г. Краснодар |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А61-6247/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., в отсутствие истца - акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ИНН 7714783092, ОГРН 1097746358412), ответчиков: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1502046674, ОГРН 1031500254961), третьих лиц: открытого акционерного общества "Российские железные дороги", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А61-6247/2018, установил следующее.
АО "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление Росреестра), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление Росимущества) о признании реестровой ошибкой сведений о координатах земельного участка с кадастровым номером 15:09:0000026:2 и устранении ее путем внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 15:09:0000026:2 на основании координат, указанных в межевом плане от 18.06.2018, выполненном кадастровым инженером ООО "Кадастр" Авлоховым А.Р. (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Северная Осетия - Алания (далее - учреждение).
Решением от 10.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.09.2019, отклонено ходатайство общества об уточнении заявленных требований со ссылкой на то, что общество предъявило новые самостоятельные требования (новый предмет и основание иска); в иске отказано; распределены судебные расходы. Суды исходили из того, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку его требования фактически направлены на изменение границ (конфигурации) земельного участка и прекращение права железной дороги на данный объект в существующих границах. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии спора о праве на земельный участок, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении реестровой ошибки.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, суд первой инстанции неправомерно отказал истцу в уточнении заявленных требований. В результате проведенных обществом кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:09:0011402:3 подготовлен межевой план от 18.06.2018, согласно которому выявлено пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:0011402:3 и 15:09:0000026:2. Указанное пересечение признано специалистом реестровой ошибкой в сведениях о местоположении границ названных земельных участков. На наличие реестровой ошибки и порядка ее исправления указывает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (письмо от 10.05.2018 N 05-37/1232). Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 15:09:0000026:2 произведена на основании материалов инвентаризации в виде, не позволяющем установить его точные границы и корректно отразить месторасположение. Железная дорога не предоставила суду проектно-сметную документацию полосы отвода железной дороги в черте города Владикавказ, в связи с чем суд неправомерно отклонил ходатайство истца об истребовании данных доказательств. На спорном земельном участке расположены принадлежащие истцу объекты недвижимости. Формирование земельного участка железной дороги осуществлялось без учета фактически сложившегося землепользования и строений общества. Материалы дела не содержат информация о том, что земельный участок с кадастровым номером 15:09:0000026:2 является составной частью земельного участка с кадастровым номером 15:00:000000:0001, поэтому ссылка суда на кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 15:00:000000:0001 является необоснованной. Железная дорога не доказала, что земельный участок с кадастровым номером 15:09:0000026:2 является полосой отвода железной дороги. Истец фактически просит установить общие межевые границы между спорными участками (с кадастровыми номерами 15:09:0000026:2 и 15:09:0011402:3) с правильным указанием координат поворотных точек границ, поэтому избранный им способ защиты является надлежащим. Суд безосновательно отклонил ходатайство о проведении по делу дополнительной экспертизы.
В отзыве на кассационную жалобу железная дорога указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, приказом Министерства обороны Российской Федерации от 25.05.2009 N 470 предписано, что ФГУП "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" подлежит приватизации путем преобразования в ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление".
Земельный участок с кадастровым номером 15:09:0011402:3 включен в передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации".
По данным ЕГРН по состоянию на 08.02.2018 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 15:09:0011402:3 площадью 1695 кв. м, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Глинки, 1, с видом разрешенного использования - для содержания и эксплуатации складов, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные" поставлен на кадастровый учет 31.03.2003.
На указанный земельный участок зарегистрировано право Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 31.12.2004, запись регистрации от 10.10.2003 N 15-01/09-47/2003-111), на нем расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 15:09:0000000:946, 15:09:0000000:1173, 15:09:0000000:979 и 15:09:0000000:1069, на которые 04.10.2012 зарегистрировано право собственности общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2015 по делу N А40-55638/14 ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением от 20.10.2015 наименование должника изменено на общество.
Кадастровым инженером ООО "Кадастр" Авлоховым А.Р. подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером 15:09:0011402:3 от 18.06.2018 и дано заключение о выявленном пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:0000026:2 и 15:09:0011402:3. По мнению кадастрового инженера, выявлена реестровая ошибка в сведениях о местоположении границ земельных участков.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 15:00:000000:0001 представляет собой единое землепользование. Земельный участок с кадастровым номером 15:09:0000026:2 является составной частью земельного участка с кадастровым номером 15:00:000000:0001.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 10.06.2003 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 15:00:000000:0001 (запись ЕГРН от 10.06.2003 N 15-01/09-61/2004-144).
По данным ЕРГН по состоянию на 26.09.2018 земельный участок с кадастровым номером 15:09:0000026:2 поставлен на кадастровый учет 01.10.2003, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Управление росимущества (арендодатель) и железная дорога (арендатор) заключили договор от 09.06.2004 N 1/ФЗА (в редакции дополнительного соглашения от 01.11.2011 N 8/ФЗД) аренды земельного участка с кадастровым номером 15:00:000000:0001 площадью 1250 га для использования в целях содержания и эксплуатации железной дороги и иных целей, не противоречащих законодательству, сроком с 08.06.2008 по 08.06.2054 (пункты 1.1 и 3.1).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
На земельный участок с кадастровым номером 15:09:0000026:2 в ЕГРН отсутствуют записи о зарегистрированных правах.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с иском об исправлении реестровой ошибки в арбитражный суд.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу названной нормы, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес, действительно, нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению. Управомоченное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения.
Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
Вместе с тем внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.
Статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) реестровая ошибка определена как ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным законом. Такая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
По смыслу разъяснений, данных в пунктах 2, 52, 53, 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка (иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения), должно рассматриваться в исковом порядке.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2015 N 1789-0 отметил, что федеральное законодательство с учетом необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечивает, с одной стороны, возможность оперативного исправления ошибок органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, а с другой стороны, в случае спора между смежными собственниками земельных участков или землепользователями о границах земельных участков - гарантии судебной защиты их прав от произвольного изменения сведений государственного кадастрового учета.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Из содержания статьи 61 Закона N 218-ФЗ следует, что реестровой ошибкой признается ошибка в сведениях, которая не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Возражая против иска, железная дорога ссылалась на то, что земельный участок с кадастровым номером 15:09:0000026:2 является полосой отвода железной дороги и находится у нее в аренде на основании договора от 09.06.2004 N 1/ФЗА. Право собственности на данный объект зарегистрировано за Российской Федерацией. Заявленные требования направлены на прекращение права аренды федеральной собственности, то есть имеется спор о праве, который не может быть разрешен в рамках рассматриваемого дела.
В силу части 1 статьи 82 Кодекса для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Суд первой инстанции по ходатайству общества назначил судебную землеустроительную экспертизу, проведение которой поручил эксперту Чубарову Т.Я.
Согласно заключению от 26.03.2019 N 14 в результате обработки контрольных измерений выявлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером 15:09:0011402:3 не соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРН, пересекаются с полосой отвода железной дороги (земельный участок с кадастровым номером 15:09:0000026:2). Площадь пересечения и объекты недвижимости, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 15:09:0011402:3, составляет 204 кв. м.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая несогласие железной дороги с границами и конфигурацией спорного земельного участка, фактическую направленность требований общества на оспаривание права собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером 15:00:000000:0001, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При наличии зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 15:00:000000:0001 (с учетом аренды в пользу железной дороги) вопрос об изменении его границ не может быть разрешен в рамках спора об устранении реестровой ошибки без привлечения в качестве ответчиков правообладателей смежных участков.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не опровергают указанные выводы судов и по существу выражают несогласие с оценкой представленных доказательств и фактических обстоятельств дела.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.11.2019 обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей до окончания рассмотрения кассационной жалобы. С учетом рассмотрения жалобы с общества надлежит взыскать государственную пошлину в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А61-6247/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ИНН 7714783092, ОГРН 1097746358412) в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая несогласие железной дороги с границами и конфигурацией спорного земельного участка, фактическую направленность требований общества на оспаривание права собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером 15:00:000000:0001, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
...
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.11.2019 обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей до окончания рассмотрения кассационной жалобы. С учетом рассмотрения жалобы с общества надлежит взыскать государственную пошлину в доход федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 декабря 2019 г. N Ф08-11125/19 по делу N А61-6247/2018
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11125/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11125/19
06.09.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3226/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-6247/18