г. Краснодар |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А53-5399/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - товарищества собственников жилья "Московская 292" (ИНН 6140028744, ОГРН 1096188000303) - Полуэктова Д.А. и Катыревой Т.Б. (доверенности от 16.02.2019), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Экоград-Н" (ИНН 6150074556, ОГРН 1136183002988), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Московская 292" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019 по делу N А53-5399/2019, установил следующее.
ТСЖ "Московская 292" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Экоград-Н" (далее - общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, изложив пункты 2.1, 3.1, 3.2, 3.8, 5.3 (подпункты "в" и "г"), 6.1 в редакции истца и исключив пункт 3.7 договора.
Решением от 19.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.08.2019, иск удовлетворен частично, исключен пункт 3.7 договора. Суды признали обоснованной и не противоречащей нормам действующего законодательства предложенную ответчиком редакцию пунктов 2.1, 3.1, 3.2, 3.8, 5.3, 6.1 договора.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, предложенная истцом редакция спорных пунктов договора не противоречит нормам действующего законодательства. Истец указывает, что многоквартирный дом оборудован мусоропроводами; контейнеры для сбора ТКО расположены в мусороприемных камерах; на придомовой территории контейнерная площадка отсутствует; товариществом заключен договор на прием вторичного сырья (пластик, картон, стекло). Товарищество полагает, что коммерческий учет ТКО должен производиться исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Пробелы в законодательстве влекут нарушение прав граждан на получение услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в необходимом объеме. Пункт 8(10) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, нарушает принцип свободы договора и равноправия участников гражданских правоотношений.
Общество представило письменный отзыв, в котором просило оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, товарищество направило обществу проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный проект обществом не подписан, при этом товариществу направлен новый проект договора в редакции ответчика (от 24.12.2018 N 12/АЗ/ТСЖ). Проект договора, направленный ответчиком, подписан истцом с протоколом разногласий; направленный обществом протокол согласования разногласий товариществом не подписан; разногласия по пунктам 2.1, 3.1, 3.2, 3.7, 3.8, 5.3, 6.1 договора от 24.12.2018 N 12/АЗ/ТСЖ сторонами не урегулированы.
Наличие разногласий по условиям договора привело к судебному спору.
В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В зоне деятельности истца ответчик является региональным оператором.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 24.6 и 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Между сторонами возникли разногласия относительно порядка учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Товарищество полагает, что коммерческий учет ТКО должен производиться исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Истец указывает, что многоквартирный дом оборудован мусоропроводами; контейнеры для сбора ТКО расположены в мусороприемных камерах; на придомовой территории контейнерная площадка отсутствует; товариществом заключен договор на прием вторичного сырья (пластик, картон, стекло). Условия договора, изложенные ответчиком, предполагают определение платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из норматива накопления ТКО и количества лиц, проживающих в помещениях.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации; в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО; нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
С учетом положений жилищного законодательства, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.
В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области. Согласно данному постановлению норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Ростова-на-Дону для многоквартирных домов составляет 517,44 кг на человека в год.
Согласно положениям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах N 354.
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области, утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 12.04.2017 N 276.
Раздельное накопление твердых коммунальных отходов предусматривает разделение твердых коммунальных отходов потребителями по установленным видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Доказательств фактического выполнения товариществом разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в подтверждение своих доводов и возражений доказательства, суды пришли к выводу о необходимости производить расчеты в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 - исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема (пункты 2.1, 3.1, 6.1, подпункт "в" пункта 5.3 договора); пункт 3.2 договора, в редакции ответчика, соответствует условиям типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (пункт 6), и положениям статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации; порядок перерасчета стоимости услуг, изложенный ответчиком в пункте 3.8 договора соответствует положениям Правил N 354; Правила N 505 не регламентируют порядок перерасчета коммунальных услуг. Пункт 3.7 договора, касающийся очередности распределения поступивших от товарищества денежных средств, исключен.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому подлежат отклонению.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019 по делу N А53-5399/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в подтверждение своих доводов и возражений доказательства, суды пришли к выводу о необходимости производить расчеты в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 - исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема (пункты 2.1, 3.1, 6.1, подпункт "в" пункта 5.3 договора); пункт 3.2 договора, в редакции ответчика, соответствует условиям типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (пункт 6), и положениям статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации; порядок перерасчета стоимости услуг, изложенный ответчиком в пункте 3.8 договора соответствует положениям Правил N 354; Правила N 505 не регламентируют порядок перерасчета коммунальных услуг. Пункт 3.7 договора, касающийся очередности распределения поступивших от товарищества денежных средств, исключен."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 декабря 2019 г. N Ф08-10762/19 по делу N А53-5399/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10762/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10762/19
20.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12529/19
19.06.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-5399/19