Постановление Правительства Пермского края от 25 сентября 2023 г. N 706-п
"Об установлении расходного обязательства и создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, на территории Пермского края"
17 ноября 2023 г.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Закона Пермского края от 12 октября 2007 г. N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае", в целях реализации в 2023 году на территории Пермского края мероприятий по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, утвержденных распоряжением Правительства Пермского края от 21 августа 2023 г. N 310-рп "О внесении изменения в План мероприятий ("дорожную карту") по созданию системы долговременного ухода в Пермском крае, утвержденный распоряжением Правительства Пермского края от 14 декабря 2022 г. N 445-рп "О создании системы долговременного ухода в Пермском крае", обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография", Правительство Пермского края постановляет:
1. Установить, что расходы на реализацию мероприятий по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, являются расходным обязательством Пермского края на 2023 год.
2. Включить в реестр расходных обязательств Пермского края на 2023 год расходы на реализацию мероприятий по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, в объеме, определенном сводной бюджетной росписью бюджета Пермского края, на условиях софинансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
3. Определить главным распорядителем бюджетных средств, указанных в пункте 2 настоящего постановления, Министерство социального развития Пермского края.
4. Министерству социального развития Пермского края в срок до 30 сентября 2023 года разработать и утвердить порядок расходования средств, направленных на реализацию мероприятий по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании.
5. Утвердить прилагаемую систему долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, на территории Пермского края.
6. Установить, что в 2023 году реализация мероприятий по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, осуществляется на территории города Перми с охватом долговременным уходом граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, до 250 человек.
Пункт 7 изменен с 1 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Пермского края от 17 ноября 2023 г. N 896-П
7. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 сентября 2023 года.
8. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края (по вопросам социальной защиты и здравоохранения).
Губернатор Пермского края |
Д.Н. Махонин |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Пермского края
от 25.09.2023 N 706-п
Система
долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, на территории Пермского края
I. Основные положения
1.1. Система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Пермского края (далее соответственно - система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в уходе) разработана в целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" ("Старшее поколение") национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество.
Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.
1.2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Пермского края.
1.3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
1.4. В настоящей системе используются следующие понятия:
система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;
уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
социальный пакет долговременного ухода - гарантированный перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
1.5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному Министерством социального развития Пермского края (далее - Министерство), предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона N 442-ФЗ и настоящей системой.
II. Цели и задачи по внедрению системы долговременного ухода
2.1. Цели системы долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
2.2. Задачи по внедрению системы долговременного ухода:
совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
организация содействия гражданам, осуществляющим уход;
создание инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;
подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;
обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
III. Участники системы долговременного ухода
3.1. Участниками системы долговременного ухода являются:
3.1.1. уполномоченные органы - органы государственной власти Пермского края, уполномоченные на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания, социальной защиты, охраны здоровья, образования на территории Пермского края;
3.1.2. уполномоченные организации, находящиеся на территории Пермского края:
региональные координационные центры (далее - РКЦ) и территориальные координационные центры (далее - ТКЦ), созданные в организациях, подведомственных Министерству, не являющихся поставщиками социальных услуг;
организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее - поставщики социальных услуг);
медицинские организации, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Пермского края;
организации независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;
3.1.3. работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;
3.1.4. граждане, осуществляющие уход;
3.1.5. граждане, нуждающиеся в уходе.
IV. Принципы работы в системе долговременного ухода
4.1. Деятельность уполномоченных органов и организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:
единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников системы долговременного ухода;
приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;
разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников системы долговременного ухода;
синхронизация действий, которые согласованы всеми участниками системы долговременного ухода, не дублируются и не противоречат друг другу;
коллегиальность решений, которые прорабатываются и принимаются участниками системы долговременного ухода совместно;
коллективная ответственность за результат, который достигается общими усилиями участников системы долговременного ухода;
конфиденциальность информации, получаемой и передаваемой в процессе межведомственного взаимодействия.
4.2. Деятельность работников уполномоченных организаций в рамках системы долговременного ухода осуществляется с согласия граждан, нуждающихся в уходе, и основывается на принципах ответственности, компетентности, индивидуальности, добровольности, конфиденциальности.
4.3. Медицинские организации предоставляют информацию, содержащую сведения, составляющие врачебную тайну, при наличии письменного согласия гражданина (его законного представителя) на разглашение таких сведений либо согласия, выраженного в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.
V. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, включение их в систему долговременного ухода
5.1. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, - процесс обработки информации о потенциальных получателях социальных услуг, поступившей в РКЦ или ТКЦ, положения о которых утверждаются Министерством, посредством:
5.1.1. ведомственных информационных систем в рамках информационного обмена сведениями о гражданах, нуждающихся в уходе, выявленных:
при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при посещении гражданином участкового врача или иного врача, проведении диагностических исследований и лечебных процедур в медицинских организациях;
при взаимодействии с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю и иными органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления в Пермском крае, организациями, подведомственными Министерству;
5.1.2. обращения граждан, их законных представителей или иных лиц, действующих в их интересах, в организации социальной защиты;
5.1.3. проведения опросов (анкетирования), поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых органами местного самоуправления в Пермском крае, поставщиками социальных услуг, общественными организациями, добровольческими (волонтерскими) организациями, добровольцами (волонтерами).
5.2. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в письменной или электронной форме заявление данного гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов Пермского края, органов местного самоуправления Пермского края, общественных объединений непосредственно в государственные бюджетные учреждения Пермского края - центры социальной защиты населения в муниципальных образованиях Пермского края, которым переданы полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - центры социальной защиты населения), не являющиеся поставщиками социальных услуг, либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
5.3. Заявление о предоставлении социального обслуживания подается по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".
5.4. Основанием для включения гражданина в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
5.5. Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в систему долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении социального обслуживания.
5.6. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и его включение в систему долговременного ухода предполагает проведение следующих мероприятий:
определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений и иных имеющихся ресурсов в соответствии с правилами, утвержденными Министерством;
установление при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, уровня нуждаемости в уходе;
подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному Министерством;
подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, иных социальных услуг и социального сопровождения (с его согласия);
составление ТКЦ проектов индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа) по форме, установленной Министерством;
утверждение уполномоченной организацией индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.
5.7. Основанием для исключения гражданина из системы долговременного ухода является утрата данным гражданином права на социальное обслуживание либо отказ от социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
5.8. Решение о предоставлении социального обслуживания и включении гражданина в систему долговременного ухода или об отказе от социального обслуживания принимается уполномоченной организацией, не являющейся поставщиком социальных услуг, в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 442-ФЗ.
VI. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу
6.1. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, в соответствии с правилами, утвержденными Министерством, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости ТКЦ с учетом сведений, полученных в том числе в порядке информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода.
6.2. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Министерством, а также алгоритмом действий экспертов по оценке нуждаемости при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, определенным Министерством.
6.3. При определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, используется анкета-опросник по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - анкета-опросник), форма которой утверждается приказом Министерства.
6.4. Анкета-опросник - документ, на основании которого принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, согласно заявлению о предоставлении социального обслуживания, поданному гражданином или его законным представителем, или обращению в его интересах лиц, предусмотренных статьей 14 Федерального закона N 442-ФЗ, либо решение об отказе в социальном обслуживании.
6.5. В анкете-опроснике содержатся вопросы о жизнедеятельности гражданина, условиях его проживания, финансовом положении, ближайшем окружении, состоянии здоровья и способностях самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни, оценочная шкала индивидуальной потребности в уходе, а также перечень рекомендуемых социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу. Правила заполнения анкеты-опросника определяются приказом Министерства.
6.6. Результатом определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, установление ему уровня нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и иных социальных услуг.
6.7. При признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, исходя из индивидуальной потребности ему устанавливается первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
6.8. В случае возникновения обстоятельств, которые улучшили либо ухудшили или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в уходе, пересматривается индивидуальная потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с последующим подбором социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (не реже чем раз в год).
6.9. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости (далее - эксперт по оценке нуждаемости) по правилам, утвержденным приказом Министерства.
6.10. Эксперт по оценке нуждаемости обязан:
соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере";
пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления экспертной деятельности по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
соблюдать принципы корпоративной этики и правила корпоративного поведения, утвержденные приказом Министерства.
VII. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода
7.1. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу по перечню, определенному приказом Министерства, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и уровнем его нуждаемости в уходе.
7.2. При подборе социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному приказом Министерства, и определении условий их предоставления учитываются следующие параметры:
характер ухода - потребность в замещающих действиях (действия за гражданина, нуждающегося в уходе, не способного самостоятельно или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности), или ассистирующих действиях (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей, в том числе посредством мотивирования, инструктирования), или в их сочетании;
периодичность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение недели (от одного раза до нескольких раз);
интенсивность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение дня (от одного раза до нескольких раз);
продолжительность ухода - объем часов, требуемых для предоставления социальных услуг по уходу, в неделю и в день;
время предоставления ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение суток (в дневное время, в ночное время);
график предоставления социальных услуг по уходу (с учетом возможностей граждан, осуществляющих уход, из числа ближайшего окружения).
7.3. При определении оптимальных условий предоставления гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, рекомендуется исходить из приоритетности сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде (дома, в семье) и учитывать обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
7.4. Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному приказом Министерства, осуществляется по месту жительства или пребывания гражданина, нуждающегося в уходе.
7.5. В случае если при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному приказом Министерства, в форме социального обслуживания на дому не достигаются цели социального обслуживания, поскольку потребность гражданина, нуждающегося в уходе, превышает максимальный объем социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода (28 часов в неделю), и при этом гражданин отказывается от иных социальных услуг, предоставление которых будет способствовать его дальнейшему проживанию дома, гражданину предлагается стационарная форма социального обслуживания.
7.6. Срок предоставления гражданину, нуждающемуся в уходе, социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания при временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании ограничивается временем, необходимым для достижения целей социального обслуживания.
VIII. Социальный пакет долговременного ухода
8.1. Социальный пакет долговременного ухода предоставляется бесплатно в форме социального обслуживания на дому гражданам, которым установлен первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
8.2. Перечень социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, определяется приказом Министерства.
8.3. К социальным услугам по уходу, включаемым в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному приказом Министерства, направленным на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, на сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием, относятся:
социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку питания, включая приготовление или помощь при приготовлении и приеме пищи, кормление, соблюдение диеты, питьевого режима и прочее;
социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку личной гигиены, включая утренний и вечерний туалет, купание, переодевание, смену абсорбирующего белья и другие гигиенические процедуры по уходу за телом и прочее;
социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку мобильности, включая позиционирование, вертикализацию, передвижение и прочее;
социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку состояния здоровья, включая наблюдение за общим состоянием здоровья, выполнение назначений и рекомендаций врача, помощь при подготовке лекарственных препаратов и их приеме, ведение дневника ухода;
социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку социального функционирования гражданина, включая поддержку потребности в движении и общении, навыков, способствующих сохранению памяти, внимания, мышления.
8.4. Социальные услуги по уходу предоставляются в соответствии со стандартом социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - стандарт), утвержденным приказом Министерства.
8.5. Стандарт устанавливает для каждой социальной услуги по уходу алгоритм, объем, периодичность и условия ее предоставления, а также оценку результатов и показатели качества. Объем и периодичность предоставления социальных услуг по уходу могут быть изменены в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина, нуждающегося в уходе.
8.6. Объем социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - объем социального пакета долговременного ухода), по перечню, определенному приказом Министерства, определяется в соответствии с уровнем нуждаемости гражданина в уходе и измеряется в часах (минутах) в неделю.
8.7. При установлении у гражданина первого уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 14 часов в неделю (840 минут).
8.8. При установлении у гражданина второго уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 21 часа в неделю (1 260 минут).
8.9. При установлении у гражданина третьего уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 28 часов в неделю (1 680 минут).
8.10. Суммарное время, требуемое для предоставления всех социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - суммарное время), не может превышать предельный объем социального пакета долговременного ухода, установленный для каждого уровня нуждаемости в уходе.
8.11. В случае если суммарное время меньше объема социального пакета долговременного ухода, назначенного гражданину, то избыток времени используют для увеличения объема и периодичности предоставления самых трудоемких социальных услуг по уходу.
8.12. График предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному приказом Министерства, составляется по согласованию с гражданином, нуждающимся в уходе, или его законным представителем, а также с гражданином, осуществляющим уход (при наличии), и может составлять:
до 2 раз в день в течение 3 - 7 дней в неделю при наличии у гражданина первого и второго уровней нуждаемости в уходе;
до 3 раз в день в течение 5 - 7 дней в неделю при наличии у гражданина второго и третьего уровней нуждаемости в уходе.
8.13. Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному приказом Министерства, осуществляется в соответствии с порядком предоставления социальных услуг по уходу в форме социального обслуживания на дому, утвержденным приказом Министерства.
8.14. Социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному приказом Министерства, гражданину, нуждающемуся в уходе, предоставляются помощником по уходу, который является работником поставщика социальных услуг.
8.15. Помощник по уходу обязан:
соответствовать требованиям профессионального стандарта "Помощник по уходу";
пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу;
соблюдать принципы корпоративной этики и правила корпоративного поведения, утвержденные приказом Министерства.
8.16. Помощник по уходу представляет отчет о предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому (далее - отчет), форма которого утверждается приказом Министерства.
8.17. Отчет составляется по каждому гражданину, получающему социальный пакет долговременного ухода, один раз в месяц, его заполнение осуществляют все помощники по уходу, обеспечивающие предоставление социальных услуг по уходу.
8.18. Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого поставщиком социальных услуг, не может быть меньше объема, предусмотренного дополнением к индивидуальной программе.
8.19. Поставщик социальных услуг не может предоставлять иные социальные услуги взамен социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному приказом Министерства, предусмотренных дополнением к индивидуальной программе, установленной приказом Министерства.
IХ. Предоставление гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг и социального сопровождения
9.1. Гражданам, нуждающимся в уходе, которым назначен социальный пакет долговременного ухода, иные социальные услуги и социальное сопровождение предоставляются в форме социального обслуживания на дому в соответствии с их индивидуальной потребностью, на условиях, установленных статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг", приказом Министерства социального развития Пермского края от 04 ноября 2014 г. N СЭД-33-01-03-558 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщиками социальных услуг".
9.2. Содействие гражданам, нуждающимся в уходе, предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), осуществляется в соответствии с их индивидуальной потребностью в социальном обслуживании на условиях, установленных статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ.
9.3. К социальному сопровождению граждан, нуждающихся в уходе, относится деятельность по осуществлению содействия:
9.3.1. в предоставлении бесплатной медицинской помощи всех видов на дому или в медицинских организациях, включая:
специализированную, в том числе высокотехнологичную, а также паллиативную медицинскую помощь;
проведение диспансеризации, медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические), оздоровления;
диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;
проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации;
9.3.2. в бесплатном предоставлении необходимых лекарственных средств (для граждан, имеющих право на их получение);
9.3.3. в получении психологической, педагогической, юридической помощи;
9.3.4. в получении социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, включая меры социальной поддержки для граждан, имеющих право на их получение;
9.3.5. в получении услуг реабилитации и абилитации (для граждан, имеющих право на их получение).
X. Составление гражданам, нуждающимся в уходе, индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе
10.1. Индивидуальная программа - документ, составляемый в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
10.2. В индивидуальной программе указываются форма (формы) социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг согласно условиям, установленным статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ, и перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
10.3. Дополнение к индивидуальной программе - документ, составляемый для гражданина, которому при определении индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, установлен первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
10.4. В дополнении к индивидуальной программе указываются уровень нуждаемости гражданина в уходе, объем социального пакета долговременного ухода, условия его предоставления и перечень включенных в него социальных услуг по уходу. Форма дополнения к индивидуальной программе утверждается приказом Министерства.
10.5. Дополнение к индивидуальной программе по форме, утвержденной приказом Министерства, составляется экспертом по оценке нуждаемости и утверждается уполномоченной организацией, не являющейся поставщиком социальных услуг, в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в социальных услугах по уходу в сроки, предусмотренные правилами определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу.
10.6. Граждане, нуждающиеся в уходе, их законные представители имеют право на участие в составлении индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.
10.7. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе для гражданина или его законного представителя имеют рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
10.8. Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги их получателю в соответствии с индивидуальной программой, дополнением к индивидуальной программе по форме, утвержденной приказом Министерства, и условиями договора, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, на основании требований Федерального закона N 442-ФЗ.
10.9. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе пересматриваются центрами предоставления мер социальной поддержки и ТКЦ в зависимости от изменения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, но не реже одного раза в год.
10.10. Данные об индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика (наименования поставщиков) социальных услуг, реализующего (реализующих) индивидуальную программу) вносятся в регистр получателей социальных услуг, формирование и ведение которого осуществляет Министерство.
10.11. Данные о дополнении к индивидуальной программе по форме, утвержденной приказом Министерства (дата оформления и номер, наименование поставщика социальных услуг по уходу, реализующего дополнение к индивидуальной программе), вносятся в регистр получателей социальных услуг, формирование и ведение которого осуществляет Министерство.
XI. Заключение договора о социальном обслуживании
11.1. Социальное обслуживание предоставляется гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в соответствии с Федеральным законом N 442-ФЗ (далее - договор).
11.2. Форма договора о предоставлении социального обслуживания утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
11.3. В договоре в обязательном порядке указываются:
объем и перечень социальных услуг, определенных индивидуальной программой, предоставляемых на условиях, установленных статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ;
объем и перечень социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, определенных дополнением к индивидуальной программе, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому.
11.4. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе являются приложениями к договору.
11.5. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социального обслуживания, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
XII. Обеспечение функционирования системы долговременного ухода
12.1. Функционирование системы долговременного ухода в Пермском крае обеспечивается уполномоченными органами, уполномоченными организациями и их работниками.
12.2. Уполномоченные органы создают и развивают сеть организаций, предоставляющих гражданам, нуждающимся в уходе, социальные, медицинские, реабилитационные и абилитационные услуги.
12.3. Министерство формирует инфраструктуру организаций, обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода, включая создание:
12.3.1. РКЦ, основной целью которого является информационно-аналитическое обеспечение системы долговременного ухода в Пермском крае. Положение о РКЦ утверждается приказом Министерства;
12.3.2. ТКЦ, основной целью которого является обеспечение функционирования системы долговременного ухода на территории муниципальных образований Пермского края. Положение о ТКЦ утверждается приказом Министерства;
12.3.3. в организации, являющейся поставщиком социальных услуг:
пункта проката технических средств реабилитации (далее - пункт проката), основной целью которого является обеспечение предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, во временное пользование технических средств реабилитации. Положение о пункте проката утверждается приказом Министерства;
школы ухода, основной целью которой является обучение граждан, осуществляющих уход, практическим навыкам ухода. Положение о школе ухода утверждается приказом Министерства.
XIII. Межведомственное взаимодействие в системе долговременного ухода
13.1. Организация межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода в Пермском крае осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, утвержденного совместным приказом Министерства и Министерства здравоохранения Пермского края.
13.2. Регламент межведомственного взаимодействия устанавливает порядок деятельности участников системы долговременного ухода по выявлению граждан, нуждающихся в уходе, включению их в систему долговременного ухода и обслуживанию, в том числе порядок и формы взаимодействия, включая информационное взаимодействие между уполномоченными органами и организациями, иными органами и организациями Пермского края:
при выявлении граждан, потенциально нуждающихся в уходе;
при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании по правилам, утвержденным приказом Министерства, в том числе в социальных услугах по уходу;
при подборе гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
при предоставлении гражданам, нуждающимся в уходе, социального обслуживания, в том числе социальных услуг по уходу;
при госпитализации граждан, нуждающихся в уходе, в медицинскую организацию;
при подтверждении факта оказания гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в целях оплаты данных услуг поставщику социальных услуг.
Межведомственное взаимодействие участников системы долговременного ухода обеспечивается посредством ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе с использованием специализированного мобильного приложения для обмена информацией (при наличии).
XIV. Кадровое обеспечение системы долговременного ухода
14.1. В целях обеспечения функционирования в Пермском крае системы долговременного ухода осуществляется подготовка кадров.
14.2. Министерство организует обучение работников, участвующих в организации и оказании социальных услуг по уходу (помощники по уходу, организаторы ухода), а также обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода (эксперт по оценке нуждаемости, социальный координатор) по программам дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) (далее - профессиональные программы).
14.3. Реализация профессиональных программ по обучению экспертов по оценке нуждаемости, социальных координаторов, организаторов ухода и помощников по уходу осуществляется на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, в том числе медицинских образовательных организаций, а также иных организаций, имеющих соответствующие лицензии на реализацию профессиональных программ, материально-техническую учебную базу для проведения теоретических и практических занятий, преподавательский состав.
14.4. Обучение работников уполномоченных организаций по вопросам внедрения системы долговременного ухода осуществляется посредством организации и проведения региональных конференций, обучающих семинаров, тематических мастер-классов, межрегиональных мероприятий по обмену опытом, ознакомлению с лучшими международными практиками.
14.5. Социальный координатор является работником РКЦ и (или) ТКЦ, который обеспечивает взаимодействие работников медицинских и иных организаций, поставщиков социальных услуг с гражданином, нуждающимся в уходе, его ближайшим окружением, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному приказом Министерства.
14.6. Социальный координатор обязан:
соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере";
пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построения эффективного общения, разрешения конфликтных ситуаций, психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
соблюдать принципы корпоративной этики и правила корпоративного поведения, утвержденные приказом Министерства.
14.7. Деятельность социального координатора ТКЦ осуществляется во взаимодействии с социальным координатором РКЦ и организатором ухода.
14.8. Организатор ухода является руководителем структурного подразделения поставщика социальных услуг, который организует деятельность помощников по уходу и осуществляет контроль за предоставлением гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
14.9. Организатор ухода обязан:
соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Руководитель организации социального обслуживания", "Специалист по социальной работе";
пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построению эффективного общения, разрешению конфликтных ситуаций, психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
соблюдать принципы корпоративной этики и правила корпоративного поведения, утвержденные приказом Министерства.
XV. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода
15.1. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода осуществляется за счет:
15.1.1. средств бюджета Пермского края, предусмотренных:
на обеспечение деятельности организаций социального обслуживания;
на обеспечение граждан техническими средствами реабилитации в пунктах проката;
на обеспечение деятельности образовательных организаций (в части подготовки и повышения квалификации кадров в системе долговременного ухода);
на поддержку негосударственных организаций (в том числе за счет субсидий, грантов, компенсаций поставщикам социальных услуг);
15.1.2. средств системы обязательного медицинского страхования, предусмотренных на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи всех видов, включая специализированную (в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь), при проведении диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, на обеспечение лекарственными средствами (в части оказания медицинских услуг гражданам, нуждающимся в уходе, и обеспечения их лекарственными средствами);
15.1.3. средств федерального бюджета, предусмотренных:
на реализацию пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода;
на финансовое обеспечение программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания граждан;
на поддержку негосударственных проектов строительства организаций социального обслуживания нового типа, предоставляющих услуги в стационарной форме социального обслуживания;
на обеспечение граждан техническими средствами реабилитации, осуществление социальной реабилитации и абилитации;
15.1.4. дополнительных средств федерального бюджета на финансовое обеспечение предоставления социального пакета долговременного ухода;
15.1.5. средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ (в части получения социальных услуг, не включенных в социальный пакет долговременного ухода).
XVI. Контроль качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, и мониторинг функционирования системы долговременного ухода
16.1. Контроль качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, по перечню, определенному приказом Министерства, - система мероприятий, проводимых на постоянной основе в целях проверки результативности исполнения договора и дополнения к индивидуальной программе (включая исполнение помощником по уходу своих должностных обязанностей) Министерством, ТКЦ, поставщиком социальных услуг в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства.
16.2. Мониторинг функционирования системы долговременного ухода (далее - мониторинг) - система наблюдений, осуществляемых РКЦ и ТКЦ на постоянной основе посредством сбора, обобщения, анализа и систематизации информации в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства:
по выявлению граждан, потенциально нуждающихся в уходе;
по определению экспертом по оценке нуждаемости индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, в соответствии с правилами, утвержденными приказом Министерства;
по исполнению поставщиком социальных услуг дополнения к индивидуальной программе по форме, установленной приказом Министерства;
по получению и исполнению медицинских рекомендаций по организации ухода за гражданином, нуждающимся в уходе;
по обеспеченности техническими средствами реабилитации пунктов проката;
по организации в школах ухода обучения граждан, осуществляющих уход (из числа ближайшего окружения).
16.3. Мониторинг осуществляется с использованием ведомственной информационной системы.
XVII. Комплекс мероприятий Пермского края по внедрению системы долговременного ухода
17.1. Внедрение и развитие системы долговременного ухода в Пермском крае осуществляются посредством:
17.1.1. формирования на уровне Правительства Пермского края постоянно действующей межведомственной рабочей группы по внедрению системы долговременного ухода, утверждения регламента ее работы, полномочий и состава, включающего в том числе отраслевых экспертов;
17.1.2. проведения оценки имеющихся для внедрения системы долговременного ухода в Пермском крае демографических, инфраструктурных, кадровых, финансовых, материально-технических, административных и иных ресурсов с последующей разработкой мер по их увеличению;
17.1.3. разработки и утверждения региональной программы ("дорожной карты") по внедрению системы долговременного ухода (далее - региональная программа), включая определение ответственных исполнителей и источников финансирования мероприятий региональной программы;
17.1.4. разработки и утверждения целевых показателей внедрения системы долговременного ухода в Пермском крае;
17.1.5. разработки и утверждения нормативных правовых актов, регулирующих реализацию в Пермском крае системы долговременного ухода, в соответствии с настоящей системой;
17.1.6. определения и утверждения полномочий, прав и обязанностей уполномоченных органов, организаций и их работников в системе долговременного ухода;
17.1.7. разработки и утверждения регламента межведомственного взаимодействия, в том числе информационного взаимодействия, уполномоченных органов, организаций и их работников в рамках системы долговременного ухода;
17.1.8. организации подготовки работников, обеспечивающих организацию и оказание социальных услуг по уходу, а также функционирование системы долговременного ухода;
17.1.9. определения инфраструктуры системы долговременного ухода, включая создание регионального и территориальных координационных центров;
17.1.10. обеспечения материально-технической базы для создания пунктов проката, школ ухода, центров дневного пребывания;
17.1.11. отработки организационных моделей предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в зависимости от места жительства или места пребывания гражданина, нуждающегося в уходе (для городских и сельских жителей);
17.1.12. обеспечения контроля качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
17.1.13. обеспечения поддержки граждан, осуществляющих уход, путем организации их обучения в школах ухода;
17.1.14. привлечения добровольцев (волонтеров), представителей некоммерческих организаций к реализации региональной программы;
17.1.15. разработки документов, в том числе мобильных приложений, в которых фиксируется проведение работниками уполномоченных организаций работы с гражданином, нуждающимся в уходе, отражается динамика состояния его здоровья, результативность осуществляемого ухода и иные необходимые данные;
17.1.16. обеспечения межведомственной информационной поддержки системы долговременного ухода, включая информирование граждан;
17.1.17. разработки механизма получения Министерством, ТКЦ сведений о потенциальных получателях социальных услуг в системе долговременного ухода, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;
17.1.18. проведения мониторингов, формирования отчетности о функционировании в Пермском крае системы долговременного ухода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определена система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании.
Установлено, что расходы на реализацию мероприятий по созданию системы являются расходным обязательством Пермского края на 2023 год.
Главным распорядителем средств является Министерство социального развития Пермского края.
Постановление вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
Постановление Правительства Пермского края от 25 сентября 2023 г. N 706-п "Об установлении расходного обязательства и создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, на территории Пермского края"
Вступает в силу с 6 октября 2023 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Пермского края (https://www.permkrai.ru) 25 сентября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 25 сентября 2023 г. N 5900202309250003
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пермского края от 9 апреля 2024 г. N 208-п
Изменения вступают в силу с 20 апреля 2024 г.
Постановление Правительства Пермского края от 17 ноября 2023 г. N 896-п
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2023 г.