г. Краснодар |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А53-8971/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., в отсутствие в судебном заседании истца - акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (ИНН 6102007550, ОГРН 1026100664006), ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А53-8971/2019, установил следующее.
АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (далее - истец, общество, ПМК) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 19 977 017 рублей 20 копеек задолженности за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими ПДК загрязняющих веществ, а также за негативное воздействие загрязняющих веществ на систему канализации за октябрь - декабрь 2018 года.
Решением от 09.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.09.2019, иск удовлетворен в полном объеме. Суды исходили из того, что учреждение произвело сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и содержащих запрещенные к сбросу загрязняющие вещества.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, по смыслу пункта 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 664), ПМК не вправе требовать плату за сброс загрязняющих веществ за период, превышающий 3 месяца с даты выявленного нарушения, то есть общество необоснованно начислило плату за июль - сентябрь 2018 года. В расчет спорной платы общество неправомерно включило показатели загрязняющих веществ (марганец, жиры), нормативы допустимых концентраций которых не предусмотрены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612. Названные вещества разрешены к сбросу Правилами N 644, выявленная в сточных водах учреждения концентрация этих веществ не превышает показатели, установленные Правилами N 644.
В отзыве на жалобу общество отклонило доводы учреждения, указав на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11.12.2017 общество (ПМК) и учреждение (абонент) заключили государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 984, согласно которому ПМК, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязалось подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент - оплачивать воду установленного качества в объеме, определенном контрактом.
ПМК обязалось осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении, водопроводных и канализационных сетей и исправность, используемых им, приборов учета (пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 3.7 контракта размер оплаты в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 4.3.5 контракта абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
11 октября 2018 года сотрудники МУП "Управление "Водоканал"" произвели отбор проб сточных вод из контрольных колодцев учреждения, о чем составили соответствующие протоколы N 203 - 205. Анализ отобранных проб показал, что качество сточных вод не соответствует значениям нормативных показателей свойств сточных вод (протоколы испытаний (измерений) проб от 18.11.2018 NN 271 - 274).
Общество начислило учреждению плату за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими ПДК загрязняющих веществ, а также за негативное воздействие загрязняющих веществ на систему канализации за октябрь - декабрь 2018 года на сумму 19 977 017 рублей 20 копеек.
Досудебный порядок урегулирования спора не привел к его разрешению, поэтому истец обратился в арбитражный суд с иском.
Рассматривая заявленные требования, суды обоснованно руководствовались статьями 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 644, Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области, установленным постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 (далее - Порядок N 348), Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации города Аксая, утвержденными постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612 (далее - постановление N 612).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Основание и порядок внесения платы за превышение ПДК загрязняющих веществ, вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей им; далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - постановление N 1310), условиями заключенного сторонами договора, а также нормативными актами органов местного самоуправления, устанавливающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и размер платы за превышение названных нормативов.
Взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения регулируется разделами VI и VII Правил N 644 и нормативами, приведенными в приложении N 3 к Правилам N 644, установленными в соответствии с пунктом 114 названных Правил, которые применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Правоотношения, связанные с внесением платежей при сбросе веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, регулируются разделами VI и VII Правил N 644 и перечнем материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (приложение N 4 к Правилам N 644), установленным в соответствии с пунктом 113 Правил.
Приведенная в пункте 120 раздела VII Правил N 644 формула определяет размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и применяется в случае сброса сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, а также залпового сброса. В данном случае порядок определения размера расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства включает такие показатели, как коэффициент компенсации, тариф на водоотведение, действующий для абонента, объем сточных вод, отведенных абонентом за календарный месяц, в котором зафиксирован залповый сброс загрязняющих веществ или сброс веществ.
В случае, если абонент осуществил сброс сточных вод, состав и свойства которых не соответствуют нормативным показателям, то размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, приведенной в пункте 123 Правил N 644, и при данном порядке компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства учитываются такие показатели, как фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод; допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества или допустимый показатель свойств сточных вод, тариф на водоотведение, действующий для абонента, объем сточных вод, отведенных абонентом за определенный период.
В силу пункта 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что ответчиком не заявлены возражения по протоколам измерения, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта сброса учреждением сточных вод с превышением максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, в том числе запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в систему канализации г. Аксая, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения. Расчет платы соответствует приведенным правовым нормам, поэтому признан судами верным.
Отклоняя довод учреждения о том, что ответственным за сброс в водный объект сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ является общество, апелляционная коллегия указала, что в соответствии с пунктами 1.1, 4.3.5 контракта соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а также вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, обязано учреждение.
Довод кассационной жалобы учреждения о неправомерном начислении платы за июль - сентябрь 2018 года противоречит материалам дела. Примененный обществом расчетный период (октябрь - декабрь 2018 года) соответствует требованиям Правил N 644, данный период равен трем месяцам от момента обнаружения нарушения требований к сбрасываемым сточным водам (протоколы отбора проб от 11.10.2018).
Ссылка учреждения на допустимость в соответствии с Правилами N 644 сброса марганца и жиров в систему центральной канализации отклоняется судом округа, поскольку указанные загрязняющие вещества не поименованы в списке веществ, допустимых к сбросу в соответствии с приложением N 1 к постановлению N 612, принятому в пределах компетенции органа местного самоуправления. В возражениях на жалобу общество правильно указало, что названные вещества запрещены к сбросу приказом Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 16.03.2015 N 45 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты".
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А53-8971/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.