г. Краснодар |
|
28 октября 2019 г. |
Дело N А32-5353/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - Министерства здравоохранения Краснодарского края - Бобылевой Е.Л. (доверенность от 17.06.2019), в отсутствие истца - государственного казенного учреждения здравоохранения "Лепрозорий" Министерства здравоохранения Краснодарского края, ответчиков: управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования Абинский район, департамента имущественных отношений Краснодарского края, третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 (судьи Попов А.А., Абраменко Р.А., Малыхина М.Н.) по делу N А32-5353/2019, установил следующее.
ГКУЗ здравоохранения "Лепрозорий" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), администрации муниципального образования Абинский район (далее - администрация), Министерству здравоохранения Краснодарского края (далее - министерство), департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о понуждении снять с кадастрового учета земельный участок площадью 22 063 900 кв. м с кадастровым номером 23:01:0902003:87 и исключить из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведения об указанном земельном участке.
Исковые требования мотивированы тем, что спорный земельный участок перераспределен и фактически прекратил свое существование, однако соответствующие изменения не учтены.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата).
Решением от 25.03.2019, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 10.07.2019, ходатайство департамента об исключении его из числа заинтересованных лиц оставлено без удовлетворения, производство по делу в части требований к администрации прекращено. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что требования учреждения о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, который не прекращает своего существования и не преобразован, противоречат нормам действующего земельного законодательства. В ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 23:01:0902003:87, на который зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, следовательно, он не может быть снят с учета в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Прекращение производства по делу в части требований к администрации мотивировано тем, что в рамках дела N А32-48805/2017 рассмотрено тождественное требование.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования. Податель жалобы указывает, что приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, установлен Порядок ведения ЕГРН. Пунктом 181 данного Порядка в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой участок или в реестре прав на недвижимость записи о права (ограничении права) на такой земельный участок определены действия, которые должен совершить орган регистрации. Документы, подтверждающие проведение кадастровой палатой процедура, предусмотренной указанным Порядком в материалы дела не представлены. Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, при отсутствии спора о правах на него, не должно служить препятствием реализации права на судебную защиту. Вид разрешенного использования спорного участка "для сельскохозяйственного использования" не соответствует уставным целям учреждения, которое является медицинским учреждением особого типа. Границы земельного участка не установлены, адрес местоположения не указан. Нахождение земельного участка на государственном кадастровом учете нарушает права учреждения, которое вынуждено уплачивать земельный налог за пользование данным земельным участком на основании акта о праве постоянного (бессрочного) пользования.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в соответствии с решением исполнительного комитета Абинского районного совета народных депутатов от 15.12.1977 утвержден проектный план внешних границ Абинского клинического лепрозория на площади 2206,02 га и выдан государственный акт на право бесплатного пользования землей от 25.12.1977.
25 января 1982 года заявителю выдан государственный акт серия А-I N 247131 на право бессрочного и бесплатного пользования 2206,39 га земли; акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право пользования землей за N 76.
Постановлением главы администрации Абинского района от 11.12.1992 N 444 из представленных Абинскому клиническому лепрозорию (в настоящее время ГКУЗ "Лепрозорий") земель площадью 2206,39 га земельный участок площадью 2158 га передан подсобному хозяйству "Краснодарский клинический лепрозорий" для производства сельскохозяйственной продукции на праве постоянного (бессрочного) пользования землей, о чем 23.12.1992 выдано свидетельство о праве пользования землей.
По сведениям департамента земельный участок с кадастровым номером 23:01:0902003:87 в реестре земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, не числится.
24 октября 2018 года учреждение обратилось в управление с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 2206,39 га с кадастровым номером 23:01:0902003:87.
В письме от 13.11.2018 управление указало, что земельный участок с кадастровым номером 23:01:0902003:87 не является преобразуемым, следовательно, не подлежит снятию с государственного кадастрового учета в порядке, предусмотренном статьи 72 Закона N 218-ФЗ, в связи с чем исключить из ЕГРН сведения об указанном земельном участке возможно только на основании решения суда.
Учреждения, полагая, что спорный земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, вступившим в законную силу 01.01.2017, согласно части 1 статьи 1 которого данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы (часть 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
Государственным кадастром недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Законом порядке.
Положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носили временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Данная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823, котором указано, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
При этом в ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о спорных земельных участков из государственного кадастра недвижимости не является само по себе основанием для снятия их с государственного кадастрового учета.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:01:0902003:87 поставлен на государственный кадастровый учет со статусом "ранее учтенный" и на него зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем он не может быть снят с кадастрового учета в силу Закона N 218-ФЗ. При этом, как верно отмечено судами, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 Обзора Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016, Законом о кадастре не предусмотрены основания для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка со статусом "учтенный". Учреждение в нарушение статей 9 и 65 Кодекса не привела норм права, позволяющих аннулировать сведения о земельном участке со статусом "учтенный" и исключить земельный участок из государственного кадастра недвижимости (аннулировать сведения о нем) по обращению учреждения.
Доводы кассационной жалобы были предметом детального рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Кассационная жалоба министерство не содержит обоснованных доводов, опровергающих выводы судов, и направлена на переоценку представленных в дело доказательств, что выходит за рамки компетенции суда округа (статьи 286, часть 2 статьи 287 Кодекса).
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 25.03.2019 и апелляционного постановления от 10.07.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Заявитель (министерство) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу N А32-5353/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
...
Доводы кассационной жалобы были предметом детального рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Кассационная жалоба министерство не содержит обоснованных доводов, опровергающих выводы судов, и направлена на переоценку представленных в дело доказательств, что выходит за рамки компетенции суда округа (статьи 286, часть 2 статьи 287 Кодекса).
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 25.03.2019 и апелляционного постановления от 10.07.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 октября 2019 г. N Ф08-9386/19 по делу N А32-5353/2019