г. Краснодар |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А32-16490/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании до перерыва от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Черноморская торгово-промышленная компания" (ИНН 2315067771, ОГРН 1022302386248) - Рудометовой М.П. (доверенность от 11.02.2019), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), после перерыва - в отсутствие в судебном заседании, лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 (судья Шепель А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Ильина М.В.) по делу N А32-16490/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Черноморская торгово-промышленная компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительным приказа от 12.12.2018 N 2774 "Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и о внесении изменений в отдельные приказы департамента имущественных отношений Краснодарского края" в части указания в графе 5 строки 28 (помещение с кадастровым номером 23:47:0301022:451, Краснодарский край, г. Новороссийск, Центральный район, ул. Бирюзова 3, павильон N 1 "А", литер 10 "А", помещение I) раздела 2 приложения к приказу вида фактического использования помещения "для размещения торговых объектов", об обязании департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем изменения вида разрешенного использования данного объекта на "для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания - 10,4%, в целях размещения объектов спорта - 12,5%, в целях размещения вспомогательных помещений - 5,8%, объекты без признаков использования - 71,3%".
Решением суда первой инстанции от 26.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2019, заявленные обществом требования удовлетворены. Суд обязал департамент в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда внести соответствующие изменения.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит помещение, расположенное по адресу: г. Новороссийск, ул. Бирюзова 3, павильон N 1 "А", литер 10 "А", помещение I, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 21.04.2015.
Департаментом издан приказ от 26.12.2017 N 3008 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ N 3008). В указанный перечень департаментом внесено спорное помещение заявителя (строка 62737).
Общество, не согласившись с Приказом N 3008, обратилось в департамент с заявлением от 26.09.2018 об исключении помещения из спорного перечня.
По результатам выездного обследования помещения департаментом составлен акт от 12.10.2018, согласно которому помещение фактически используется в качестве торговых объектов на 10,2% от его общей площади; в качестве объектов бытового обслуживания - на 0,2% от его общей площади; вспомогательные помещения (проходы, лестничные клетки, технические помещения) составляют 5,8% общей площади; в целях размещения объектов спорта помещение используется на 12,5% от его общей площади; объекты без признаков использования составляют 27,6% от его общей площади, помещения, в отношении которых установить признаки использования не представляется возможным - 43,7% от общей площади.
На основании акта обследования департамент вынес приказ от 12.12.2018 N 2774 "Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и о внесении изменений в отдельные приказы департамента имущественных отношений Краснодарского края" (далее - Приказ N 2774), в котором определил вид фактического использования помещения - "для размещения торговых объектов".
Письмом от 24.12.2018 N 52-57845/18-08-12 департамент отказал обществу в исключении помещения из соответствующего перечня на 2018 год.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу пункта 2 статьи 375 Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, в том числе, в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 Кодекса фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Кодекса установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3.53 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент в пределах своей компетенции определяет в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Кодекса вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также устанавливает в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Пунктом 25 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.04.2017 N 319, в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что решение уполномоченного органа об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) или помещений является основанием для исключения объекта недвижимого имущества из Перечня в текущем налоговом периоде в случае установления несоответствия объекта недвижимого имущества условиям отнесения к налогооблагаемым объектам, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Кодекса; отказа в исключении объекта недвижимого имущества из Перечня в текущем налоговом периоде в случае установления соответствия объекта недвижимого имущества условиям отнесения к налогооблагаемым объектам, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Кодекса.
При вынесении судебных актов суды установили, что включение помещения в Приказ N 3008 послужило основанием для включения спорного строения в Перечень объектов недвижимого имущества, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Суды установили, что согласно представленным в материалы дела документам, в том числе выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 11.01.2018 и от 12.02.2019, свидетельству о государственной регистрации права собственности на спорное помещение от 21.04.2015 и техническому плану помещения от 05.10.2017, спорный объект является нежилым помещением, имеет назначение "нежилое помещение", вид разрешенного использования не установлен.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что помещение не обладает признаками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, так как его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. Фактическое использование помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания составляет менее 20% его общей площади.
На основании изложенного суды пришли к правомерному о том, что приказ департамента N 2774 в части указания в графе 5 строки 28 раздела 2 приложения к нему вида фактического использования помещения "для размещения торговых объектов" не соответствует требованиям действующего законодательства.
При вынесении судебных актов суды также пришли к выводу о том, что требование заявителя устранить допущенные департаментом нарушения прав и законных интересов заявителя путем изменения в графе 5 строки 28 раздела 2 приложения к приказу N 2774 вида разрешенного использования на следующий "для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания - 10,4%, в целях размещения объектов спорта - 12,5%, в целях размещения вспомогательных помещений - 5,8%, объекты без признаков использования - 71,3%" в данном случае является надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя, что является правомерным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 по делу N А32-16490/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При вынесении судебных актов суды установили, что включение помещения в Приказ N 3008 послужило основанием для включения спорного строения в Перечень объектов недвижимого имущества, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
...
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что помещение не обладает признаками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, так как его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. Фактическое использование помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания составляет менее 20% его общей площади."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2020 г. N Ф08-11482/19 по делу N А32-16490/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11482/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11482/19
24.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14190/19
26.06.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16490/19