Аренда нефтяных и газовых скважин
Ограниченная возможность
Временный порядок
Определимся с объектом
В научной литературе последних лет предлагается для обеспечения ремонта и восстановления законсервированных скважин, а также повышения нефтеотдачи пластов нефтедобывающему предприятию - держателю лицензии сдавать в аренду скважины другой организации, обладающей необходимыми материальными и интеллектуальными возможностями для повышения продуктивности эксплуатации участка месторождения. Однако могут ли они делать это?
Ограниченная возможность
При решении вопроса об определении нормативной базы регулирования аренды скважин следует обратиться в первую очередь к положениям ГК РФ об аренде, как к общим, так и к специальным, регламентирующим аренду сооружений. Особенное регулирование аренды сооружений заключается в тесной связи таких объектов с землей. Владение и пользование такими объектами со стороны арендатора предполагает наличие у него определенных прав и в отношении земельного участка, на котором находится здание (сооружение). Здесь возможны две ситуации: арендодатель здания или сооружения является собственником земельного участка и земельный участок, на котором находится здание (сооружение), не принадлежит арендодателю на праве собственности. В первом случае в договоре аренды здания (сооружения) одновременно решается вопрос о передаче арендатору в аренду и земельного участка, на котором находится это здание (сооружение). Арендатору в соответствии с договором земельный участок может быть предоставлен и на ином праве. Если же договор аренды здания (сооружения) не содержит каких-либо указаний о праве арендатора на земельный участок, считается, что к арендатору переходит на срок аренды здания (сооружения) право пользования частью земельного участка, занятой зданием (сооружением) и необходимой для использования его по назначению (п.2 ст.652).
Во втором случае (собственник здания (сооружения) не обладает правом собственности на земельный участок) такое здание (сооружение) может быть передано в аренду без согласия собственника земли при условии, что подобные действия собственника здания (сооружения) не будут противоречить закону или договору с собственником земельного участка (п.3 ст.652 ГК РФ).
Согласно ст.653 ГК РФ арендатор здания (сооружения) сохраняет за собой право пользования частью земельного участка, на котором находится здание (сооружение), необходимой для его использования по назначению, и в случае изменения собственника земельного участка, в том числе в результате его продажи другому лицу.
Особенностью аренды нефтяных и газовых скважин является не просто тесная связь с земельным участком, но и непосредственная связь с участком недр. В рамках действующей системы недропользования возможность применения аренды существенно ограничена и сводится лишь к тем случаям, когда арендодателем выступает государство - собственник природных ресурсов. Так, в Удмуртской Республике в соответствии с постановлением от 20.12.99 N 1265 "Об утверждении Положения о передаче в аренду и определении величины арендной платы за разведочные скважины на нефть и газ, включенные в реестр объектов государственной собственности Удмуртской Республики" нефтегазовые разведочные скважины, пробуренные на территории Удмуртской Республики за счет средств государственного бюджета, отнесенные к государственной собственности Удмуртской Республики, передаются в аренду юридическому лицу, получившему в установленном порядке право пользования недрами с целью добычи нефти или азотного газа. Договор аренды заключается по каждой скважине или группе скважин в срок не позднее двух месяцев со дня получения лицензии на право пользования недрами. На недропользователе лежит бремя расходов по расконсервации скважин, по их содержанию, консервации по окончании срока аренды, при необходимости по изменению конструкции и профиля ствола скважины. Причем договор аренды скважин следует судьбе лицензии на право пользования недрами. При принятии решения о продлении срока действия лицензии на право пользования недрами договор аренды скважин на данном участке недр продлевается на новый срок. Комментируемое постановление не противоречит действующему Закону "О недрах", поскольку предусматривает передачу в аренду только государственных скважин и лишь юридическому лицу, получившему в установленном порядке лицензию на право пользования недрами. Такая практика, очевидно, сложилась ввиду отсутствия в Удмуртской Республике собственных добывающих компаний.
Итак, по действующему законодательству арендодателем скважин может быть только государство. На практике отсутствие возможности сдавать в аренду держателю лицензии бездействующих или низкопродуктивных скважин оборачивается немалыми финансовыми потерями.
Временный порядок
Для разрешения этой непростой ситуации, в частности в целях развития предпринимательской деятельности в области рационального использования недр, активного вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти, определения порядка использования недр с применением инновационных методов и новых технологий повышения нефтеотдачи пластов 5 мая 1998 г. был введен Временный порядок привлечения организаций к недропользованию*(1). В соответствии с ним между недропользователем и привлекаемой для повышения уровня использования недр и т.п. организацией возможно было заключать договор аренды - договор на предоставление основных фондов месторождения или основных фондов участка месторождения во временное владение и пользование. Предметом договора аренды являлись основные фонды месторождения (подземное и наземное оборудование скважин, замерные установки, трубопроводы, емкости и т.д.) или основные фонды участков месторождений.
По сути, Временный порядок предусматривал договор аренды в качестве формы проведения отдельных работ: производства ремонтно-восстановительных работ по выводу из бездействия простаивающих скважин; применения специальных технологий, повышающих производительность скважин и увеличивающих нефтеотдачу пластов; применения комплексных технологий по разработке низкорентабельных, сильно обводненных запасов нефти и др.
Анализ положений об аренде основных фондов месторождений приводит нас к выводу, что Временным порядком была предусмотрена завуалированная аренда скважин. В документе было прямо оговорено, что скважина в качестве горной выработки предметом аренды не является, однако арендатор фактически владел и пользовался именно скважиной, более того, допускалось приобретение арендатором права собственности на добытую нефть, а бремя внесения платежей за пользование недрами лежало на арендаторе.
Временный порядок противоречил действующему законодательству, в частности ст.7 Закона от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", в соответствии с которым пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (исключительность предоставленного права означает, что никто более не может осуществлять недропользование в границах данного горного отвода). Тем не менее, руководствуясь Временным порядком, определенная группа, как правило, малых нефтяных предприятий на основе договоров с недропользователем об аренде основных средств фактически непосредственно осуществляла добычу нефти и газа.
Очевидно, что предоставление недропользователем скважин глубокого бурения в аренду может благотворно влиять на состояние добычи нефти и газа, поскольку предметом деятельности таких договоров являются низкопродуктивные скважины, а целью заключения договоров - применение арендатором специальных технологий, повышающих производительность скважин и увеличивающих нефтеотдачу пластов.
Прилегающий к арендованной скважине нефтяной пласт предметом договора аренды не может являться в силу исключительности государственной собственности на недра и их ресурсы. Но скважина предоставляется в аренду в целях разработки месторождений, а, следовательно, если мы говорим о возможности использования аренды нефтяных и газовых скважин, то вопрос о правах на разработку месторождения также должен быть урегулирован.
По нашему мнению, если бы юридическому лицу-арендодателю права на разработку залежи были бы переуступлены собственником, то тогда можно было бы смело говорить об аренде скважины. Однако, до тех пор пока такой механизм переуступки не будет предусмотрен в действующем законодательстве, аренда скважин не может иметь место.
Определимся с объектом
В последнем варианте проекта Закона "О недрах"*(2) предусмотрен институт аренды скважин. Согласно ст.67 проекта на основании договора аренды в пользование могут быть предоставлены одиночные низкодебетные скважины по добыче углеводородного сырья. Однако никакой специальной регламентации договора аренды скважин в тексте проекта не содержится. Поскольку, согласно проекту договор аренды скважины не может являться основанием предоставления права пользования недрами, а право недропользования в принципе является исключительным, то необходимо урегулировать и вопрос, каким образом и в каком объеме будут переходить права пользования недрами. Проект допускает, по сути, ничем не ограниченную возможность переуступки права пользования недрами. Полагаем, что право пользования недрами при заключении аренды скважин должно переходить не в полном объеме, а лицензия переоформляться не должна, поскольку основным пользователем недр должен оставаться арендодатель.
Другим немаловажным аспектом предоставления скважин нефти и газа в аренду является определение собственно объекта аренды.
Специфика разработки месторождений нефти и газа такова, что в результате освоения месторождения на земельном участке в границах горного отвода строится комплекс недвижимого имущества, на котором устанавливается соответствующее оборудование. Элементами технологического комплекса обустройства месторождения являются скважины, установленное на них оборудование, кустовые насосные и дожимные насосные станции, внутренние трубопроводы, соответствующая аппаратура и тому подобное имущество, непосредственно обеспечивающее процесс добычи нефти и газа из пласта. Все составляющие элементы технологического комплекса технически и технологически связаны между собой и составляют одно целое, отсутствие какого-либо технологического звена приведет к неблагоприятным последствием, например к аварии. Предлагаем рассматривать технологический комплекс обустройства месторождения как единый объект права. Необходимо отметить, что наличие объектов в составе технологического комплекса обустройства месторождения должно быть доказано и обосновано. В границах конкретного лицензионного участка может существовать несколько технологических комплексов обустройства месторождений.
Скважины нефти и газа признаются самостоятельными объектами прав лишь в отдельных случаях, когда такие скважины не "обвязаны" комплексом оборудования и сооружений, неотделимых от недр (это преимущественно поисковые и разведочные скважины). Законченная строительством, но не вскрывшая продуктивный пласт скважина остается самостоятельным объектом недвижимого имущества. Именно в таких случаях и можно говорить об аренде собственно скважин. Если поисковая скважина обнаружила нефть или газ, то тогда она переходит в категорию эксплуатационных, на ней устанавливается соответствующее оборудование, строится комплекс дополнительных наземных и подземных сооружений, которые все вместе используются для извлечения нефти и газа из пласта. Этот комплекс имущества уже отвечает требованиям технологического комплекса обустройства месторождения, и добывающие скважины в его составе не должны рассматриваться как самостоятельные объекты права. Поэтому передача таких скважин в аренду невозможна без одновременной передачи во владение и пользование (или в пользование) остальных элементов технологического комплекса. Объектом аренды здесь будет признаваться весь технологический комплекс обустройства месторождения. Важно сделать оговорку, что на практике зачастую выделяют такой объект права как куст скважин. Полагаем, что куст скважин не может рассматриваться в юридическим смысле, как недвижимая вещь, поскольку он входит в общую систему единого технологического комплекса. Самостоятельно как физически, так и юридически куст скважин не существует как объект, и в этом смысле не может быть объектом сделок, в том числе и аренды. Подводя итог, отметим, что институт аренды скважин нефти и газа требует специальной правовой регламентации в законе. Активное применение данного института целесообразно и положительно сказалось бы на отечественной экономике в целом, но для этого необходимо кардинальным образом изменить действующее законодательство о недропользовании, в частности предусмотреть возможность переуступки права пользования недрами.
Д. Шмелева,
аспирантка отдела правовых проблем
нефтегазового комплекса Тюменского
научного центра СО РАН
"эж-ЮРИСТ", N 36, сентябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утв. Приказом Минтопэнерго РФ от 6 мая 1998 г. Приказом Минтопэнерго РФ от 5 января 2001 N 3 отменен в связи с отказом в государственной регистрации Минюстом РФ.
*(2) Проект закона "О недрах" [www-документ] // Минприроды России [www-сайт]: URL: http:/www.priroda-online.ru/gazeta/doc1514. html (30.07.2003)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru