г. Краснодар |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А20-5698/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское страхование" (ИНН 7813171100, ОГРН 1027806865481) - Петрова С.Е. (доверенность от 01.11.2019), в отсутствие заявителя - территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711026775, ОГРН 1020700001794), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2019 по делу N А20-5698/2018, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское страхование" (далее - общество) о взыскании 6 710 408 рублей 50 копеек штрафа.
Решением суда от 06.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.09.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебные акты в части 6 116 838 рублей 03 копеек штрафа мотивированы пропуском фондом срока исковой давности, а в части 671 570 рублей 47 копеек штрафа отсутствием оснований для его начисления.
Фонд обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 06.06.2019 и постановление апелляционной инстанции от 04.09.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что при вынесении обжалуемых судебных актов судом неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Фонд считает, что течение срока исковой давности приостановлено в 2016 году с момента подачи фондом заявления по делу N А20-2020/2016, до 2017 года - срок завершения производства по делу N А20-2020/2016.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 25.07.2017 N 236 фонд провел плановую комплексную проверку общества по вопросу соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании, целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования за период деятельности с 01.01.2014 по 31.12.2014, по результатам которой составил акт проверки от 29.06.2015 и направил обществу требование от 09.07.2015 N 1539 о возврате (возмещении) средств ОМС, использованных не по целевому назначению, уплате штрафов за нецелевое использование средств ОМС и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, которым предложил обществу произвести оплату в бюджет фонда 37 042 418 рублей 28 копеек штрафа в течение десяти рабочих дней со дня предъявления требования. В установленные фондом сроки требование обществом не выполнено.
Письмом от 02.03.2016 N 0494 фонд повторно предложил обществу оплатить 30 306 тыс. рублей за нарушение порядка выдачи 10 102 полисов ОМС, из расчета 3 тыс. рублей за каждое нарушение.
На основании приказа от 05.03.2018 N 86 фонд провел комплексную проверку общества по вопросу соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании, целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в филиале общества за период деятельности с 01.01.2017 по 31.12.2017, по результатам которой составил акт проверки от 09.04.2018 и направил обществу уведомление об оплате штрафа в общей сумме 95 168 рублей 43 копейки (по тем позициям, которые признало общество).
Начисленные штрафы по акту проверки от 29.06.2015 в общей сумме 6 038 838 рублей 03 копейки и по акту проверки от 09.04.2018 в общей сумме 671 570 рублей 47 копеек обществом не уплачены, поэтому фонд обратился в суд с требованиями о взыскании штрафных санкций в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, судебные инстанции исходили из пропуска фондом срока, предусмотренного для взыскания санкций в судебном порядке. При этом судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В силу пункта 12 части 7 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
В силу положений Закона N 326-ФЗ отношения между территориальными фондами и страховыми медицинскими организациями строятся на основании заключаемых между ними договоров.
Договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 17.01.2014 N 10, заключенным сторонами, установлен перечень санкций за нарушение договорных обязательств.
Проверив правомерность взыскания с общества 78 тыс. рублей штрафа, суды установили, что основанием для начисления обществу указанного штрафа послужило нарушение порядка выдачи 26 полисов ОМС - с нарушением установленного срока уведомления о готовности полиса в срок, превышающий действие временного свидетельства, из расчета 3 тыс. рублей штрафа в соответствии с пунктом 1 приложения N 3 к договору от 02.02.2015 N 6 за каждый случай нарушения.
Согласно статье 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В силу части 10 статья 38 Закона N 326-ФЗ при нарушении установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования сроков предоставления данных о застрахованных лицах, а также сведений об изменении этих данных страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере трех тысяч рублей.
Согласно пункту 2.3 договора от 02.02.2015 страховая медицинская организация обязалась оформлять (переоформлять), выдавать полис обязательного медицинского страхования застрахованному лицу. Пунктом 1 перечня санкций за нарушение договорных обязательств приложения N 3 к договору от 02.02.2015 N 6 предусмотрено за нарушение порядка выдачи полиса ОМС, предусмотренного статьей 46 Закона N 326-ФЗ, применение финансовых санкций в виде штрафа в размере 3 тыс. рублей за каждый случай нарушения.
В день подачи заявления о выборе страховой медицинской организации застрахованному лицу или его представителю выдается полис обязательного медицинского страхования либо временное свидетельство в случаях и в порядке, которые определяются правилами обязательного медицинского страхования (пункт 2 статьи 46 указанного закона).
В силу пункта 50 Правил обязательного медицинского страхования утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.07.2011 N 158н (далее - Правил N158н), на который ссылается фонд, страховая медицинская организация выдает застрахованному лицу полис в срок, не превышающий срока действия временного свидетельства. Застрахованное лицо расписывается в получении полиса в журнале регистрации выдачи полисов.
Суды учли, что факт выдачи 26 полисов ОМС за пределами срока действия временного свидетельства общество не оспаривает.
Вместе с тем, согласно пунктам 40 и 43 Правил N 158н в случае отсутствия данных о действующем полисе в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц страховая медицинская организация в течение одного рабочего дня передает указанную информацию в территориальный фонд, который в течение трех рабочих дней осуществляет проверку в центральном сегменте единого регистра застрахованных лиц. В случае отсутствия действующего полиса в едином регистре застрахованных лиц территориальный фонд включает сведения о застрахованном лице в заявку на изготовление полисов (дубликатов полисов).
Страховая медицинская организация выдает застрахованному лицу полис в срок, не превышающий срока действия временного свидетельства. Застрахованное лицо расписывается в получении полиса в журнале регистрации выдачи полисов. Федеральный фонд и территориальные фонды организуют информирование застрахованных об изготовленных полисах через официальные сайты территориальных фондов и через единый портал государственных услуг в сети Интернет (пункты 50 и 51 Правил N 158н).
Как правильно указали судебные инстанции, доказательств того, что 26 застрахованных лиц обратились в страховую организацию в срок, не превышающий срок действия временного свидетельства, и полисы ОМС им не были выданы, материалы проверки не содержат, в ходе судебного разбирательства фондом не представлено; также не представлено доказательств того, что 26 застрахованных лиц проинформированы фондом об изготовленных полисах через официальные сайты территориальных фондов и через единый портал государственных услуг в сети Интернет.
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно отказали фонду в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Проверив основания для начисления обществу в части 6 116 838 рублей 03 копеек штрафа по акту проверки от 29.06.2015 (в том числе предметно в отношении 1 483 032 рублей 67 копеек, 30 578 рублей 36 копеек, 84 753 рублей 60 копеек, 4 405 159 рублей 40 копеек, 28 251 рубль 20 копеек, 7 067 рублей 8 копеек штрафа) суды установили, что до вынесения судом первой инстанции решения по существу спора, ответчик заявил об истечении срока исковой давности по данным требованиям.
В соответствии со статьями 196, 197 и пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление N 43), исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положениями указанных статей установлены и специальные сроки, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком, которые законом могут устанавливаться для отдельных видов требований.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления N 43, бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности возлагается на лицо, предъявившее иск.
Согласно пункту 15 постановления N 43 истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Материалы дела и установленные в суде обстоятельства свидетельствуют о том, что о необходимости уплаты штрафных санкций фонд узнал по результатам проверки общества. Факты нарушения действующего законодательства зафиксированы в акте проверки от 29.06.2015. Фонд 09.07.2015 направил требование N 1539 об уплате штрафов в течение десяти рабочих дней со дня предъявления требования; требование получено обществом 10.07.2015. Поскольку иск предъявлен в арбитражный суд 21.11.2018, суд пришел к обоснованному выводу о том, что фондом срок исковой давности по требованиям о взыскании с общества штрафных санкций, выявленных актом проверки от 29.06.2015, пропущен, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в этой части.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о пропуске обществом срока исковой давности и правомерно отказали обществу в удовлетворении иска.
Проверив требования фонда о взыскании с общества 593 570 рублей 47 копеек штрафа, суды установили, что основанием для взыскания штрафных санкций в указанном размере фонд заявил о том, что общество не выявило дефекты для отказа в уменьшении оплаты медицинской помощи по подпункту 5.5.3 раздела 5 Приложения N 8 к Приказу N 230 по ГБУЗ "ММБ".
Материалами проверки установлено, что общество оплатило реестры счетов, предъявленных к оплате "ММБ" стационар Лескенского района (с.п. Анзорей, ул. Надречная, 2) в сумме 5 935 704 рубля 70 копеек с 01.01.2017 по 01.05.2017.
Суды учли, что в соответствии с пунктом 11.1 Приложения N 3 к договору ОМС за не выявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленного в Порядке организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230, (далее - Порядок N 230) предусмотрено уменьшение финансирования на 100 %) необоснованно оплаченной суммы, что составляет 5 935 704 рубля 70 копеек и штраф в размере 10% от необоснованно оплаченной суммы - 593 570 рублей 47 копеек.
Согласно пункту 1 Порядка N 230 он определяет правила и процедуру организации и проведения страховыми медицинскими организациями и фондами обязательного медицинского страхования контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) содержится в приложении 8 к Порядку N 230. Судом установлено, что ни в акте проверки, ни в иске фондом не указан конкретный пункт Перечня основания для отказа в оплате медицинской помощи, по которому общество должно было отказать ГБУЗ "ММБ" стационар Лескенского района по оплате реестра счетов за 2017 год.
В соответствии с пунктом 5.5.3 приложения N 8 к Порядку N 230 предоставление на оплату реестров счетов, в случае нарушения лицензионных условий и требований при оказании медицинской помощи: данные лицензии не соответствуют фактическим адресам осуществления медицинской организацией лицензируемого вида деятельности и др. (по факту выявления, а также на основании информации лицензирующих органов), является основанием для отказа в оплате медицинской помощи.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; соблюдение врачебной тайны.
На основании пункта 1 статьи 21 Закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи в том числе: по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с Законом N 323-ФЗ; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения (статья 10 Закона N 323-ФЗ).
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (статья 11 Закона N 323-ФЗ).
Подпунктом "в" подпункта 3 пункта 9 Порядка N 230 установлено, что при медико-экономическом контроле проводится контроль всех случаев оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в целях проверки соответствия оказанной медицинской помощи действующей лицензии медицинской организации на осуществление медицинской деятельности.
Факт наличия лицензий на осуществление медицинской деятельности у медицинской организации, и указаний на то, что они отсутствуют, акт проверки не содержит; факт оказания спорных медицинских услуг застрахованным лицам ГБУЗ "ММБ" стационар Лескенского района фондом не оспаривается. Суд первой инстанции учел постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 N 1936/07 (отсутствие у больницы, которая создана исключительно с целью оказания различных видов медицинской помощи на основании выданной лицензии, лицензии не является обстоятельством, освобождающим страховую организацию от исполнения договорных обязательств, обязанность страховой организации оплатить оказанные больницей услуги возникает в силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и заключенного между ними договора).
В ходе судебного разбирательства представитель фонда не отрицал, что при рассмотрении аналогичных нарушений, выявленных проверкой за следующий проверенный период, 2015 год, когда по результатам разногласий между фондом и обществом создана согласительная комиссия, согласительная комиссия признала обоснованным факт оплаты ответчиком медицинской помощи больнице при отсутствии лицензии по фактическому адресу с учетом правовой позиции, изложенной в указанном постановлении суда.
Кроме этого, пунктом 4.10 договора от 02.02.2015 N 6 предусмотрена обязанность фонда предоставлять страховой медицинской организации сведения о нормативных документах, связанных с обеспечением ОМС на территории субъекта Российской Федерации, не позднее семи рабочих дней с даты их принятия или внесения в них изменений.
Пунктом 88 Правил N 158н предусмотрено ведение реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, территориальным фондом по форме согласно приложению N 3 к данным Правилам, в том числе по видам медицинской помощи, оказываемых в рамках территориальной программы, который в соответствии с пунктом 102 Правил N158н размещается на официальном сайте фонда в сети Интернет, при обязательном размещении видов медицинской помощи, оказываемых медицинской организацией в рамках территориальной программы (подпункт 10 пункта 91 Правил N 158н).
Доказательства того, что данный реестр фондом сформирован, не представлены, также как и доказательства направления такого реестра обществу, размещения его на сайте фонда в сети Интернет на момент проведения спорной оплаты.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что предусмотренные законодательством основания для отказа в оплате медицинской помощи, оказанной ГБУЗ "ММБ" стационар Лескенского района отсутствуют.
Других оснований для отказа в оплате спорных счетов фонд не представил, проверка не установила, и соответственно оснований для применения санкций, предусмотренных пунктом 11.1 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по договору от 02.02.2015, не имеется.
Таким образом, является законным вывод суда о том, что обществу не могли быть начислены штрафные санкции в соответствии с пунктом 5.5.3 раздела 5 Приложения N 8 к Приказу N 230 по ГБУЗ "ММБ".
Предусмотренные законодательством основания для отказа в оплате медицинской помощи, оказанной ГБУЗ "ММБ" стационар Лескенского района, отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2019 по делу N А20-5698/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт наличия лицензий на осуществление медицинской деятельности у медицинской организации, и указаний на то, что они отсутствуют, акт проверки не содержит; факт оказания спорных медицинских услуг застрахованным лицам ГБУЗ "ММБ" стационар Лескенского района фондом не оспаривается. Суд первой инстанции учел постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 N 1936/07 (отсутствие у больницы, которая создана исключительно с целью оказания различных видов медицинской помощи на основании выданной лицензии, лицензии не является обстоятельством, освобождающим страховую организацию от исполнения договорных обязательств, обязанность страховой организации оплатить оказанные больницей услуги возникает в силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и заключенного между ними договора).
...
Других оснований для отказа в оплате спорных счетов фонд не представил, проверка не установила, и соответственно оснований для применения санкций, предусмотренных пунктом 11.1 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по договору от 02.02.2015, не имеется.
Таким образом, является законным вывод суда о том, что обществу не могли быть начислены штрафные санкции в соответствии с пунктом 5.5.3 раздела 5 Приложения N 8 к Приказу N 230 по ГБУЗ "ММБ"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 декабря 2019 г. N Ф08-11347/19 по делу N А20-5698/2018