г. Краснодар |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А32-10880/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Герасименко А.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Боткова Р.А. - Беловой С.Л. (доверенность от 15.02.2019), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Довлатова А.Н. (доверенность от 29.07.2019), от третьего лица - администрации муниципального образования город Армавир - Тонкошкуровой Е.Ю. (доверенность от 22.12.2018), в отсутствие в судебном заседании третьего лица - Юриной М.Р., извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу N А32-10880/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Ботков Р.А. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) с заявлением о признании недействительным решения комиссии от 19.02.2019 N 54-Т/2019 по жалобе предпринимателя на действия администрации муниципального образования г. Армавир (далее - администрация) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены администрация и Юрина М.Р.
Решением суда от 04.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.10.2019, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое решение управления противоречит положениям законодательства, нарушает права предпринимателя и влечет неблагоприятные юридические последствия, как для собственника нестационарного торгового объекта, так и для предпринимателя, извлекающего прибыль от деятельности указанного объекта.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, Ботков Р.А. приводит в своей жалобе доводы, касающиеся порядка проведения торгов в отношении земельных участков, предусмотренных статьями 39.11 - 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, в то время как предметом обжалуемых торгов является право на заключение договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена. При этом Ботков Р.А. не является собственником спорного помещения и не имел права размещать нестационарный торговый объект на спорной территории, в связи с чем его права не были нарушены.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, представитель администрации просил жалобу удовлетворить, представитель предпринимателя просил в удовлетворении жалобы отказать.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление в порядке, утвержденном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрело жалобу предпринимателя на действия организатора торгов - администрации при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена (извещение опубликовано на сайте www.armawir.ru). По результатам рассмотрения жалобы управление признало ее необоснованной.
Предприниматель, не согласившись с решением управления, обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Суды установили, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Указанным Законом предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок. На основании части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение таких объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения. Таким образом, с 01.03.2015 включение нестационарных торговых объектов в схему регулируется специальными нормами законодательства и не связано со сроками действия договоров аренды на земельные участки, на которых данные объекты размещены.
Постановлением администрации от 27.05.2015 N 1363 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственности или муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Армавир (далее - Схема), в пункте 36 которой указано, что место для размещения нестационарного торгового объекта имеет адресный ориентир: г. Армавир ул. Новороссийская д. 129, корп. 131.
Суды установили, что 25.10.2001 актом приемочной комиссии администрации, утвержденным постановлением главы города от 06.04.2000 N 322, произведен осмотр нестационарного торгового объекта, установленного на земельном участке по адресу: г. Армавир ул. Новороссийская д. 129-131, основанием для установки которого послужили постановление главы города от 26.04.1999 N 183-р "О разрешении гр. Ульяновской Е.В. реконструкции установленных по ул. Новороссийской д. 129-131 торговых рядов под торговый павильон"; документ, удостоверяющий право на земельный участок, договор аренды земельного участка N 881-к от 14.12.2000; свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АА N 216939; технические условия инженерных служб города; 1 ОГПС - от 25.12.2000 N 568; заключение СЭН от 19.12.2000 N 171; УЖКХ от 24.01.2001 N 224; проект, разработанный МУ "Управление архитектуры и градостроительства" в 2000 году. Согласно заключению комиссии нестационарный торговый объект принят в эксплуатацию. К указанному акту прилагается План земельного участка, переданного в аренду от предыдущего собственника - Ульяновской Е.В.
В соответствии с приложением к акту "Фрагмент из адресного плана г. Армавира", фактическое нахождение - адрес данного нестационарного торгового объекта согласован геолого-геодезической службой г. Армавира. В соответствии с актом проекта границ (схеме расположения), рассматриваемый объект площадью 38 кв. м расположен по адресу: г. Армавир ул. Новороссийская д. 129-131 и включен в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Армавир.
На основании постановления администрации от 19.11.2012 N 3832 земельный участок, расположенный по адресу: г. Армавир ул. Новороссийская д. 129-131, под установленным нестационарным торговым объектом, предоставлен в аренду Ульяновскому П.П. и на него возложена обязанность по заключению договора аренды указанного земельного участка. Администрация и Ульяновский П.П. заключили договор аренды от 19.11.2012 N 3800007377 спорного земельного участка со сроком до 20.06.2018. По договору купли-продажи от 02.09.2013 Ульяновский П.П. продал указанный павильон Боткову Р.А. и 28.11.2013 дополнительным соглашением к договору аренды от 19.11.2012 N 3800007377, арендатор Ульяновский П.П. заменен на Боткова Р.А.
Администрация 14.08.2017 в адрес Боткова Р.А. направила уведомление исх. N 30-15/4925 об отказе пролонгировать договор аренды после его прекращения 20.06.2018, ввиду изменений в Земельном кодексе Российской Федерации. После истечения срока действия договора арендатор продолжил пользоваться предоставленным ранее земельным участком на прежних условиях, на основании ранее действующей схемы размещения нестационарного торгового объекта, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в новой редакции с 01.03.2015.
Суды указали, что право хозяйствующих субъектов осуществлять торговлю в нестационарных торговых объектах, размещенных или размещаемых на основании разрешения органов местного самоуправления до утверждения схемы, гарантируется и не может быть прекращено в связи с тем, что место размещения нестационарного торгового объекта не включено в схему. При этом суды исходили из того, что спорный нестационарный торговый объект не включен в схему, поскольку в пункте 36 схемы указано, что место для размещения нестационарного торгового объекта имеет адресный ориентир: г. Армавир ул. Новороссийская д. 129, корп. 131, а не г. Армавир ул. Новороссийская д. 129-131.
Между тем суды не учли следующее.
Согласно пункту 3.7. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.11.2014 N 1249 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края" Схема утверждается муниципальным правовым актом, который подлежит обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципального правового акта, а также размещается на официальном сайте местной администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 10 календарных дней после утверждения.
Схема утверждена постановлением администрации от 27.05.2015 N 1363 и опубликована в установленном порядке.
При этом предприниматель заблаговременно (14.08.2017) уведомлен о расторжении с ним договора аренды и включении в пункт 36 Схемы адреса размещения нестационарного торгового объекта (т. 1, л. д. 77 - 78). При указанных обстоятельствах довод предпринимателя о том, что ему стало известно о проведенных администрацией открытых торгах на право заключения договора размещения нестационарного торгового объекта только при обращении к нему Юриной М.Р. 31.01.2019 не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В указанном уведомлении об отказе от договора аренды земельного участка администрация проинформировала предпринимателя о том, что постановлением администрации от 20.05.2015 N 1308 "Об утверждении Порядка проведения торгов на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена" установлены порядок проведения торгов на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта и порядок заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена. Таким образом, после публикации соответствующего извещения о проведении торгов на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта, предприниматель вправе представить в Управление имущественных отношений администрации лично или через представителя в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку установленной формы и прилагаемые к ней документы.
Таким образом, ввиду истечения срока договора аренды, утверждения Схемы и доведения ее до сведения предпринимателя, администрация не нарушила права предпринимателя. Данная Схема не признана недействительной в судебном порядке.
При этом отсутствуют противоречия в адресе местонахождения нестационарного торгового объекта, поскольку в Схеме отражен адресный ориентир:
г. Армавир, ул. Новороссийская, д. 129, корп. 131, а указание адреса: г. Армавир ул. Новороссийская, 129-131, не свидетельствует об ином адресе размещения спорного объекта. Исходя из указанных обстоятельств, окружной суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления предпринимателя.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу N А32-10880/2019 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Указанным Законом предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок. На основании части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение таких объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения. Таким образом, с 01.03.2015 включение нестационарных торговых объектов в схему регулируется специальными нормами законодательства и не связано со сроками действия договоров аренды на земельные участки, на которых данные объекты размещены.
...
Администрация 14.08.2017 в адрес Боткова Р.А. направила уведомление исх. N 30-15/4925 об отказе пролонгировать договор аренды после его прекращения 20.06.2018, ввиду изменений в Земельном кодексе Российской Федерации. После истечения срока действия договора арендатор продолжил пользоваться предоставленным ранее земельным участком на прежних условиях, на основании ранее действующей схемы размещения нестационарного торгового объекта, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в новой редакции с 01.03.2015."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 декабря 2019 г. N Ф08-11068/19 по делу N А32-10880/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11068/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11068/19
09.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12222/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-10880/19