Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с серьезной обеспокоенностью проблемой проверки финансовыми организациями недействительных российских паспортов своих клиентов посредством информационных сервисов МВД России, а также Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, по общему правилу обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов.
В абзаце четвертом п. 5.4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что при подтверждении достоверности сведений, полученных в ходе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны использовать, в частности, сведения из информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, в том числе полученные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В связи со вступлением в силу Указания Банка России от 04.04.2023 N 6397-У 1 из Положения Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N 499-П) с 6 июня 2023 года была исключена ссылка на необходимость использования кредитными организациями информационных сервисов, размещаемых на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России в сети "Интернет", в качестве источника сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших лиц, об утерянных бланках паспортов. При этом обязанность кредитных организаций при идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате идентификации, использовать данные из открытых информационных систем органов государственной власти, размещенных в сети "Интернет" либо в СМЭВ, была сохранена (абзац первый п. 2.2 Положения Банка России N 499-П).
По свидетельству банков - членов АРБ, информационный сервис Главного управления по вопросам миграции МВД России "Проверка по списку недействительных российских паспортов" ранее использовался в качестве основного источника информации для онлайн-проверок действительности российских паспортов при идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате идентификации. До начала июля т. г. данный сервис функционировал достаточно стабильно, а затем прекратил свою работу.
Сервис МВД России позволял кредитным организациям, равно как иным субъектам Закона N 115-ФЗ, на регулярной основе контролировать изменения паспортных данных своих клиентов, в относительно легкодоступной форме проводить онлайн-проверки паспортов новых клиентов (за исключением массовых проверок), значительно снижал нагрузку на информационные сервисы СМЭВ по проверке действительности российских паспортов.
В настоящее время субъекты Закона N 115-ФЗ продолжают использовать архивный файл со списком недействительных российских паспортов, доступный для скачивания с сайта МВД России, но получать обновления этого списка через сайт МВД России уже не могут. Данное обстоятельство влечет за собой необходимость проверки сведений о российских паспортах посредством каких-либо иных информационных сервисов, в первую очередь СМЭВ.
Однако следует учитывать, что доступ к сервисам СМЭВ имеют далеко не все субъекты Закона N 115-ФЗ, в том числе даже не все категории финансовых организаций. Так, в п. 6.1 Правил и процедур работы в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия по Методическим рекомендациям версии 3.ХХ установлен закрытый перечень категорий организаций, которые могут получить доступ к СМЭВ. Помимо органов власти, подведомственных им структур и прямо поименованных компаний, в этот список входят, в частности: кредитные организации; бюро кредитных историй; брокеры; управляющие ценными бумагами; депозитарии; управляющие компаний инвестиционных, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов; негосударственные пенсионные фонды; платежные агенты; банковские платежные агенты; операторы электронных площадок; операторы специализированных торговых площадок; страховые организации; микрофинансовые организации; кредитные потребительские кооперативы; ломбарды; юридические лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (коллекторы). Вместе с тем лизинговые организации, клиринговые организации, лица, осуществляющие аудиторскую деятельность, а также ряд категорий юридических и физических лиц, не осуществляющих финансовую деятельность, но являющихся субъектами Закона N 115-ФЗ, например, риэлторы, нотариусы, не вправе подключиться к СМЭВ.
Кроме того, существующие технические возможности СМЭВ не в полной мере отвечают потребностям участников электронного взаимодействия, и в некоторых случаях сервисы СМЭВ (версий 2 и 3) не способны (по причинам, не зависящим от воли участников взаимодействия) обеспечить получение ими сведений, необходимых, в том числе, для целей исполнения требований Закона N 115-ФЗ. В последнее время онлайн-проверка российских паспортов осуществлялась кредитными организациями с использованием сервисов СМЭВ 3 "Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации по серии и номеру" / "Проверка действительности паспорта для банков", а также Сервисного концентратора МВД России в СМЭВ 2. Однако использование указанных видов сведений СМЭВ 3 на регулярной основе является достаточно затруднительным для кредитных организаций ввиду низкой скорости ответа и ограничений на количество запросов в сутки, что, в частности, не позволяет кредитным организациям в зафиксированные в ПВК по ПОД/ФТ даты обновления сведений проверять единовременно всю клиентскую базу (в то время как с использованием информационного сервиса Главного управления МВД России по вопросам миграции "Проверка по списку недействительных российских паспортов" это было возможно). Также при получении сведений с использованием сервисов СМЭВ 3 нередко наблюдаются ошибки, например, указание на заведомо недействительный паспорт как на действительный и наоборот.
Как нам известно, представители МВД России указывают, что актуальная информация О действительности российских паспортов в настоящее время содержится в ресурсе СМЭВ 4, а информация в предыдущих версиях СМЭВ (СМЭВ 2, СМЭВ 3) не обновляется с момента выхода новой версии, и использование неактуальных версий СМЭВ для установления сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов влечет получение недостоверной информации.
Однако, по свидетельству банков - членов АРБ, ресурс СМЭВ 4 на сегодняшний день окончательно не введен в промышленную эксплуатацию, находится в стадии тестирования и поэтому пока доступен не всем (фактически, в полной мере ресурс доступен только тем организациям, которые участвуют в соответствующем эксперименте).
В качестве теоретически допустимой альтернативы использования ресурса СМЭВ 4 для проверки действительности российских паспортов банки указывают на получение доступа к витрине данных портала "Госуслуги" - т. н. Цифровому профилю клиента. Тем не менее пользование данным информационных ресурсом также осложнено рядом проблем объективного характера, основные из которых заключаются в следующем.
Во-первых, в Цифровом профиле клиента размещаются лишь те персональные данные российского гражданина, которые были им самостоятельно загружены в его личный кабинет на портале "Госуслуги". Например, действующее законодательство не предусматривает полномочий МВД России как государственного органа, осуществляющего учет выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации, корректировать паспортные данные российских граждан в их профиле на портале "Госуслуги". Следовательно, гражданин может первоначально загрузить в свой личный кабинет и затем (при необходимости) изменить собственные паспортные данные на портале "Госуслуги" только путем личного обращения к указанному сайту (для чего необходима авторизация гражданина посредством заполнения логина (телефона, электронной почты или СНИЛС) и пароля и внесение соответствующих данных в надлежащие электронные графы) и последующей проверки введенных гражданином данных со стороны МВД России. Тем не менее в случае, если гражданин не обновит свои паспортные данные при замене паспорта (по достижении нормативно установленного возраста, изменения фамилии, имени и/или отчества, наличия ошибок или повреждений ранее выданного паспорта, утраты паспорта и по другим причинам) в его личном кабинете на портале "Госуслуги" будет содержаться неактуальная информация о паспорте и такая информация будет отражаться в витрине данных.
Во-вторых, не у всех российских граждан имеется учетная запись на портале "Госуслуги". Кроме того, даже при наличии учетной записи гражданин в силу определенных причин (возраста, состояния здоровья, временного отсутствия доступа к сети "Интернет") может быть не состоянии обновлять Персональные данные в своем профиле на портале "Госуслуги".
В-третьих, получение кредитными организациями и прочими управомоченными лицами персональных данных через витрину данных на портале "Госуслуги" возможно только при наличии предварительно данного согласия гражданина (субъекта персональных данных) на их передачу определенным лицам. При отсутствии такого согласия со стороны субъекта персональных данных использование Цифрового профиля клиента недоступно.
Наконец, в-четвертых, так же, как и в случае со СМЭВ 4, не все субъекты Закона N 115-ФЗ (например, лизинговые организации) могут получить доступ к витрине данных на портале "Госуслуги" - Цифровой профиль клиента.
Таким образом, на сегодняшний день складывается ситуация, при которой субъекты Закона N 115-ФЗ объективно ограничены в возможностях использования простого и малозатратного (с финансовой, технико-технологической и временной точек зрения) механизма получения актуальной и надежной информации о российских паспортах своих клиентов, в том числе в целях надлежащего исполнения противолегализационного законодательства. При этом с наибольшими трудностями сталкиваются те юридические и физические лица, которые в соответствии с действующим регламентом вообще не вправе стать участниками взаимодействия ни через СМЭВ, ни через витрину данных на портале "Госуслуги".
Учитывая изложенное, в целях минимизации рисков обслуживания сомнительных категорий клиентов и недопущения совершения незаконных операций (сделок), возможно, направленных на отмывание доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, просим Вас оказать содействие в организации эффективного электронного взаимодействия субъектов Закона N 115-ФЗ с МВД России посредством СМЭВ 4 и (или) иных информационных ресурсов, в том числе формирования оперативного и стабильно действующего канала для онлайн-проверок российских паспортов.
Ассоциация выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Президент, |
Г.А. Тосунян |
------------------------------
1Указание Банка России от 04.04.2023 N 6397-У "О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 26 сентября 2023 г. N А23-01/5-447 "О проблемах проверки недействительных российских паспортов посредством сервисов МВД России и СМЭВ"
Опубликование:
-