г. Краснодар |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А20-408/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.В., при ведении протокола помощником судьи Зориной А.Л. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики, от истца - Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (ИНН 0711008455, ОГРН 1020700746901) - Умовой Н.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие ответчика - муниципального учреждения "Местная администрация городского округа Баксан" (ИНН 0701004155, ОГРН 1020700509170), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019 по делу N А20-408/2019, установил следующее.
Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МУ "Местная администрация городского округа Баксан" (далее - администрация) о взыскании 38 656 рублей 45 копеек долга за потребленную в сентябре - ноябре 2018 года электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН) в многоквартирных жилых домах (далее - МКД).
Решением от 20.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.08.2019, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, в нарушение пункта 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) администрация не провела конкурс по отбору управляющей организации, по ее вине истец несет убытки в размере стоимости электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, превышающей нормативное потребление коммунального ресурса, которую истец не вправе требовать от собственников и нанимателей помещений.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, общество в соответствии с Приказом Региональной энергетической комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 12.10.2006 N 111-Э является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Выполняя функции гарантирующего поставщика электрической энергии, общество поставляет электрическую энергию на общедомовые нужды в МКД, находящиеся в г.о. Баксан по адресам: ул. Лазо, 10; ул. Свободы, 3, 5; ул. Пушкина, 254, 258, 260, 262, 264; ул. Сижажева, 1 - 5, 6(7).
Полагая, что бездействие администрации по проведению открытого конкурса по отбору организации для управления МКД повлекло причинение убытков в виде неполучения дохода в размере стоимости объема электроэнергии, потребленной в МКД сверх норматива на ОДН, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Суды применили нормы Жилищного кодекса, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
По смыслу пункта 17 Правил N 354 собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 названных Правил, получают коммунальную услугу соответствующего вида от ресурсоснабжающей организации до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом.
При этом в силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Суды также правомерно отклонили доводы общества об обязанности администрации оплачивать электроэнергию, приходящуюся на помещения в МКД, переданные по договору социального найма. Органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг до заселения этих жилых помещений.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных Жилищным кодексом (статья 60 названного Кодекса).
На основании статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу части 2 статьи 153 Жилищного кодекса обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Согласно частям 3 и 4 статьи 155 Жилищного кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения, а плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги - управляющей компании (если таковая имеется), за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
Правила N 354 также устанавливают обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
Согласно части 1.1 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя: плату за наем жилого помещения и плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Проанализировав данные нормы, суды правильно сделали вывод о том, что жилищное законодательство не устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в МКД по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи наймодателю.
В материалах дела имеются протоколы собраний собственников помещений МКД (за исключением находящегося по ул. Лазо, 10), на которых приняты решения о выборе непосредственного способа управления домами. Управление МКД, расположенного по ул. Лазо, 10, осуществляется товариществом собственников жилья. Общество не заявляло о фальсификации протоколов, не обосновало ничтожность решений собраний.
Таким образом, общество не обосновало невозможность взыскания стоимости электрической энергии на ОДН с потребителей и наличие такой обязанности у администрации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку не опровергают правильности выводов судов, по существу сводятся к несогласию с результатами оценки доказательств и установленных фактических обстоятельств по делу, переоценка которых в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019 по делу N А20-408/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила N 354 также устанавливают обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
Согласно части 1.1 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя: плату за наем жилого помещения и плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 декабря 2019 г. N Ф08-11092/19 по делу N А20-408/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11092/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11092/19
20.08.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2756/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-408/19