г. Краснодар |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А32-3174/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" (ИНН 2309136787, ОГРН 1132309004508) - Мальцева А.О. (доверенность от 17.10.2019), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2019 по делу N А32-3174/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент) с заявлением о признании незаконным отказа от 07.12.2018 N 29/11498-1 в выдаче разрешения на строительство.
Требования основаны на нормах Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), положениях Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и мотивированы тем, что департамент письмом от 07.12.2018 N 29/11498-1 незаконно отказал обществу в выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого дома. Отказ уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство объекта нарушает права (интересы) заявителя (как застройщика и собственника земельного участка) в предпринимательской сфере.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Суды установили, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0428016:381 с видом разрешенного использования "для многоэтажного жилищного строительства", расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Трудовой Славы, 29, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.02.2014 23-АМ N 556290. Общество 28.11.2018 обратилось в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, офисным зданием и автостоянкой по ул. Трудовой Славы, 29-29/1. Этап строительства 3. Многоэтажный жилой дом литера 3 со встроенно-пристроенными помещениями". Письмом от 07.12.2018 N 29/11498-1 департамент отказал в выдаче разрешения на строительство, указав следующее. Проектной документацией не предусмотрен подраздел проектной документации "Сети ливневой канализации". Проектом организации строительства не предусмотрен стройгенплан. Экспертизой проектной документации от 13.10.2017 N 23-2-1-3-0080-17 не учтены представленные технические условия на водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, сети связи. Расчетные показатели площадок для занятий физкультурой и спортом, для игр детей дошкольного и младшего возраста, для отдыха взрослого населения, для хозяйственных целей и выгула собак не соответствует нормативным показателям, предусмотренным СП 42.13330 СНИП 2.07.01-89* Градостроительство. В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 (далее - решение от 26.01.2012 N 25) земельный участок с кадастровым номером находится в зоне рекреационного назначения (РЗ), не предусматривающей возможности возведения жилой застройки. Полагая, что отказ департамента в выдаче разрешения на строительство объекта незаконен и нарушает права (интересы) общества, последнее оспорило его в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 9, 18, 23, 31, 34 36, 51 Градостроительного кодекса, статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 85 Земельного кодекса. Суды установили, что согласно карте (схеме) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением от 26.01.2012 N 25, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0428016:381 расположен в зоне рекреационного назначения (РЗ), не предусматривающей возможности размещения жилой застройки. Согласно требованиям градостроительного плана земельного участка от 06.11.2013 N RU23306000-00000000003379, предусмотренным пунктом 2.2, необходима корректировка генерального плана муниципального образования город Краснодар в установленном порядке, в связи с размещением земельного участка в зоне рекреационного назначения. Несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017). Доводы общества о выдаче ему градостроительного плана, позволяющего проведение работ по строительству многоквартирного дома на земельном участке, а также, что Правилами землепользования и застройки строительство многоэтажных жилых домов на данном участке допускается, не приняты апелляционным судом. Разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дает застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. При этом из системного толкования норм части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса следует принцип первичности генерального плана поселения, городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития. Градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в котором указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Градостроительный план земельного участка не является нормативным актом, как правила землепользования и застройки, или документом градостроительного регулирования, как генеральный план. Генеральный план муниципального образования город Краснодар, утвержденный решением от 26.01.2012 N 25, является нормативным актом, то есть документом, имеющим большую юридическую силу по отношению к градостроительному плану земельного участка. Генеральные планы городских и сельских поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований, которые являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. В силу положений земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности при принятии решения о выдаче разрешения на строительство департамент обязан установить соответствие проектной документации объекта строительства актуальным требованиям градостроительного плана земельного участка, проекту планировки территории и проекту межевания территории. Отклонен судом апелляционной инстанции и довод общества о том, что в апреле 2019 года в генеральный план муниципального образования город Краснодар внесены изменения, в том числе в части изменения зоны, в которой располагается спорный земельный участок. Законность оспариваемого заявителем решения проверяется арбитражным судом на момент его принятия с учетом действовавшего на этот период законодательства. Ссылка общества на то, что территориальное зонирование участка с кадастровым номером 23:43:0428016:381 не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, поэтому Генеральный план муниципального образования город Краснодар в этой части принят в нарушение действующего законодательства, признана несостоятельной. В рассматриваемом случае вопрос о правомерности положений Генерального плана муниципального образования город Краснодар не входит в предмет рассмотрения заявленных требований. Кроме того, установив наличие расхождений между положениями Генерального плана муниципального образования город Краснодар и Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар городская Дума Краснодара решением от 16.11.2017 N 43 п. 11 "О приостановлении действия решения городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" в отношении отдельных земельных участков" приостановила действие Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в части установленных градостроительными регламентами видов разрешенного использования земельных участков в отношении земельных участков, территориальное зонирование которых установлено после вступления в силу решения от 26.01.2012 N 25 (03.02.2012) и которое не соответствуют функциональному зонированию, установленному Генеральным планом муниципального образования город Краснодар в отношении следующих функциональных зон: зон особо охраняемых территорий, зон рекреационного назначения, зон специального назначения, производственных зон, зон транспортной инфраструктуры, зон сельскохозяйственного назначения и зон планируемого размещения объектов местного значения. Приостановление действия Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в соответствии с абзацем первым настоящего пункта применяется к земельным участкам, в отношении которых не утверждена документация по планировке территории. Довод о том, что из документов территориального планирования не следует невозможность строительства многоквартирного дома в указанных зонах, судом апелляционной инстанции отклонен. Согласно Генеральному плану муниципального образования город Краснодар в редакции, действующей на момент выдачи оспариваемого отказа, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0428016:381 относился к зоне рекреационного назначения (РЗ). Согласно Правилам землепользовании и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6, строительство многоквартирных домов в зоне рекреационного назначения не предусмотрено. Довод о том, что из карты (схемы) функционального зонирования приложения к Генеральному плану муниципального образования город Краснодар невозможно установить, к какой зоне относится земельный участок, принадлежащий обществу, ввиду того, что в условных обозначениях на (карте схеме) функционального зонирования зона, в которой находится земельный участок с кадастровым номером 23:43:0428016:381, не обозначена и не имеет совпадений по обозначениям (по цветовой гамме и знакам, выделяющим зону, в которой находится указанный участок), не принят судом как противоречащий материалам дела. Из представленной в материалы дела выкопировке из Генерального плана муниципального образования город Краснодар следует, что часть земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:381 расположена в зоне рекреационного назначения и выделена зеленым цветом. Исходя из установленных обстоятельств, судебные инстанции не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований.
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Земельный участок общества расположен в двух функциональных зонах, указанное обстоятельство судами при разрешении спора не исследовалось, что является грубым нарушением норм процессуального права. В связи с указанным обстоятельством суды должны были руководствоваться Правилами землепользования и застройки, согласно которым участок общества находится в одной функциональной зоне Ж.2 - зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Таким образом, правовой режим использования земельного участка, определенный градостроительными регламентами (Правилами землепользования и застройки), а также подтвержденный свидетельством о праве собственности 23 АМ 556290 и градостроительным планом от 06.11.2013 N Р11 23306000-00000000003379 позволяет строительство многоэтажных жилых домов на земельном участке, принадлежащем заявителю. Судом апелляционной инстанции не рассмотрен довод общества о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0428016:381 поставлен на кадастровый учет в 2007 году, то есть до утверждения Генерального плана муниципального образования город Краснодар. Следовательно, положения указанного документа территориального планирования не могут применяться к данному земельному участку. При этом утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса). В силу Правил землепользования и застройки в общественно-деловой зоне местного значения (ОД.2) одним из видов условно разрешенного использования является многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). Указанный условный вид разрешенного использования, разрешает размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенных на двадцать и более квартир). Расположение земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:381 в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением от 26.01.2012 N 25, в зоне рекреационного назначения (РЗ), не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В этой связи вывод судебных инстанций о том, что правовой режим использования земельного участка не допускает строительство на нем жилого многоквартирного дома, незаконен. В силу статей 34, 36 Градостроительного кодекса Правила землепользования и застройки являются градостроительным регламентом, фактически определяющим правовой режим использования земельного участка. Кроме того, отказ в выдаче разрешения на строительство незаконен, поскольку заявитель является собственником земельного участка, право собственности которого не оспорено. В порядке, установленном действующим земельным законодательством, принадлежащий обществу земельный участок не изымался. Поэтому отсутствуют основания для запрета в осуществлении обществом строительства на принадлежащего ему на праве собственности земельном участке. Отказ в выдаче разрешения на строительство означает ограничение права собственника земельного участка в отсутствие к этому законных оснований. Общество не обязано было требовать внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Краснодара. Заявителем представлены все необходимые документы для выдачи разрешения на строительство, установленные статьей 51 Градостроительного кодекса. Разработанная экспертная документация соответствует всем требования действующего законодательства, что подтверждается положительным экспертным заключением. Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Отказ департамента не содержит таких оснований, поэтому является незаконным. Вывод апелляционного суда о том, что в силу положений земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности при принятии решения о выдаче разрешения на строительство департамент обязан был установить соответствие проектной документации объекта строительства актуальным требованиям градостроительного плана земельного участка, проекту планировки территории и проекту межевания территории нельзя признать обоснованным. Генеральный план муниципального образования город Краснодара не является документом территориального планирования и не относится ни к проекту планировки территории, ни к проекту межевания территории. Следовательно, отказ в выдаче разрешения на строительство, мотивированный несоответствием правового режима использования земельного участка содержанию Генерального плана муниципального образования город Краснодар, является незаконным и необоснованным.
От департамента отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Департамент, извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечил.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 23:43:0428016:381 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.02.2014 23-АМ N 556290). Данный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Трудовой Славы, 29, имеет вид разрешенного использования - для многоэтажного жилищного строительства.
Общество 28.11.2018 обратилось в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлениями о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, офисным зданием и автостоянкой по ул. Трудовой Славы, 29-29/1. Этап строительства 3. Многоэтажный жилой дом литера 3 со встроенно-пристроенными помещениями".
Письмом от 07.12.2018 N 29/11498-1 департамент отказал в выдаче разрешения на строительство, указав следующее. Представленной проектной документацией не предусмотрен подраздел проектной документации "Сети ливневой канализации". Проектом организации строительства не предусмотрен стройгенплан. Экспертизой проектной документации от 13.10.2017 N 23-2-1-3-0080-17 не учтены представленные технические условия на водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, сети связи. Расчетные показатели площадок для занятий физкультурой и спортом, для игр детей дошкольного и младшего возраста, для отдыха взрослого населения, для хозяйственных целей и выгула собак не соответствует нормативным показателям, предусмотренным СП 42.13330 СНИП 2.07.01-89* Градостроительство. В соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением от 26.01.2012 N 25, земельный участок находится в зоне рекреационного назначения (РЗ), не предусматривающей возможности строительства жилой застройки.
Ссылаясь на незаконность отказа департамента в выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого дома, нарушающего права (интересы) общества (как застройщика и собственника земельного участка), заявитель оспорил данное решение в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
По смыслу норм статей 198, 200 и 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия), принятых органами, осуществляющими публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, закрепленных в статье 2 Градостроительного кодекса. К числу таких принципов относятся: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункты 1, 4).
Выдача разрешений на строительство, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений (подпункт 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса, подпункт 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. При этом прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 6.1 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, к которому прилагаются документы, указанные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня получения заявления: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 по делу N 310-КГ17-15291 приведена следующая правовая позиция. По смыслу пункта 4 статьи 2 и части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса при выдаче разрешения на строительство подлежит установлению допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Задачами планирования развития территорий являются, в том числе установление функциональных зон, определение планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (статья 9 Градостроительного кодекса).
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования.
Генеральный план является документом территориального планирования поселений и городских округов (пункты 2, 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса).
Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса).
Функциональные зоны устанавливаются документами территориального планирования, в которых определяются их границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Градостроительный кодекс не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане поселения или городского округа в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем. Подготовка генерального плана поселения или городского округа направлена не только на отражение существующей территории, но и на планируемое развитие этой территории.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности. Приведенные разъяснения содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017.
По результатам исследования представленных в дело доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что принадлежащий обществу земельный участок с кадастровым номером 23:43:0428016:381, на котором предполагается возведение многоквартирного жилого дома, находится в зоне рекреационного назначения (РЗ). В градостроительном плане от 06.11.2013 N Р11 23306000-00000000003379 также отражено, что данный земельный участок размещен в зоне рекреационного назначения в соответствии с решением от 26.01.2012 N 25. В соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, действовавшим в период принятия департаментом оспариваемого обществом отказа в выдаче разрешения на строительство, земельный участок относился к зоне рекреационного назначения (РЗ), в которой размещение жилой застройки не предусматривалось. С учетом установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии (недоказанности) совокупности оснований для признания оспариваемого обществом решения незаконным, которое не противоречит нормам Градостроительного кодекса.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Общество в кассационной жалобе приводит доводы о том, что является законным собственником земельного участка, который у него не изымался. Отказ в выдаче разрешения на строительство означает ограничение права собственника земельного участка в отсутствие к этому законных оснований. Заявителем представлены все необходимые документы для выдачи разрешения на строительство, а отказ департамента не содержит оснований для отказа в выдаче разрешения, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса. Данные доводы окружным судом не принимаются, поскольку при выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган обязан проверить допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Не принимаются и доводы жалобы о нахождении земельного участка общества в двух функциональных зонах, что влечет применение к спорным отношениям Правил землепользования и застройки, согласно которым участок находится в одной функциональной зоне Ж.2 - зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Заявитель полагает, что частичное расположение земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:381 в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением от 26.01.2012 N 25, в зоне рекреационного назначения (РЗ), не может служить основанием для отказа в выдаче обществу разрешения на строительство. Положениями Градостроительного кодекса закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности. Установленная в Генеральном плане муниципального образования город Краснодар (нормативном акте, определяющем стратегию развития территории) применительно к земельному участку с кадастровым номером 23:43:0428016:381 зона функционального использования не могла не учитываться уполномоченным органом при решении вопроса о возможности строительства на данном участке капитальных объектов.
Общество также приводит довод о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2007 году, то есть до утверждения решением от 26.01.2012 N 25 Генерального плана муниципального образования город Краснодар. Это, по мнению заявителя, исключает применение указанного документа к спорным правоотношениям и позволяет возводить на данном участке многоквартирный жилой дом. Однако ранее данный участок имел вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Вид разрешенного использования - для многоэтажного жилищного строительства - установлен в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:381 по заявлению прежнего собственника (гражданки Столяровой О.В.) приказом департамента от 05.10.2012 N 889, то уже после утверждения Генерального плана муниципального образования город Краснодар решением от 26.01.2012 N 25.
Довод жалобы общества о том, что Генеральный план муниципального образования город Краснодара не является документом территориального планирования, ошибочен (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса). Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не влияют на правомерность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества. Эти доводы не опровергают обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства. Несогласие застройщика с судебными выводами не может служить основанием, достаточным для отмены решения и апелляционного постановления.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 23.10.2019 N 2254).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2019 по делу N А32-3174/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не принимаются и доводы жалобы о нахождении земельного участка общества в двух функциональных зонах, что влечет применение к спорным отношениям Правил землепользования и застройки, согласно которым участок находится в одной функциональной зоне Ж.2 - зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Заявитель полагает, что частичное расположение земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:381 в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением от 26.01.2012 N 25, в зоне рекреационного назначения (РЗ), не может служить основанием для отказа в выдаче обществу разрешения на строительство. Положениями Градостроительного кодекса закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности. Установленная в Генеральном плане муниципального образования город Краснодар (нормативном акте, определяющем стратегию развития территории) применительно к земельному участку с кадастровым номером 23:43:0428016:381 зона функционального использования не могла не учитываться уполномоченным органом при решении вопроса о возможности строительства на данном участке капитальных объектов.
...
Довод жалобы общества о том, что Генеральный план муниципального образования город Краснодара не является документом территориального планирования, ошибочен (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса). Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не влияют на правомерность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества. Эти доводы не опровергают обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства. Несогласие застройщика с судебными выводами не может служить основанием, достаточным для отмены решения и апелляционного постановления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2019 г. N Ф08-10888/19 по делу N А32-3174/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10888/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10888/19
19.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14802/19
03.07.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-3174/19