г. Краснодар |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А25-1685/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН 1046163010244, ИНН 6163071295) - Кузнецова А.Х. (доверенность от 12.11.2019), в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Черкесские городские электрические сети" (ИНН 0901048801, ОГРН 1020900513215), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Черкесские городские электрические сети" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу N А25-1685/2018, установил следующее.
АО "Черкесские городские электрические сети" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2018 N 15-29/12 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Решением от 31.01.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.08.2019, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного ему состава административного правонарушения, соблюдением управлением порядка привлечения общества к ответственности и отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного или замены назначенного обществу штрафа на предупреждение.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, прекратить производство по делу. Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды не исследовали вопрос об оказываемой обществом услуге по энергоснабжению; не обсудили вопрос о квалификации совершенного правонарушения по статье 7.23 Кодекса. По мнению общества, доказательства возможного причинения действиями общества вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо угрозы причинения такого вреда, отсутствуют. Общество указало, что на момент рассмотрения кассационной жалобы общества, истек установленный статьи 4.5 Кодекса срок привлечения к административной ответственности, поэтому производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя административного органа, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление на основании приказа от 10.04.2018 N 01-30/464 в целях осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в период с 26.04.2018 по 03.05.2018 провело выездную проверку в отношении АО "Распределительная сетевая компания" по показателям "отклонение частоты напряжения" и "медленное изменение напряжения", в ходе которой на опорах воздушных линий электропередач N 2 (г. Черкесск, ул. Западная, д. 2), N 3 (г. Черкесск, ул. Степана Разина, д. 146), N 8 (г. Черкесск, ул. Западная, д. 28), N 15 (г. Черкесск, ул. Степана Разина, д. 99) установлены приборы контроля качества электрической энергии "Прорыв КЭ".
Испытаниями установлены колебания напряжения электрической энергии в транспортной сети АО "Распределительная сетевая компания" от 186,3 Вольт до 254,4 Вольт при допустимых значениях от 198 Вольт до 242 Вольт (пункт 4.2.2 ГОСТа 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие приказом Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст (далее - ГОСТ 32144-2013)).
По результатам проверки управление составило акт проверки от 22.05.2018 N 15-26/12 и протоколы об административных правонарушениях от 22.05.2018 N 15-28/5 (испытания по улице Западная) и N 15-28/7 (испытания по улице Степана Разина) в отношении АО "Распределительная сетевая компания".
Постановлениями от 01.06.2018 N 15-29/5 и N 15-29/7 управление привлекло АО "Распределительная сетевая компания" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса в виде 300 тыс. рублей по каждому из постановлений.
Согласно поданной 05 июня 2018 года заместителем начальника отдела государственного надзора управления на имя заместителя руководителя управления служебную записке, передача АО "Распределительная сетевая компания" электрической энергии (не соответствующей ГОСТ 32144-2013) осуществляется для потребителей АО "Черкесские городские электрические сети" - физических и юридических лиц г. Черкесска.
По факту поставки потребителям электрической энергии, показатели качества которой не соответствуют обязательным требованиям ГОСТ 32144-201322.06.2018 административный орган составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 22.06.2018 N 15-28/12 и постановлением от 03.07.2018 N 15-29/12 привлек общество к административным ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление управления является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
В силу части 2 статьи 14.43 Кодекса действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 тыс. до 600 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с федеральными законами.
Статьей 3 Закона N 35-ФЗ к субъектам электроэнергетики отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии; энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом N 35-ФЗ, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (часть 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения проверяются на соответствие в том числе требованиям ГОСТ 32144-2013, устанавливающий обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяющий свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.
В соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 медленные изменения напряжения электропитания (как правило, продолжительностью более 1 мин) обусловлены обычно изменениями нагрузки электрической сети. Показателями качества электрической энергии, относящимися к медленным изменениям напряжения электропитания, являются отрицательное и положительное отклонения напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии от номинального/согласованного значения: в электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 Вольт (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырех проводных трехфазных систем) и 10 380 Вольт (между фазными проводниками для трех- и четырех проводных трехфазных систем).
Для указанных выше показателей качества электрической энергии установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю (примечание - установленные нормы медленных изменений напряжения электропитания относятся к 1008 интервалам времени измерений по 10 минут каждый).
Суды в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу материалы проверки в отношении АО "Распределительная сетевая компания", протокол об административном правонарушении от 22.06.2018 N 15-28/12, постановление от 03.07.2018 N 15-29/12, и, установив факт несоответствия электрической энергии, поставляемой обществом своим потребителям, требованиям, предусмотренным ГОСТ 32144-2013, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса, поскольку общество не обеспечило выполнение требований законодательства, предъявляемых к организациям, осуществляющим передачу электрической энергии.
При этом суды обоснованно исходили из того, что факт несоответствия электрической энергии, поставляемой обществом своим потребителям, требованиям, предусмотренным ГОСТ 32144-2013 подтвержден в ходе контрольно-надзорных мероприятий; несоответствие реализуемой электроэнергии требованиям, определенным ГОСТом 32144-2013, подтверждено материалами дела и обществом документально не опровергнуто. Поставкой некачественной и несертифицированной электроэнергии нарушено законодательство в области технического регулирования, регулирующее отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции в целях, определенных частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно: защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Общество не представило доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. Действия (бездействие) общества (несоблюдение норм качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения) создавали реальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" на субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями возложена обязанность по обеспечению на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс)).
Следовательно, вывод судебных инстанций о том, что общество является субъектом вмененного ему административного правонарушения, основан на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам.
Довод жалобы о наличии в действиях общества признаков правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса (нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами), поэтому общество необоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса, не принят судом кассационной инстанции.
В случае если совершенное обществом деяние посягает не только на отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов, но и на отношения, связанные с обеспечением населения коммунальными услугами, общество как исполнитель (продавец) коммунальной услуги в области электроснабжения совершило два административных правонарушения, предусмотренных частью 2 статьи 14.43 и статьи 7.23 Кодекса, вследствие чего применительно к части 1 статьи 4.4 Кодекса возможно привлечение к ответственности как по части 2 статьи 14.43 Кодекса, так и по статье 7.23 Кодекса (определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2017 N 309-АД17-7671, 20.12.2017 N 310-АД17-11235, 28.02.2018 N 308-АД17-15743, 03.06.2019 N 308-ЭС19-9215).
Суды не установили основания для применения положений статей 2.9, 3.4, 4.1 и 4.1.1 Кодекса. Применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выводы судебных инстанций о невозможности применения названных норм Кодекса не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования.
Наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Общество привлечено к административной ответственности с соблюдением порядка и срока, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса. Доказательства обратного общество не представило.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу N А25-1685/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если совершенное обществом деяние посягает не только на отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов, но и на отношения, связанные с обеспечением населения коммунальными услугами, общество как исполнитель (продавец) коммунальной услуги в области электроснабжения совершило два административных правонарушения, предусмотренных частью 2 статьи 14.43 и статьи 7.23 Кодекса, вследствие чего применительно к части 1 статьи 4.4 Кодекса возможно привлечение к ответственности как по части 2 статьи 14.43 Кодекса, так и по статье 7.23 Кодекса (определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2017 N 309-АД17-7671, 20.12.2017 N 310-АД17-11235, 28.02.2018 N 308-АД17-15743, 03.06.2019 N 308-ЭС19-9215).
Суды не установили основания для применения положений статей 2.9, 3.4, 4.1 и 4.1.1 Кодекса. Применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выводы судебных инстанций о невозможности применения названных норм Кодекса не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования.
Наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Общество привлечено к административной ответственности с соблюдением порядка и срока, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса. Доказательства обратного общество не представило."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 декабря 2019 г. N Ф08-10360/19 по делу N А25-1685/2018