То ли вычет, то ли нет...
Ни для кого не секрет, что в наши дни бесплатной медицины практически не существует. Муниципальные поликлиники находятся в бедственном положении - порой больных приходится лечить при отсутствии медицинской техники и медикаментов. Да и оказываемые ими услуги зачастую не соответствуют требованиям о качестве. В такой ситуации гражданам приходится обращаться в платные кабинеты в муниципальных поликлиниках либо частные организации, несмотря на то что их деятельность больше направлена на получение прибыли, чем на оказание помощи больному. Стоимость медицинских услуг в таких организациях бывает достаточно высока, но есть ли шанс получить потом налоговый вычет?
Компенсация есть, но...
С 1 января 2003 г. вступила в силу гл.23 Налогового кодекса РФ "Налог на доходы физических лиц". В подпункте 3 п.1 ст.219 НК РФ законодатель предусматривает механизм компенсации для физических лиц, понесших затраты на лечение. Он заключается в праве налогоплательщика при определении размера налоговой базы в соответствии с п.2 ст.210 НК РФ получить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за предоставленные ему медицинским учреждением РФ услуги по лечению и за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ).
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода (п.2 ст.219 НК РФ).
При реализации положений подп.3 п.1 ст.219 НК РФ возникает вопрос, в каком случае физическое лицо вправе обратиться за социальным налоговым вычетом на лечение? Дело в том, что на коммерческой основе медицинские услуги оказывают не только муниципальные поликлиники, но и коммерческие организации, предприниматели без образования юридического лица.
Согласно самой правовой норме за вычетом могут обращаться физические лица, получившие услуги по лечению в медицинских учреждениях РФ.
Статья 120 ГК РФ учреждение определяет как организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично. Учреждение как некоммерческая организация является юридическим лицом (ст.50 ГК РФ).
... Существует иное мнение
Руководствуясь нормами Гражданского кодекса РФ, налоговая служба считает, что право на социальный вычет по расходам, направленным на лечение, принадлежит только тем налогоплательщикам, которые оплатили медицинскую услугу в муниципальной поликлинике - медицинском учреждении РФ. На этом основании налоговые органы отказывают в предоставлении вычета на лечение тем налогоплательщикам, кто получил медицинскую помощь в коммерческой организации или у предпринимателя без образования юридического лица.
На наш взгляд, такая правовая позиция противоречит принципам равенства и справедливости, заложенным в Конституции РФ, а также требованиям НК РФ. К примеру, ст.1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию, Россию как демократическое, правовое государство.
Права и свободы человека и гражданина в этом государстве являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).
Действие названной статьи непосредственно связано с ч.1 ст.15 Конституции РФ, где последняя названа нормативным актом высшей юридической силы, прямого действия. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Кроме того, ст.19 Конституции РФ провозглашается принцип равенства всех перед законом и судом.
На основании перечисленных конституционных принципов ст.3 НК РФ устанавливает, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 Кодекса). Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (п.2 ст.3 Кодекса).
Законодатель, указывая в подп.3 п.1 ст.219 НК РФ на то, что право на вычет предоставляется только тем, кто расходовал денежные средства на лечение в медицинских учреждениях РФ, ставит возможность использования вычета в зависимость от организационно-правовой формы субъекта, оказывающего медицинские услуги.
Установление такого критерия ограничения в правовой норме недопустимо, поскольку конституционный принцип равенства человека и гражданина предполагает равенство в обладании правами и свободами.
Таким образом возникает ситуация, при которой те налогоплательщики, которые производили расходы на лечение в медицинских учреждениях РФ - в муниципальных поликлиниках - имеют право на вычет. Налогоплательщики, понесшие расходы на оплату аналогичных по виду услуг у субъектов коммерческой медицины, права на вычет лишены.
Как отмечалось выше, правовые нормы законодательства о налогах и сборах не могут носить дискриминационный характер, прямо запрещающий одним налогоплательщикам делать то, что дозволено другим.
Закрепленное в абз.1 п.3 ст.219 НК РФ ограничение также необоснованно с экономической точки зрения.
Для государственного бюджета не имеет значение, где налогоплательщик произвел свои расходы - у юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица. Тогда как для налогоплательщика важна свобода выбора субъекта медицинских услуг.
Иной возможности компенсировать произведенные расходы на лечение у предпринимателей без образования юридического лица и коммерческих организаций законодатель для физических лиц не предусматривает.
Между тем, по смыслу ст.18, 19 Конституции РФ в Российской Федерации как правовом государстве все равны перед законом, а права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, то установление в последних критериев, ограничивающих права граждан, противоречит конституционному принципу равенства и справедливости.
Смысл и содержание закона должны быть строго обусловлены содержанием прав человека и гражданина. Следовательно, установленная законом норма, позволяющая произвести налоговый вычет, должна равно применяться ко всем налогоплательщикам независимо от того, у субъекта какой организационно-правовой формы были понесены расходы.
На данный момент установленный законом механизм компенсации расходов на лечение доступен не всем, так как налоговые органы, руководствуясь предписанием закона, принимают решение об отказе предоставить вычет налогоплательщикам, которые проходили лечение у специалистов коммерческой медицины.
Поскольку нормы налогового законодательства в рассмотренном нами случае вступают в противоречие с Конституцией РФ, вопрос о возможности предоставить социальный налоговый вычет на лечение всем налогоплательщикам в равной степени может разрешить Конституционный Суд. Возможно, законодательным органам необходимо внести соответствующие изменения в гл.23 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющие устранить ограничения прав налогоплательщиков.
С. Гаврилова,
консультант юридической службы
"эж-ЮРИСТ", N 36, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru