г. Краснодар |
|
18 января 2020 г. |
Дело N А53-15764/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна"" (ИНН 6167008061, ОГРН 1026104159696) - Нахапетяна С.С. (доверенность от 28.02.2019), от заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (ИНН 6164025975, ОГРН 1026103161028) - Гноинской Е.В. (доверенность от 09.01.2020) и Ивановой В.А. (доверенность от 28.05.2019), рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно- производственная фирма "Авиценна"" и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А53-15764/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна"" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - фонд) от 31.01.2019 о проведении комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.10.2017 по 30.09.2018 в части вывода о нецелевом использовании 505 311 рубля 27 копеек, начисления 50 531 рубля 13 копеек штрафов и признания неэффективным использования 110 760 рублей бюджетных средств на оплату рекламно-информационных услуг; признании недействительным требования фонда от 14.02.2019 N 9 и обязании фонда исключить из раздела "заключения" абзацы 5, 6 и 7 акта от 31.01.2019.
Решением суда от 19.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2019, принят отказ общества от требования о признании незаконным акта фонда от 31.01.2019 о проведении комплексной проверки, в указанной части производство по делу прекращено; признано недействительным требование фонда от 14.02.2019 N 9 в части указания на неправомерное расходование и взыскания 239 813 рублей 83 копеек средств ОМС и 23 981 рубля 38 копеек штрафа. В остальной части в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество подтвердило наличие трудовых отношений с юрисконсультом Шустановым О.Н.; расходы на выплату заработной платы менеджеру по рекламе являются нецелевым использованием средств ОМС и не могут быть включены в тариф на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, поскольку деятельность менеджера по рекламе направлена на развитие платных медицинских услуг.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить в части признания неправомерным расходования и взыскания 265 497 рублей 44 копеек средств ОМС на выплату заработной платы менеджеру по рекламе, взыскания 26 549 рублей 74 копеек штрафа и в указанной части принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что медицинские организации обязаны размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о видах оказываемой медицинской помощи; информирование граждан о видах медицинской помощи не является рекламой. Менеджер по рекламе формировал контент для официального сайта общества в сети Интернет, организовывал размещение информационных материалов, статей, рекламных плакатов, с указанием информации об оказании медицинских услуг по программе ОМС и оплата таких информационных материалов не признана фондом нецелевым использованием денежных средств. Менеджер по рекламе фактически исполнял обязанности, указанные в статье 79 Федерального закона от 21.12.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ). Оценка должностных обязанностей менеджера по рекламе исключительно по наименованию его должности и формулировкам, содержащимся в должностной инструкции, свидетельствует о формальном подходе судов к рассмотрению дела по данному эпизоду, намеренном уклонении от обязанности по изучению фактических обстоятельств дела и оценке представленных в материалы дела доказательств. В спорный период доля услуг, оказываемых обществом в рамках программы ОМС от всего объема оказываемых услуг, составила 95%, следовательно, функции всех сотрудников общества, которые не принимают непосредственное участие в оказании медицинской помощи, объективно связаны с решением задач общества как участника территориальной программы ОМС. Суды не учли, что в случае, если общество не освоит выделенный объем предоставления медицинской помощи, то в следующем финансовом году обществу он будет уменьшен. Риск невыполнения плана освоения выделенного объема предоставления медицинской помощи связан с тем, что застрахованные лица не будут ознакомлены с информацией о видах медицинской помощи, оказываемых обществом в рамках программы ОМС. Согласно пункту 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пункту 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, действовавшие в спорный период (далее - Правила N 158н) расходы на оплату труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственное участие в оказании медицинской помощи, входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи. Суды неправомерно сослались на обстоятельства дела N А53-24856/2018, применив статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить судебные акты в обжалуемой обществом части как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился фонд с кассационной жалобой, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным требования фонда от 14.02.2019 N 9 в части вывода о нецелевом использовании обществом 239 813 рублей 83 копеек средств ОМС и взыскания 23 981 рубля 38 копеек штрафа. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что трудовой договор и трудовую книжку юрисконсульта Шустанова О.Н. общество представило лишь после завершения проверки; личное дело юрисконсульта Шустанова О.Н. (трудовой договор, документы об образовании) по запросу фонда от 18.01.2019 общество не представило. В заверенной копии должностной инструкции юрисконсульта подпись работающего в обществе с 2011 года Шустанова О.Н. об ознакомлении с инструкцией проставлена после подписей других сотрудников, принятых значительно позже Шустанова О.Н.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационных жалоб, представители фонда поддержали доводы отзыва на кассационную жалобу общества.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (реестровый номер - 610094, код в кодировке ТФОМС - 4015701).
На основании приказа от 14.12.2018 N 09-853 фонд провел комплексную проверку использования обществом средств ОМС с 01.10.2017 по 30.09.2018, в ходе которой установил нецелевое расходование обществом денежных средств ОМС на выплату 265 497 рублей 44 копеек заработной платы менеджеру по рекламе и 239 813 рублей 83 копеек заработной платы юрисконсульту Шустанову О.Н. (в отсутствие трудового договора между обществом и Шустановым О.Н. и документов о фактическом допуске Шустанова О.Н. к работе). Допущенные обществом финансовые нарушения зафиксированы в акте от 31.01.2019.
По результатам проверки фонд выставил обществу требование от 14.02.2019 N 9 о необходимости в срок до 28.02.2019 восстановить 505 311 рублей 27 копеек использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплатить 50 531 рубль 13 копеек штрафа.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды лишь в части поддержали требования общества, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.
Вместе с тем, пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинских организаций использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций.
Согласно пункту 157 Правил N 158н тариф на оплату медицинской помощи включает расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Пунктом 158 Правил N 158н предусмотрено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Перечень затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи, указан в пункте 158.1 Правил N 158н, и включает: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (пункт 158.2 Правил N 158н).
По смыслу пункта 158.3 Правил N 158н, в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяется, в том числе, группа затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
Суды установили, что за счет средств ОМС общество произвело выплату 265 497 рублей 44 копеек заработной платы менеджеру по рекламе.
Суды указали, что в соответствии с должностной инструкцией менеджера по рекламе (том 1 л. д. 96) в его обязанности входит организация работы по рекламированию оказываемых обществом услуг в целях их продвижения на рынки медицинских услуг, информируя потребителей о преимуществах качества и оказания обществом медицинских услуг; менеджер по рекламе должен знать законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую, коммерческую и рекламную деятельность, а также основы рыночной экономики, предпринимательства и ведение бизнеса.
Совокупность представленных по данному эпизоду обстоятельств и доводов участвующих в деле лиц суды оценили как необходимые и достаточные для вывода о том, что функциональные обязанности менеджера по рекламе направлены, прежде всего, на расширение рынка, увеличение сбыта и имеют своей целью извлечение прибыли, тогда как в системе ОМС тарифная политика направлена на компенсацию понесенных медицинской организацией расходов при оказании медицинской помощи, то есть прибыль в системе ОМС не образуется.
Суды установили, что менеджер по рекламе осуществлял работу по рекламированию платных услуг общества путем размещения материалов со "скидочными" купонами на оказываемые обществом медицинские услуги в печатных изданиях и буклетах для увеличения числа пациентов на платной основе.
Д оказательства обратного общество не представило, документально выводы судов не опровергло.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что заработная плата менеджера по рекламе не может быть включена в тариф на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, поскольку деятельность менеджера по рекламе направлена на развитие платных медицинских услуг, следовательно, должна содержаться за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности общества, а не за счет средств ОМС, и обоснованно отказали обществу в удовлетворении требования о признании недействительным требования фонда от 14.02.2019 N 9 в части указания на неправомерное расходование и взыскания 265 497 рублей 44 копеек заработной платы, выплаченной менеджеру по рекламе, и начисления 26 549 рублей 74 копеек штрафа.
По эпизоду признания недействительным требования фонда от 14.02.2019 N 9 в части указания на неправомерное расходование и взыскание 239 813 рублей 83 копеек средств ОМС и 23 981 рубля 38 копеек штрафа суды указали, что в ходе проверки фонд выявил факт нецелевого использования 239 813 рублей 83 копеек средств ОМС на выплату заработной платы юрисконсульту Шустанову О.Н., обусловленный тем, что общество не подтвердило наличие трудовых отношений с этим сотрудником.
Вместе с тем, суды установили, что представленными в материалы дела документами (трудовым договором от 01.08.2011 и дополнительным соглашением к нему от 01.09.2017, табелями учета рабочего времени, документами общества с резолюций юрисконсульта Шустанова О.Н.) подтверждено наличие трудовых отношений с Шустановым О.Н.
Суды не согласились с позицией фонда о том, что документы, подтверждающие трудовые взаимоотношения с Шустановым О.Н., изготовлены позднее указанных в них дат, обосновано указав, что доводы учреждения носят исключительно предположительный характер; о фальсификации трудового договора от 01.08.2011 N 101 и дополнительного соглашения к нему от 01.09.2017 фонд не заявлял. Отсутствие в момент проверки в должностной инструкции подписи Шустанова О.Н. об ознакомлении с инструкцией, а также представление впоследствии данной инструкции с подписью Шустанова О.Н. само по себе не опровергает факт трудовых отношений между обществом и Шустановым О.Н.
Суды отметили, что подписание инструкции позднее фактического начала трудовой деятельности может свидетельствовать о нарушении в обществе порядка документооборота применительно к кадровому делопроизводству, не влияя на подтверждение фактической трудовой деятельности юрисконсульта Шустанова О.Н. в обществе.
В силу абзаца 9 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают, помимо прочего, на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Суды учли пояснения руководителя общества о том, что Шустанов О.Н. принят на работу в общество по совместительству по трудовому договору от 01.08.2011 N 101, а с 01.09.2017 переведен на постоянную работу юрисконсульта и выполняет трудовые обязанности согласно трудовому договору и должностной инструкции, осуществляет юридическое сопровождение деятельности общества, представительствуя от имени общества в административных органах, визирует документы (приказы, распоряжения).
Суды учли и то обстоятельство, что с 01.08.2011 (дата приема Шустанова О.Н. на работу в общество) фонд неоднократно проводил проверки общества и не вменял обществу нарушения в виде незаконности выплаты заработной платы юрисконсульту Шустанову О.Н. Суды отметили, что трудовой договор от 01.08.2011, заключенный с юрисконсультом Шустановым О.Н., и дополнительное соглашение к нему от 01.09.2017 направлены фонду вместе с возражениями на акт проверки от 31.01.2019, однако не учтены при принятии оспариваемого требования.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали недействительным требование фонда от 14.02.2019 N 9 в части указания на неправомерное расходование и взыскание 239 813 рублей 83 копеек средств ОМС и 23 981 рубля 38 копеек штрафа.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационных жалоб общества и фонда отсутствуют.
При обращении с кассационной жалобой на судебные акты по настоящему делу общество уплатило 3 тыс. рублей государственной пошлины по платежному поручению от 15.11.2019 N 1423, в то время как в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации надлежало уплатить 1500 рублей. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу.
Руководствуясь статьями 101, 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А53-15764/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна"" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.11.2019 N 1423.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций.
...
По смыслу пункта 158.3 Правил N 158н, в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяется, в том числе, группа затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
...
В силу абзаца 9 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают, помимо прочего, на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 января 2020 г. N Ф08-12178/19 по делу N А53-15764/2019