г. Краснодар |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А53-23953/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2019 года.
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Драбо Т.Н.,
рассмотрев без участия в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Единый информационно-расчетный центр" (ИНН 6154564537, ОГРН 1106154000655) и заинтересованного лица - Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (ИНН 6164229665, ОГРН 1046164044827), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единый информационно-расчетный центр" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 по делу N А53-23953/2019,
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Единый информационно- расчетный центр" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (далее - отдел) Харченко Е.С. от 04.04.2019 N 0028428 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа (далее - постановление от 04.04.2019 N 0028428) и постановления начальника отдела - старшего судебного пристава отдела Петришенко Д.С. от 23.05.2019 N 1155/19/61018-АЖ "О признании действий (бездействия) правомерными и отказе в удовлетворении жалобы" (далее - постановление от 23.05.2019 N 1155/19/61018-АЖ).
Решением суда от 30.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2019, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности и отсутствие оснований для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества, производство по делу прекратить; в случае отсутствия оснований для признания незаконным и отмены постановления от 04.04.2019 N 0028428 признать совершенное обществом правонарушение малозначительным, либо заменить административный штраф на предупреждение. По мнению подателя жалобы, дело об административном правонарушении в отношении общества возбуждено на основании протокола от 28.03.2019 N 0028427, однако в оспариваемом постановлении указан протокол N 002428, при составлении которого отсутствовал представитель общества и копия которого обществу не вручена. Размер задолженности, обозначенный в протоколе, не соответствует размеру задолженности, указанной в резолютивной части решения суда по делу N А53-33041/2016 о взыскании с АО "УО ЖКХ" (далее - АО "УО ЖКХ") в пользу ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" 139 331 рубля 76 копеек задолженности. Полномочия по ведению бухгалтерского учета операций по начислению, поступлению и перечислению денежных средств от нанимателей и собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении АО "УО ЖКХ", обществу не передавались, в связи с чем общество не ведет бухгалтерский учет хозяйственной деятельности АО "УО ЖКХ", поэтому необходимые сведения судебному приставу-исполнителю следовало запросить у АО "УО ЖКХ", о чем общество уведомило пристава- исполнителя. Информация об уплате задолженности своевременно представлена судебному приставу-исполнителю должником - АО "УО ЖКХ", но не принята во внимание при рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении общества. В действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При рассмотрении вопроса о применении статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суды не учли, что общество является микропредприятием, впервые привлечено к административной ответственности, в материалах дела отсутствуют доказательства возникновения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и пренебрежительного отношения общества к своим публичным обязанностям; применение меры административного воздействия в виде назначения 50 тыс. рублей штрафа не соответствует тяжести совершенного правонарушения и степени вины общества.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отдел не представил в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в состав сводного исполнительного производства N 74703/17/61018-СД включено исполнительное производство N 74703/17/61018-ИП, возбужденное 11.05.2017 на основании исполнительного листа серии ФС N 014891347, выданного 03.04.2017 Арбитражным судом Ростовской области по делу N А53-2673/17 о взыскании с АО "УО ЖКХ" в пользу ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" 139 331 рубля 76 копеек задолженности. Общая сумма, подлежащая взысканию по сводному исполнительному производству N 74703/17/61018-СД по состоянию на 28.03.2019, составила 2 929 498 рублей 15 копеек.
В рамках исполнительного производства N 74703/17/61018-ИП, входящего в состав сводного исполнительного производства N 74703/17/61018-СД, судебный пристав-исполнитель отдела вынес постановление от 29.01.2019 о предоставлении информации, сведений об имуществе должника, которым обязал общество (как агента, действующего в рамках агентского договора, заключенного с АО "УО ЖКХ") в 7-дневный срок с момента получения постановления предоставить судебному приставу-исполнителю отдела за период с 01.11.2018 по 31.12.2018 документы по бухгалтерскому учету операций по начислению, поступлению и перечислению денежных средств от нанимателей и собственников жилых помещений, а именно: выписку банка по расчетному счету о движении денежных средств АО "УО ЖКХ", реестр платежных документов на перечисление денежных средств поставщикам услуг, оборотную ведомость по поступившим и перечисленным денежным средствам в разрезе статей и поставщиков услуг, оборотную ведомость в разрезе статей и поставщиков, копии платежных поручений на перечисление денежных средств поставщикам услуг, реестр перечислений денежных средств в размере поставщиков услуг за месяц, ведомость поступлений по статьям за месяц, акт сверки по поступившим и перечисленным денежным средствам абонентов в разрезе видов услуг, документы по учету начисленных платежей в разрезе статей и поставщиков услуг. Пунктом 2 указанного постановления общество предупреждено об административной ответственности по статьям 17.8, 17.4, 19.7, 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовной ответственности по статьям 177, 312, 315, 330 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По ходатайству общества, постановлением судебного пристава-исполнителя отдела от 14.03.2019 вызов представителя общества на прием отложен на 28.03.2019.
Письмом от 27.03.2019 N 95 общество уведомило судебного пристава- исполнителя отдела о том, что постановление от 29.01.2019 N 74703/17/61018-ИП о предоставлении информации, сведений об имуществе должника (АО "УО ЖКХ") им не получено, запрос на предоставление информации, сведений об имуществе должника направлен непосредственно третьему лицу, хотя должник готов предоставить всю необходимую информацию.
В установленный срок общество не исполнило требование судебного пристава- исполнителя отдела, что явилось основанием для составления акта от 28.03.2019, протокола от 28.03.2019 N 0028428 и вынесения постановления от 04.04.2019 N 0028428 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление от 04.04.2019 N 0028428 начальнику отдела - старшему судебному приставу отдела Петришенко Д.С.
Постановлением от 23.05.2019 N 1155/19/61018-АЖ жалоба общества на постановление от 04.04.2019 N 0028428 оставлена без удовлетворения.
В соответствии со статьями 197, 198, 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановления от 04.04.2019 N 0028428 и от 23.05.2019 N 1155/19/61018-АЖ в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды сделали мотивированный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя.
Суды правильно исходили из того, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.
Согласно статье 6 Закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Законом N 229-ФЗ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N 118-ФЗ) законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.
Невыполнение законных требований судебного пристава, в том числе непредставление информации, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 Закона N 118-ФЗ, или представление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закона N 118-ФЗ).
Суды оценили представленные в материалы дела акт от 28.03.2019, протокол от 28.03.2019 N 0028428, постановление от 04.04.2019 N 0028428 и мотивированно указали, что требование о предоставлении обществом выписки по расчетному счету о движении денежных средств АО "УО ЖКХ" не образует состав вмененного обществу административного правонарушения. Однако непредставление обществом (как агентом, действующим в рамках агентского договора, заключенного с АО "УО ЖКХ") по требованию судебного пристава-исполнителя таких документов АО "УО ЖКХ" как реестр платежных документов на перечисление денежных средств поставщикам услуг, оборотная ведомость по поступившим и перечисленным денежным средствам в разрезе статей и поставщиков услуг, оборотная ведомость в разрезе статей и поставщиков, копии платежных поручений на перечисление денежных средств поставщикам услуг, реестр перечислений денежных средств в размере поставщиков услуг за месяц, ведомость поступлений по статьям за месяц, акт сверки по поступившим и перечисленным денежным средствам абонентов в разрезе видов услуг, документы по учету начисленных платежей в разрезе статей и поставщиков услуг суды оценили как необходимое и достаточное основание для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказав обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2019 N 0028428.
Суды правильно исходили из того, что общество не представило доказательства объективной невозможности представления запрашиваемых судебным приставом-исполнителем документов.
Суды верно указали, что вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Суды обоснованно отклонили довод общества о том, что дело об административном правонарушении в отношении общества возбуждено на основании протокола от 28.03.2019 N 0028427 об административном правонарушении, указав, что данный довод опровергается представленным в материалы дела протоколом об административном правонарушении от 28.03.2019 N 0028428, составленным с участием представителя общества Безуглого А.И.
Суды проверили соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности и нарушения не установили. Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден.
Таким образом, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2019 N 0028428 и постановления от 23.05.2019 N 1155/19/61018-АЖ.
Суды обсудили вопрос о возможности применения в данном случае статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не усмотрели основания ни для снижения штрафа ниже установленного санкцией части 3 статьи 17.14 Кодекса, ни для замены штрафа на предупреждение, ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
В силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка вывода судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии основания для снижения штрафа ниже установленного санкцией статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, замены штрафа на предупреждение, квалификации правонарушения в качестве малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы общества с учетом части 5.1 статьи 211, части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 по делу N А53-23953/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2019 г. N Ф08-11727/19 по делу N А53-23953/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11727/19
22.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17853/19
13.09.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16927/19
30.08.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-23953/19