город Ростов-на-Дону |
|
20 августа 2019 г. |
дело N А53-5399/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: Катырева Т.Б. по доверенности от 18.02.2019, Полуэктов Д.А., по доверенности от 18.02.2019;
от ответчика: Топилина Н.Ю. по доверенности от 18.03.2019, Гребенюк А.И., по доверенности от 18.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "Московская 292"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2019 по делу N А53-5399/2019
по иску товарищества собственников жилья "Московская 292"
к обществу с ограниченной ответственностью "Экоград-Н"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
принятое судьей Корниенко А.В.,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Московская 292" (далее - истец, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Экоград-Н" (далее - ответчик, общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Представитель истца в судебное заседание явился, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, в соответствии с которыми просил суд считать договор N 12/АЗ/ТСЖ от 24.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным на следующих условиях:
пункт 2.1. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение законодательством Российской Федерации, а потребитель - ТСЖ обязуемся оплачивать услуги регионального оператора по цене и согласно объёма, определенным! i условиями данного договора. (Правила коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, ст. 5 а);
пункт 3.1. Под расчетным периодом по настоящему договору понимаемся один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Ростовской области единого тарифа на услугу Регионального оператора, с учетом количества и согласно объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления. Размер ежемесячной платы по договору указан в приложении N 1 к настоящему договору. (Правила коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, ст. 5а) (ЖК РФ ст. 157);
пункт 3.2. Потребитель - ТСЖ оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления на расчетный счёт (внесения в кассу) Регионального оператора денежных средств в размере ежемесячной оплаты. Расчёт ежемесячной платы по договору производится согласно Акта оказанных услуг (выполненных работ), счета и счёт-фактуры, направленных Региональным оператором в адрес потребителя согласно приложения 2 к настоящему договору;
пункт 3.7. Исключить.
пункт 3.8. Перерасчет стоимости услуг по обращению с ТКО по настоящему договору, производится в соответствии с Постановлением правительства N 354 и с Правилами коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов N 505;
пункт 5.3. Потребитель - ТСЖ обязан:
в) обеспечить организацию места первичного сбора отходов с учетом санитарных и технических норм, согласовать его с региональным оператором, обеспечить приобретение контейнера (ов) и установку их на контейнерной площадке и производить складирование ТКО в технически исправный (ые) контейнер (ры);
м) в течение 5 (пяти) рабочих дней уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его получение адресатом, обо всех изменениях, влияющих на оплату услуг по обращению с ТКО.
Остальные подпункты п. 5.3 Договора оставить без изменений.
Пункт 6.1. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчётным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 124)).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2019 исковые требования удовлетворены частично. Суд решил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.12.2018 N 12/АЗ/ТСЖ считать заключенным на следующих условиях: "исключить пункт 3.7: "При наличии у потребителя - ТСЖ задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО по настоящему договору региональный оператор вправе в одностороннем порядке изменить очередность распределения денежных средств, поступающих от потребителя, независимо от назначения платежа, указанного в платежном документе". В остальной части отказано.
ТСЖ обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить, удовлетворив требования в полном объёме.
В обоснование жалобы истец приводит следующие доводы:
- формула расчёта стоимости платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО применима к истцу как исполнителю коммунальной услуги, а не к ответчику, что не принято судом во внимание;
- проект типового договора, разработанный постановлением Правительства РФ N 1156 не должен противоречить положениям Гражданского кодекса Российской Федерации с учётом того, что у истца имеются все виды благоустройства, в услугах в предложенном ответчиком объёме истец не нуждается.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.
Представители ответчика просили решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, истец - товарищество собственников жилья "Московская 292" образовано решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 292 по ул. Московская города Азова Ростовской области согласно протоколу N 3 от 22.05.20019. - т.1, л.д. 9-28.
С 01.10.2018 в городе Азове приступил к работе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в лице ООО "Экоград-Н".
При заключении договора N 12/ЛЗ/ТСЖ от 24.12.2018 по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами между обществом с ограниченной ответственностью "ЭКОГРАД-Н" и товариществом собственников жилья "МОСКОВСКАЯ 292" возникли разногласия.
Направленный истцом 10.12.2018 с письмом N 17 проект договора ответчиком рассмотрен не был ( т.1, л.д.29-38), при этом в адрес истца 27.12.2018 ответчик направил два экземпляра проекта договора, направленного истцом ранее, и два экземпляра своего проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - т.1, л.д. 39-46.
Истцом был рассмотрен проект договора N 12/ЛЗ/ТСЖ от 24.12.2018, данный проект договора подписан истцом с протоколом разногласий и 10.01.2019 сопроводительным письмом направлен в адрес ответчика -т.1, л.д.47-51.
Ответчиком протокол разногласий к договору N 12/ЛЗ/ТСЖ от 24.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами согласован не был, в связи с чем, 30.01.2019 истец направил в адрес ответчика требование (досудебную претензию ) о необходимости согласовать условия - т.1, л.д.52.
Однако ни договор, ни протокол разногласий со стороны ответчика подписан не был.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 12/ЛЗ/ТСЖ от 24.12.2018.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме).
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу статей 1, 2, 3, 4.1, 9, 12, 13.2 - 17, 18, 19, 20, 21, 24.8 - 24.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями) принципами государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Социальной значимостью территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами предопределены требования федерального законодателя к составу и содержанию этого документа при его разработке.
Согласно статье 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ территориальная схема в области обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования; на разработчике территориальной схемы лежит обязанность включать в нее качественные и количественные данные, характеризующие деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, а именно данные: о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из этого исходит и Правительство Российской Федерации, утверждая постановлением от 22 сентября 2018 года N 1130 Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем (далее - Правила).
Согласно частям 2, 4 статьи 24.10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Субъектами Российской Федерации во исполнение постановления правительства Российской Федерации 04.04.2016 N 269 разработаны нормативы накопления ТКО. На территории Ростовской области нормативы накопления ТКО утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2.
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Методические указания приняты во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления" содержащего обязательные требования.
Согласно пункту 4 Правил N 269 нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил N 269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил N 269.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил N 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Согласно пункту 11 Правил N 269 замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Пунктом 6 ст. 23 Федерального закона N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 29.12.2014 установлено, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Действующим законодательством не предусмотрен расчетный метод определения количества твердых коммунальных отходов.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 31.01.2012 N 11657/11, от 21.02.2012 N 2360/11, разрешение спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Так, норма п. 4 ст. 445 ГК РФ, корреспондирующая с положениями п. 1 ст. 421 ГК РФ, устанавливает, что если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 38 Постановления N 49 Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора" от 25.12.2018, а именно: требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор.
Согласно п. 8 (11) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016, N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части не противоречащей законодательству РФ.
В п. 8 (12) Правил N 1156 указано, что в случае не исполнения потребителем указанного требования, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Кроме того, договор с региональным оператором также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными ст. 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016, N 1156, что следует из п. 5 ст. 24.7 Закона об отходах.
Таким образом, поскольку протокол разногласий и протокол согласования разногласий не могли быть подписаны обществом (региональным оператором), истец не исполнил императивные требования Правил N 1156 и на этом основании договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора, в том числе и в отношении спорных пунктов.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Под конклюдентными действиями, понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса).
Согласно статье 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому, а также представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами, в том числе, решать вопросы пользования указанным имуществом, а также предоставлять коммунальные услуги гражданам, проживающим в таком доме.
Таким образом, обязанностью ТСЖ является, в том числе, заключение договоров с региональным оператором по организации коммунальной услуги по обращению с ТБО.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Закона об отходах, п. 5 и 7 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016, N 1156, как в редакции, действующей с 25.11.2016 по 01.10.2018, так и в последующих редакциях.
В этой связи довод апеллянта о заключении договора ТСЖ с иными организациями по утилизации - покупке вторсырья (договор от 30.04.2019 - т.1, л.д.133-135) не ограничивает его прав на свободу договора по Гражданскому кодексу Российской Федерации, однако не освобождает от обязанности заключить договор с ответчиком, ввиду того, что единственным региональным оператором в городе Азове является ответчик.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2019 по делу N А53-5399/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5399/2019
Истец: ТСЖ "Московская, 292"
Ответчик: ООО "ЭКОГРАД-Н"
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10762/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10762/19
20.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12529/19
19.06.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-5399/19