предоставляется потребителям. Для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключениями, установленными в этом же пункте Основ ценообразования) самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах указанных потребителей) в течение 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Указанные лица вправе (в том числе в течение периода регулирования) в предусмотренных документом случаях выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов. В случае если потребителем услуг по передаче электрической энергии является сетевая организация, она вправе выбрать двухставочную цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в отношении своих объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых сетевая организации оказывает услуги по передаче электрической энергии. При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования.
...
Доводы общества о невозможности применения в расчетах двухставочного тарифа из-за отсутствия на объектах электросетевого хозяйства приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток, не могут быть приняты во внимание. Согласно пункту 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, объем услуг по передаче электроэнергии, оплачиваемых потребителем услуг по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электроэнергии, равен величине заявленной мощности, определенной в соответствии с пунктом 38 названных Правил. Таким образом, отсутствие у сторон указанных в пункте 81 Основ ценообразования приборов учета не препятствует потребителю услуг выбрать для расчетов двухставочный вариант тарифа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 декабря 2019 г. N Ф08-11041/19 по делу N А53-9103/2019