Решение Самарского областного суда от 31 июля 2023 г. N 3а-1471/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1471/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части нормативных правовых актов, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" (далее по тексту - Перечень на 2021 год) размещен на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 19 октября 2020 года и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21 октября 2020 года.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" (далее Перечень на 2022 год) размещен на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 22 октября 2021 года.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (далее по тексту - Перечень на 2023 год) опубликован и размещен на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 9 ноября 2022 года.
Пунктом 18598 в Перечень на 2021 год, пунктом 18371 в Приложение N 1 к Перечню на 2022 год, пунктом 18125 в Приложение N 1 к Перечню на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>.
ФИО8 в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилого здания, не обладающего признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, и включение в Перечни противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагают на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Объект недвижимости с момента приобретения в собственность, с 2020 года, находится в аварийном состоянии и не используется. Торговые, офисные помещения, а также помещения по оказанию бытовых услуг и услуг общественного питания отсутствуют.
В судебное заседание административный истец, иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
Административный истец представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку спорный объект имеет наименование "контора", что позволяет отнести его к объектам, предназначенным для использования в целях размещения объектов административного назначения, и на основании п. 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ включено в оспариваемые Перечни. В 2021-2022 годах мероприятия по определению фактического использования здания министерством не проводились, решения об исключении объекта недвижимости из Перечней на 2017-2023 годы не принимались.
Представитель администрации м.р. Хворостянский Самарской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что органами местного самоуправления в 2021-2023 года мероприятия по определению фактического использования здания с кадастровым номером N, а также инвентаризация не проводились.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014, от 22.10.2021 N 2233 от 08.11.2022 N 2077 утверждены оспариваемые административным истцом Перечни на 2021-2023 года.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Пунктом 18598 в Перечень на 2021 год, пунктом 18371 в Приложение N 1 к Перечню на 2022 год, пунктом 18125 в Приложение N 1 к Перечню на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности административному истцу ФИО9 на основании договора купли-продажи от 05.12.2020.
Согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, по адресу: <адрес> кв. м, имеет назначение: нежилое, наименование: контора, отсутствуют данные о кадастровых номерах иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен данный объект. По сообщению администрации с.п. Новокуровка м.р. Хворостянский Самарской области от 21.07.2023 отсутствует информация о правообладателе земельного участка под строением. Получить сведения из ЕГРН не представилось возможным из-за отсутствия факта постановки участка на кадастровый учет.
Таким образом, здание "контора" расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не определен, что не свидетельствует о безусловном использовании земли под размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Согласно представленным по запросам суда из филиала ППК Р. по Самарской области кадастровым паспортам от 26.10.2012 и от 09.03.2011 здание с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, имеет наименование - контора, назначение - нежилое здание, общая площадь 244,7 кв. м. На ситуационных планах объекта недвижимого имущества отображено здание Литера А с внутренними помещениями в количестве 14 и пристрой Литера а.
Из технических паспортов на здание от 15.01.2004 и от 21.07.2010, на помещение от 24.05.2011, представленных по запросу суда ГУП Самарской области "Ц." Юго-Западное управление, следует, что по результатам инвентаризации объекта - контора в Хворостянском районе с. Новокуровка, состоит из помещения Литера А, площадью 304,2 кв. м, в том числе 3 "вспомогательных помещений", 11 "кабинетов", и помещения Литера а "котельная", площадью 6,1 кв. м.
Таким образом, по данным технического (инвентаризационного) учета в здании с кадастровым номером N отсутствуют административные, офисные помещения, торговые объекты, объекты бытового обслуживания и общественного питания.
По мнению суда, понятие "контора" не является тождественным понятием "здание административного назначения", а части нежилого помещения, поименованные как "кабинеты", не могут быть однозначно отнесены к офисам и помещениям административного назначения, так как термины "кабинет" и "офис" не тождественны, а также к торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания.
На фотоматериалах, представленных к административному иску зафиксировано кирпичное одноэтажное отдельно стоящее строение с частичной кровлей и остеклением в окнах, внутри здание частично имеется мебель, на полу мусор, на потолке следы протечек, отсутствует техника, оборудование, то есть признаки какой-либо деятельности.
Актом осмотра объекта недвижимого имущества от 19.06.2023 глава администрации с.п. Новокуровка м.р. Хворостянский Самарской области установила, что контора, площадью 244,7 кв. м, по адресу: Самарская область, Хворостянский район, с. Новокуровка, не используется.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения на дату утверждения Перечней на 2021-2023 года ни административным ответчиком, ни органами местного самоуправления (администрация м.р. Хворостянский Самарской области, администрация с.п. Новокуровка м.р. Хворостянский Самарской области) не проводились.
Позиция административного ответчика в письменных возражениях со ссылкой на наименование "контора", позволяющее отнести к объектам, предназначенным для использования в целях размещения объектов административного назначения, судом во внимание не принимается, поскольку земельный участок под нежилым зданием не имеет определенный вид разрешенного использования, а объект недвижимости по наименованию и назначению помещений, не подпадает под признаки, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ.
По запросу суда министерством имущественных отношений Самарской области не представлено доказательств о проведении мероприятий по определению вида фактического использования в целях выявления объектов, подлежащих включению в Перечни на 2021-2023 года, в отношении спорного здания. Администрация
Исходя из материалов дела, представленных и полученных по запросам доказательств, суд приходит к выводу, что наименование, назначение и технические характеристики здания и помещений в нем, а также земельный участок под зданием, однозначно не предполагают размещение здания административного делового, коммерческого м бытового назначения, наименование спорного здания - контора не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости, однако мероприятий по определению фактического использования спорного здания на момент формирования и утверждения Перечней на 2021-2023 года административным ответчиком не проводилось. При рассмотрении настоящего административного дела административным ответчиком не доказан факт соответствия спорного объекта недвижимости, критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ, в связи с чем отсутствовали основания включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2021-2023 года, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого акта в части недействующим со дня принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемый нормативный акт был размещен в информационно-коммуникационной сети "Интернет", суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем судебном акте в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление ФИО11 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 18598 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в Приложение N 1 под пунктом 18371 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08 ноября 2022 года N 2077, в части включения в Приложение N 1 него под пунктом 18125 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N.
Возложить обязанность на Министерство имущественных отношений Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 11.08.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 31 июля 2023 г. N 3а-1471/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании