г. Краснодар |
|
28 октября 2019 г. |
Дело N А32-35466/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А, при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Министерства финансов Краснодарского края (ИНН 2308040000, ОГРН 1022301211570) - Малова А.А. (доверенность от 27.09.2019), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Петросяна Р.Л. (доверенность от 03.06.2019), в отсутствие заявителя - Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края (ИНН 2347011806, ОГРН 1052326316690, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Министерства финансов Краснодарского края и Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 по делу N А32-35466/2018, установил следующее.
Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству финансов Краснодарского края (далее - министерство) о признании недействительным приказа от 23.07.2018 N 357 и обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края.
Решением от 08.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2019, суд удовлетворил заявленные администрацией требования. Судебные акты мотивированы отсутствием у министерства правовых оснований для приостановления предоставления администрации межбюджетных трансфертов из краевого бюджета в связи с отсутствием в действиях администрации нарушений целевого использования бюджетных средств.
В кассационных жалобах департамент и министерство просят отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного администрацией требования. По мнению подателей кассационных жалоб, суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Департамент и министерство указывают, что в ходе проверки департамент установил факты нецелевого использования администрацией средств краевого бюджета в размере 10 508 200 рублей, поскольку средства краевого бюджета фактически израсходованы на снос здания школы, а не на его реконструкцию, поэтому вместо увеличения стоимости муниципального имущества, оно было изъято из муниципальной собственности. Департамент и министерство полагают, что правовая оценка, данная в судебных актах по делу N А32-18695/2017, на которую ссылаются судебные инстанции, не может являться основанием для освобождения от доказывания обстоятельств в рамках настоящего дела. В судебных актах изложены выводы, опровергающие фактически не правомерность принятия министерством оспариваемого приказа, а выводы акта проведенной департаментом проверки от 20.01.2017 по фактам нецелевого использования средств краевого бюджета администрацией, который послужил основанием для оформления департаментом уведомления в отношении администрации. Проверка и оформление акта проверки осуществлены департаментом в пределах предоставленных статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочий; отсутствует причинно-следственная связь между оформлением акта проверки с уведомлением и действиями министерства, поскольку акт проверки с уведомлением оформляло иное лицо, действия которого не оспорены.
В отзыве на кассационную жалобу департамента администрация просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителей министерства и департамента, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент на основании приказа от 23.11.2016 N 112 провел выездную проверку администрации по вопросу соблюдения законодательства при расходовании бюджетных средств, включая отдельные межбюджетные трансферты, предоставленные из краевого бюджета за 2014 - 2015 годы, истекший период 2016 года.
По результатам выездной проверки департамент составил акт проверки от 20.01.2017, согласно которому выездной проверкой установлены нарушения, а именно нецелевое использование средств краевого бюджета муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, выделенных в рамках реализации подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1204 в сумме 1 471 580 рублей, а также нецелевое использование средств краевого бюджета муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, выделенных в рамках долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.06.2011 N 622 для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция здания МБОУ COШ N 1 г. Приморско-Ахтарска" в сумме 9 036 600 рублей.
В связи с выявлением департаментом фактов нецелевого использования средств краевого бюджета муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район приказом министерства от 03.07.2018 N 357 приостановлено предоставление бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район межбюджетных трансфертов (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов) на сумму 9 036 600 рублей.
Полагая, что приказ министерства является незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии у министерства оснований для вынесения оспариваемого приказа. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.
Согласно пункту 2 Порядка применения целевых статей расходов в части, относящейся к краевому бюджету и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, утвержденного приказом Минфина Краснодарского края от 31.12.2013 N 540 (далее - Порядок) и действовавшего в спорном периоде, целевые статьи расходов краевого бюджета обеспечивают привязку бюджетных ассигнований краевого бюджета к государственным программам Краснодарского края, их подпрограммам и (или) непрограммным направлениям деятельности органов государственной власти и иных государственных органов Краснодарского края и (или) к расходным обязательствам, подлежащим исполнению за счет средств краевого бюджета.
В силу пункта 9 Порядка перечень кодов целевых статей расходов, применяемых для отражения расходов краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, и их наименований представлен в приложении к данному документу.
Согласно приложению к Порядку по коду направления расходов 6047 "Субсидии на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения", действовавшего до 01.07.2014, по данному направлению расходов отражаются расходы краевого бюджета на предоставление бюджетам муниципальных образований Краснодарского края субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по развитию общественной инфраструктуры муниципального значения, а также расходы бюджетов муниципальных образований Краснодарского края на осуществление указанных полномочий, источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.06.2011 N 622 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012 - 2015 годы", действовавшим до 01.01.2014, предусматривалось предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по развитию общественной инфраструктуры муниципального значения.
Суды установили, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2018 по делу N А32-18695/2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.02.2019 признан незаконным приказ министерства от 06.04.2017 N 130 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансферов из краевого бюджета", как не соответствующий требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и отменен в части приостановления с 10.04.2017 предоставления бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район межбюджетных трансфертов, в отношении которых главным распорядителем средств краевого бюджета является министерство на сумму 10 402 580 рублей. Суд обязал министерство в месячный срок устранить нарушение прав и законных интересов муниципального образования Приморско-Ахтарский район. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2019 N 308-ЭС19-7527 департаменту отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При рассмотрении дела N А32-18695/2017 суды сделали вывод о том, что средства краевого бюджета в сумме 9 036 600 рублей в рамках долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012 - 2015 годы направлены по целевому назначению с указанием "Субсидии на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения", а довод департамента о том, что на основании гражданско-правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288 и дополнительного соглашения к нему от 08.08.2014 N 2 МБОУ СОШ N 1 фактически осуществлен демонтаж (снос) зданий муниципальной собственности, изучен судом и отклонен как необоснованный, поскольку согласно представленной в материалы дела финансово-хозяйственной документации спорные денежные средства использованы в рамках целевого проекта по реконструкции здания МБОУ СОШ N 1
При этом суды в рамках дела N А32-18695/2017 исходили из того, что МБОУ СОШ N 1 заключило с ООО "Монолит-Строй" гражданско-правовой договор от 01.11.2013 NN 0118300014713000288 на реконструкцию здания МБОУ СОШ N 1. В рамках указанного договора МБОУ СОШ N 1 уплатило ООО "Монолит-Строй", в том числе 9 036 600 рублей за счет средств краевого бюджета и 1 197 400 рублей за счет средств местного бюджета, за работы по демонтажу (сносу) покрытий кровель, перекрытий, водопровода, канализации, отопления, вентиляции, части здания литер "А1", и прочих конструкций (7 505 900 рублей) и за закупку строительных материалов (2 728 100 рублей). Согласно сведениям об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на 2014 год от 21.04.2014, утвержденным начальником управления образования администрации, МБОУ СОШ N 1 на 2014 год предусмотрены субсидии с кодом субсидии 737 6047 00 на сумму 9 036 600 рублей - субсидии на осуществление капитальных вложений по объекту: "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска". Согласно платежному поручению от 25.03.2014 N 251 средства краевого бюджета в сумме 9 036 600 рублей поступили в местный бюджет с назначением платежа - субсидия ДКЦП "Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения 2012 - 2015 годы" (реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска). Оплата работ по реконструкции здания МБОУ СОШ N 1 произведена платежными поручениями от 24.12.2013 N 9182772, 28.03.2014 N 430800, 23.05.2014 N 1592. В качестве назначения платежа в данных документах указана оплата реконструкции здания МБОУ СОШ N 1 по гражданско-правовому договору от 18.10.2013 N 0118300014713000288, в качестве основания платежа - оплата реконструкции здания МБОУ СОШ N 1. Таким образом, средства краевого бюджета в сумме 9 036 600 рублей в рамках долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012 - 2015 годы направлены по целевому назначению с указанием "Субсидии на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения".
Указанные обстоятельства, установленные судами в рамках дела N А32-18695/2017, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно посчитали имеющими преюдициальное значение для рассмотрения данного дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды учли, что основанием для издания приказа, оспариваемого в рамках данного дела, явились те же обстоятельства, что и для издания приказа министерства от 06.04.2017 N 130 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета", который признан незаконным и отменен решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2018 по делу N А32-18695/2017.
Суды исследовали и обоснованно отклонили доводы департамента о том, что на основании гражданско-правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288 и дополнительного соглашения к нему от 08.08.2014 N 2 МБОУ СОШ N 1 фактически осуществлен демонтаж (снос) зданий муниципальной собственности, поскольку согласно представленной в материалы дела финансово-хозяйственной документации спорные денежные средства использованы в рамках целевого проекта по реконструкции здания МБОУ СОШ N 1. Согласно акту обследования Межведомственной комиссией здания МБОУ СОШ N 1 от 31.10.2014, а также заключению и отчету специализированных экспертных организаций ОАО "Оргтехстрой" и ЗАО "Энергетик" техническое состояние части здания классифицировано как недопустимое, непригодное для эксплуатации и подлежащее сносу. Указанные работы по демонтажу проведены в рамках общего проекта реконструкции. Документально вывод судов не опровергнут, что подтверждено представителями министерства и департамента в судебном заседании кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не принял довод министерства об отсутствии причинно-следственной связи между оформлением акта проверки с уведомлением и действиями министерства, поскольку акт проверки с уведомлением оформляло иное лицо, действия которого не оспорены.
Результаты проведенной департаментом проверки и выводы, содержащиеся в акте проверки от 20.01.2017, явились основанием для направления им министерству уведомления о применении бюджетных мер принуждения и издания министерством оспариваемого приказа. Между актом проверки от 20.01.2017, уведомлением от 05.07.2018 N 56-1001/18- 01-13 и оспариваемым приказом министерства имеется прямая причинно-следственная связь. Министерство, как финансовый орган, при рассмотрении уведомления, направленного департаментом от 05.07.2018 N 56-1001/18-01-13 и принятии приказа от 23.07.2018 N 357, не было лишено возможности оценивать наличие либо отсутствие оснований для применения мер бюджетного принуждения к администрации, исходя из конкретных обстоятельств, в том числе с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делу N А32-18695/2017.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали недействительным приказ министерства от 23.07.2018 N 357 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета".
Доводы кассационных жалоб выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 по делу N А32-35466/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2018 по делу N А32-18695/2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.02.2019 признан незаконным приказ министерства от 06.04.2017 N 130 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансферов из краевого бюджета", как не соответствующий требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и отменен в части приостановления с 10.04.2017 предоставления бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район межбюджетных трансфертов, в отношении которых главным распорядителем средств краевого бюджета является министерство на сумму 10 402 580 рублей. Суд обязал министерство в месячный срок устранить нарушение прав и законных интересов муниципального образования Приморско-Ахтарский район. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2019 N 308-ЭС19-7527 департаменту отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 октября 2019 г. N Ф08-8052/19 по делу N А32-35466/2018