г. Краснодар |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А32-6098/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Праведникова В.Н. (доверенность от 11.07.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750) - Мясниковой К.К. (доверенность от 15.03.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А32-6098/2017, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "РН - Туапсенефтепродукт" (далее - общество) о взыскании 144 629 рублей 06 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Решением от 26.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.11.2017, иск удовлетворен; произведена процессуальная замена ООО "РН - Туапсенефтепродукт" на ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - общество). Суды исходили из того, что требования железной дороги основаны на нормах материального права и подтверждены документами.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2018 решение от 26.07.2017 и постановление апелляционного суда от 10.11.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Суд кассационной инстанции указал на то, что суды не проверили наличие причинной связи между несвоевременной уборкой вагонов железной дорогой с путей необщего пользования и нахождением вагонов на путях общего пользования, не проанализировали, какими именно первичными документами подтверждается нарушение технологических норм выгрузки вагонов (акты приемосдатчика, ведомости уборки вагонов), на основании которых составлены акты общей формы.
Решением от 29.08.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.07.2019, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что невозможность подачи вагонов на пути необщего пользования возникла по причинам, не зависящим от железной дороги.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В спорный период вагоны находились на путях общего пользования по причинам, не зависящим от общества (неблагоприятные погодные условия, задержка железной дорогой уборки порожних вагонов с путей необщего пользования, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами). Общество не заявляло отказов от принятия вагонов на пути необщего пользования по причине их занятости, и имело возможность их принятия не на один, а на два пути. Суд не принял во внимание представленные обществом сличительные таблицы по наличию свободных путей. Вывод судов о нарушении обществом технологических норм выгрузки вагонов противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на жалобу просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель железной дороги просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что железная дорога и общество заключили договор от 10.07.2010 N 10/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования N 1 - 6 при станции Туапсе СКЖД.
В пунктах 5 - 9 договора стороны определили порядок и периодичность подачи вагонов, порядок уведомления.
По условиям договора готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 2 часов, но не более 3 часов с момента получения уведомления. Одновременно с уведомлением пользователь предъявляет оформленные пересылочные накладные на порожние вагоны парка перевозчика, а на порожние вагоны, не принадлежащие перевозчику, и на груженые вагоны - железнодорожную накладную и другие предусмотренные нормативными правовыми актами документы в соответствии со статьей 25 Устава.
При отсутствии у пользователя возможности нахождения порожних вагонов на местах выгрузки по причине оформления перевозочных документов при наличии эксплуатационной возможности на станции Туапсе и по согласованию с перевозчиком допускается уборка вагонов на пути общего пользования станции Туапсе. В этом случае пользователь вносит перевозчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования станции Туапсе по ставкам Тарифного руководства N 2 до момента оформления перевозочных документов. Данные факты оформляются актом общей формы с указанием времени нахождения вагонов на путях общего пользования станции Туапсе.
В пункте 16.8 договора стороны согласовали внесение обществом перевозчику платы за время ожидания подачи или приема вагонов, принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от пользователя, в соответствии со статьей 39 Устава и Тарифным руководством N 2 и платы за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от пользователя, в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
В феврале - марте 2016 года из-за занятости путей необщего пользования в связи с невыполнением пользователем технологических норм на выгрузку груза на путях общего пользования станции Туапсе железная дорога составила акты общей формы, согласно которым задержка вагонов произошла по причинам, зависящим от общества. Железная дорога начислила обществу 144 629 рублей 06 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования. Общество подписало акты общей формы с разногласиями, которые заключаются в том, что грузополучателем соблюдены технологические нормы выгрузки, установленные пунктом 11 договора.
В силу части 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносят перевозчику плату, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и детально проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что в момент составления спорных актов общей формы железнодорожные пути были заняты, общество нарушило технологические сроки оборота вагонов, в связи с чем отсутствовала возможность подачи вагонов на пути необщего пользования. Суды не установили наличие причинной связи между несвоевременной уборкой спорных вагонов железной дорогой с путей необщего пользования и нахождением вагонов на путях общего пользования.
Проверяя доводы о соблюдении железной дорогой сроков уборки порожних вагонов, суды приняли во внимание условия договоров о порядке выполнения маневровых работ на путях во время операций с нефтепродуктами и учли, что во время слива-налива нефтепродуктов на 1, 2 и 3 эстакадах запрещается выполнять маневровые работы на сливо-наливных путях и подавать следующий состав на свободный путь.
Общество, ссылаясь на неблагоприятные погодные условия в виде шквалистого ветра 18.02.2016 с 21 часа 40 минут до 23 часов 00 минут, не опровергло довод железной дороги о том, что в указанное время ответчиком производились разгрузочные мероприятия и наличие ветра не привело к увеличению предусмотренного договором времени слива мазута в осенне-зимний период (т. 7, л. д. 43).
Поскольку доводы жалобы сводятся к исследованию обстоятельств и оценке доказательств, которые в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускаются в суде кассационной инстанции, основания для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А32-6098/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2018 решение от 26.07.2017 и постановление апелляционного суда от 10.11.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Суд кассационной инстанции указал на то, что суды не проверили наличие причинной связи между несвоевременной уборкой вагонов железной дорогой с путей необщего пользования и нахождением вагонов на путях общего пользования, не проанализировали, какими именно первичными документами подтверждается нарушение технологических норм выгрузки вагонов (акты приемосдатчика, ведомости уборки вагонов), на основании которых составлены акты общей формы.
...
В силу части 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносят перевозчику плату, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2019 г. N Ф08-10108/19 по делу N А32-6098/2017
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10108/19
23.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17906/18
29.08.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6098/17
06.02.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11113/17
10.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15373/17
26.07.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6098/17