г. Краснодар |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А32-17847/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от истца - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Зюбина А.А. (доверенность от 09.01.2019), от ответчиков: общества с ограниченной ответственностью "Приморск" (ИНН 2352005702, ОГРН 1022304750346) - Сперанского В.К. (доверенность от 27.02.2019), администрации муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878, ОГРН 1022304744560) - Пивня А.И. (доверенность от 02.07.2019), от третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко-археологический музей-заповедник "Фанагория"" - Остапенко С.Н. (доверенность от 09.12.2019), администрации Краснодарского края - Калинина Г.И. (доверенность от 21.03.2019), в отсутствие третьего лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приморск" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 по делу N А32-17847/2018, установил следующее.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Приморск" (далее - общество) и администрации муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация) о признании недействительным (ничтожным) подписанного ответчиками договора от 03.08.2007 N 1457 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:30:0501006:4 (площадью 152 245 кв. м), расположенного по адресу: Темрюкский район, пос. Приморский, в 2,5 км восточнее пос. Приморский; признании отсутствующим права собственности общества на данный участок, истребовании его из чужого незаконного владения с указанием в резолютивной части решения суда на то, что оно является основанием для исключения из ЕГРН регистрационной записи от 29.08.2007 N 23-23-44/016/2007-923 (уточненные требования).
Иск основан на статьях 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), нормах Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), разъяснениях, изложенных в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), и мотивирован тем, что спорный земельный участок расположен в границах памятника археологии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУК "Государственный историко-археологический музей-заповедник "Фанагория"" (далее - учреждение), Департамент имущественных отношений Краснодарского края и администрация Краснодарского края.
Решением от 11.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.10.2019, договор от 03.08.2007 N 1457 признан ничтожным, применены последствия недействительности данной сделки: признано отсутствующим право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0501006:4; указано, что решение является основанием для исключения из ЕГРН регистрационной записи от 29.08.2007 N 23-23-44/016/2007-923 о праве собственности общества на спорный земельный участок. В остальной части в иске отказано, распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что спорный земельный участок имеет историко-культурное назначение и относится к землям особо охраняемых территорий в силу закона, поскольку расположен на территории комплекса "Фанагория" (ранее - городище (некрополь) "Фанагория"), который является объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Спорный договор купли-продажи не содержит условий о том, что общество приняло на себя обязательства по сохранению данного комплекса, напротив, в нем содержится указание на использование земельного участка для жилищного строительства рекреационного назначения. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 23:30:0501006:4 расположен на территории береговой полосы Черного моря (Таманского залива) и имеет наложение на первую зону горно-санитарной охраны (зону строго режима) курортов местного значения. Срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен, поскольку о нарушенном праве управление как лицо, не являющееся стороной оспариваемого соглашения, узнало из письма учреждения от 20.02.2018 N 20.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, управлением пропущен срок исковой давности. Утверждение судов об осведомленности управления о нарушенном праве после получения письма учреждения от 20.02.2018 N 20 не имеет правового значения, поскольку редакция статьи 181 Гражданского кодекса на момент заключения договора от 03.08.2007 предусматривала, что течение срока исковой давности начинается с начала исполнения договора. Истец не доказал наличие у него охраняемого законом интереса в оспаривании договора купли-продажи от 03.08.2007 N 1457. Спорный земельный участок не относится к федеральной собственности. В материалах дела отсутствуют доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов культурного наследия. На момент подписания договора право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0501006:4 не было разграничено, поэтому администрация правомерно распорядилась им. Границы охранной зоны объекта археологического наследия установлены и утверждены только 17.07.2013. Заключение кадастрового инженера Князева Ю.А. является ненадлежащим доказательством. Не обоснованы выводы судов о нахождении спорного участка в границах береговой полосы и о том, что он является ограниченным в обороте.
В отзывах на кассационную жалобу администрация муниципального образования Темрюкский район и администрация Краснодарского края указали на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании постановления главы муниципального образования Темрюкский район 03.07.2007 N 3064 администрация (продавец) и общество (покупатель) подписали договор от 03.08.2007 N 1457 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:30:0501006:0004 площадью 152 245 кв. м, расположенного по адресу: Темрюкский район, пос. Приморский, в 2,5 км восточнее пос. Приморский, для жилищного строительства рекреационного назначения.
Право собственности общества зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН сделана регистрационная запись от 29.08.2007 N 23-23-44/016/2007-923 (свидетельство о государственной регистрации серии 23 АД N 335102).
Как указано в иске, в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 629-р "О закреплении недвижимого имущества Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный историко-археологический музей-заповедник "Фанагория"" выявлено, что на территории объекта культурного наследия федерального значения (ансамбль) "Археологический комплекс "Фанагория" VI в. до н.э. - XI в. н.э." (далее - комплекс "Фанагория"), расположенного по адресу: Темрюкский район, пос. Сенной, 1 - 2 км западнее окраины поселка, расположен спорный земельный участок, который принадлежит на праве собственности обществу.
В письме от 20.02.2018 N 20 учреждение сообщило управлению о выявленных обстоятельствах.
Управление, ссылаясь на то, что общество незаконно приобрело право собственности на спорный земельный участок, обратилось с иском в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в Гражданском кодексе.
По смыслу статьи 166 Гражданского кодекса в применимой к спорным отношениям редакции, правом на предъявление требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки обладает заинтересованное в этом лицо.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В пунктах 78, 84 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что удовлетворение иска лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности возможно только при отсутствии установленного гражданским законодательством иного, помимо реституции, способа защиты права этого лица. Иск о признании недействительной ничтожной сделки допустим при наличии у заявителя законного интереса в признании такой сделки недействительной.
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса определяет, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании пунктов 3 и 5 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ и утверждаются актом уполномоченного органа.
Земельные участки в утвержденных границах указанных территорий относятся к землям историко-культурного назначения (статья 5 Закона N 73-ФЗ).
Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых и иных работ, при условии обеспечения сохранности этого объекта, а также обеспечения доступа граждан к нему (пункт 5 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ).
По смыслу пункта 1 статьи 31 Закона N 73-ФЗ началу каких-либо работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (включенный в реестр, выявленный или обладающий признаками такого объекта), должны предшествовать историко-культурная экспертиза (пункт 1 статьи 31), реализация обязательных разделов проектов проведения таких работ об обеспечении сохранности этого объекта (пункт 2 статьи 36 данного Закона).
Законодатель допускает приватизацию земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (как включенного в реестр, так и выявленного), с обязательным включением в договор купли-продажи обязанности покупателя по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, или соблюдению особого режима использования такого участка (пункты 7 и 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ).
В силу пунктов 2, 3 статьи 49 и пункта 1 статьи 50 Закона N 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, а сам объект археологического наследия после приватизации земельного участка сохраняется в государственной собственности. Объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат. Границы территории объекта культурного наследия утверждаются актом уполномоченного органа (пункт 5 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ).
Частью 2 статьи 99 Земельного кодекса установлено, что земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (пункт 8) утвержден список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения (приложение N 1). В этот список вошло городище "Фанагория", расположенное близ пос. Сенного, на берегу Таманского залива. Названное постановление дополнено (частично изменено) постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, которым утверждено приложение N 1 (памятники археологии), с включением в него некрополя "Фанагория" (VI век до н.э. - XI век н.э.), расположенного близ пос. Сенного, на берегу Таманского залива, на территории городища "Фанагория".
В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. В пункте 2 названного Указа установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, приведенные в приложении N 1 постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 с дополнениями, содержащимися, в том числе, и в постановлении Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624.
Суды исследовали представленное в материалы дела заключение кадастрового инженера Князева Ю.А.(подготовлено на основании определения суда от 02.11.2018), согласно которому земельный участок с кадастровым номером 23:30:0501006:4 расположен на территории береговой полосы Черного моря (Таманского залива) и имеет наложение на первую зону горно-санитарной охраны (зону строго режима) курортов местного значения, а также на объект и охранные зоны объекта археологического наследия федерального значения (памятника археологии) "Фанагория", занесенные в ГКН. Факт нахождения спорного земельного участка на территории указанного объекта исторического и культурного наследия также подтвержден градостроительным заключением от 16.08.2006 N 1760, в котором отражено, что использовать участок возможно под выпас, производство земляных работ на глубину не более 0,2 м. В примечании к учетной карте объекта (комплекса "Фанагория") указано на то, что в границах данного комплекса расположены земельные участки различных категорий земель, в том числе спорный земельный участок с кадастровым номером 23:30:0501006:4, относящийся к землям запаса.
Исходя из представленных в материалы дела сведений о правовом режиме использования земельных участков и градостроительных регламентов, на территории охранной зоны комплекса "Фанагория" установлен запрет на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов капитального строительства, введены ограничения хозяйственной деятельности (в том числе запрет размещения или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов).
По условиям договора купли-продажи от 03.08.2007 N 1457 спорный земельный участок предоставлен для жилищного строительства рекреационного назначения, что прямо противоречит указанным требованиям. Спорный договор не содержит условия о принятии обществом обязательства по сохранению комплекса "Фанагория".
Принимая во внимание данные обстоятельства в совокупности, а также учитывая выводы кадастрового инженера о расположении спорного земельного участка на территории береговой полосы Черного моря (Таманского залива) и наложении на первую зону горно-санитарной охраны (зону строго режима) курортов местного значения, суды сделали верный вывод о ничтожности договора купли-продажи от 03.08.2007 N 1457.
Довод заявителя о том, что заключение кадастрового инженера Князева Ю.А. является ненадлежащим доказательством, следует отклонить, поскольку общество выводы, изложенные в данном заключении документально не опровергло, о проведении по делу судебной экспертизы не ходатайствовало, поэтому несет соответствующие риски (статьи 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка заявителя на то, что управлением пропущен срок исковой давности, поскольку редакция статьи 181 Гражданского кодекса на момент заключения договора от 03.08.2007 предусматривала, что течение срока исковой давности начинается с начала исполнения договора, не принимается во внимание. Подписание договора купли-продажи само по себе не свидетельствует о начале исполнения сделки (фактической передаче имущества) и не подтверждает выбытие его из владения учреждения и фактическое владение ответчика имуществом с указанной даты. Как установили суды, и не оспорили участвующие в деле лица, общество не приступило к освоению спорного земельного участка; с момента подписания оспариваемой сделки и до настоящего времени им владеет учреждение.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе и в случае самовольного занятия участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (статья 60 Земельного кодекса).
Выводы судов соответствуют материалам дела. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 по делу N А32-17847/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя на то, что управлением пропущен срок исковой давности, поскольку редакция статьи 181 Гражданского кодекса на момент заключения договора от 03.08.2007 предусматривала, что течение срока исковой давности начинается с начала исполнения договора, не принимается во внимание. Подписание договора купли-продажи само по себе не свидетельствует о начале исполнения сделки (фактической передаче имущества) и не подтверждает выбытие его из владения учреждения и фактическое владение ответчика имуществом с указанной даты. Как установили суды, и не оспорили участвующие в деле лица, общество не приступило к освоению спорного земельного участка; с момента подписания оспариваемой сделки и до настоящего времени им владеет учреждение.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе и в случае самовольного занятия участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (статья 60 Земельного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2019 г. N Ф08-11145/19 по делу N А32-17847/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11145/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17847/18
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17847/18
04.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5455/19
11.02.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17847/18
01.10.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17847/18
15.08.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17847/18
18.06.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17847/18
14.05.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17847/18